Формирование каллиграфического письма в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ «Руэмская средняя общеобразовательная школа»

Медведевского района Республики Марий Эл

«Утверждаю» «Проверено»

Директор школы:_____________ зам. директора по ВР:_________

Ю.А.Харужина Л.Н.Отмахова

«____»____________2015г. «____»____________2015г.

Рабочая программа кружка

«Пишу красиво»

для 1 б класса

на 2015-2016 учебный год

Руководитель: Л.И. Яндулова

2015г.

Пояснительная записка.

На современном этапе обучения детей перед нами, учителями начальных классов, ставится ответственнейшая задача - обучать и воспитывать маленьких детей.

Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии, общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей, которые он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом обучения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное.

В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку также много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекций, сообщений, конспектов, тезисов, увеличивается и доля научно-делового письма: переписка, ведение протоколов, документов, написание отчетов, подготовка статей и описание опытов, наблюдений и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.

Одним из "больных" вопросов для учителей начальных классов всегда являлся вопрос об обучении детей письму.

На уроках каллиграфии путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формируются у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствуют сохранению четкости почерка и обеспечивают достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

При поступлении детей в первый класс учитель ставит перед собой цель - научить детей красиво писать. Ведь процесс письма постепенно превращается в процесс выражения мыслей, внимания и т. д.

Комплексный тренажер предназначен для последовательного формирования устойчивого красивого почерка и освоения элементарных правил грамматики. В книге использованы современные методики обучения.

В издании содержатся специально подобранные упражнения для разработки мышц руки, которые помогут добиться правильного расположения пальцев при написании букв и подготовить руку к письму, а также сформировать представления о правильном написании букв, развить и закрепить навык безотрывного письма. Графические упражнения дадут возможность ребенку самостоятельно овладеть навыками грамотного письма, усвоить элементарные правила грамматики и выработать автоматизм в их применении, а систематическая работа над трудными словами впоследствии будет способствовать их прочному запоминанию.

Было замечено, что качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому микроклимат имеет большое значение. Обязательно только при положительных эмоциях ребенка вырабатываются каллиграфические навыки.

Каллиграфические навыки формируются не только на кружке, но и на других уроках.

.

Методические основы обучения каллиграфии.

В методической литературе рекомендации по занятию чистописанием обычно связаны непосредственно с видами ошибок.

I. Общие цели работы по чистописанию:

обеспечение условий для развития грамотной письменной речи;

развитие каллиграфической зоркости учащихся;

развитие речи и орфографической зоркости на материале по чистописанию.

I I. Цели работы по чистописанию, связанные с особенностями формирования графических навыков по классам:

Основная цель работы над каллиграфией- автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.

1 класс.

Цели:

усвоение способов начертания письменных букв, их соединений;

усвоение графических и каллиграфических правил;

обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;

развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма.

Темп на уроке должен быть достаточным, чтобы учащиеся усвоили начертание букв и слов, однако необходимо приучать к ускоренному письму, развивая уверенность руки. Вся подготовительная работа в букварный и послебукварный период строится в соответствии с методикой изучения орфографии и грамматики.

2 класс.

Цели:

тщательная работа над формами групп букв и различными соединениями в порядке усложнения;

ускорение темпа письма учащихся;

формирование безотрывности и ритмичности;

закрепление навыков, полученных в первом классе.

Во 2 классе изменяются условия письма - возрастает темп урока, объём орфографической работы, усложняется алгоритм написания слов. Сжимается время на самопроверку, т.о. возрастает роль орфографической и каллиграфической зоркости.

В целях предупреждения ошибок следует приучать детей к быстроте выполнения операций по контролю за написанием и проверке орфограмм. Ученик, не успевающий проверить написанное, часто пишет «по догадке», что может привести к ошибке. Необходим предупредительный анализ трудных слов. Причины же орфографических и каллиграфических ошибок - в том, что ребёнку трудно распределять внимание между решениями каллиграфической и графической задач. Особенно проявляется это у медлительных детей. Поэтому на данном этапе так важна автоматизация навыков.

3-4 классы.

Цели:

автоматизация навыка письма;

ускорение темпа с сохранением правильности.

Процесс обучения характеризуется тем, что усиливается внимание к орфографической зоркости, быстроте выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка. Самостоятельность в грамотном письме теперь оценивается в индивидуальной письменной речи учащихся.

Виды письменных упражнений по каллиграфии.

1 класс.

Письмо бордюров, узоров, росчерков.

Физические упражнения (на развитие мышц руки):

«ходьба пальчиками»;

«игра на пианино»;

«юла»;

«посолим суп»;

«человечек ходит»;

«дождик капает»;

«пилим дрова»;

«стреляем из лука»;

«рисуем в воздухе».

Игровые ситуации:

«Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»;

«Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок). Доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).

Письмо с опорой на ориентир (наклонную черту).

Анализ элементов буквы и движений руки при письме букв и слияний.

Письмо слияний, слов и предложений с изучаемой буквой.

2 класс.

Регуляция наклона букв с помощью ориентира.

Письмо слияний и слов с заданной буквой.

Игровые ситуации:

«Буква заблудилась» (отработка написания букв).

«Идём во фруктовый магазин». Учащиеся подбирают и пишут слова на заданную тему, которые начинаются, например, с буквы а:

«Третий лишний» (отработка классификации букв со сходным начальным элементом):

Упражнения, направленные на пропедевтику орфограмм, развитие речи, ознакомление с грамматикой и др.

(Наблюдение за числом и родом им. прилаг.)

Буква «н». Списываем слова и работаем с ними: зимняя, летнее, осенний, весенние.

Сочетания «чн, чк». Составление цепочки слов: конец-конечный-кончить.

Буквы «ц, щ». Слова с непроверяемыми написаниями: лисица, синица. Составление цепочки слов: защита, защищать - защитник. Образование пар слов: ученик-ученица, чистить-чищу.

Работа над скороговорками:

Работа с предложением или текстом.

3 -4 классы.

Письмо под ритмический счёт: умеренно, затем в ускоренном темпе.

Сопоставительный анализ форм оптически сходных букв.

Упражнения на предупреждение уподоблений сходных букв (росчерки, сочетания букв, слова со сходными буквами, предложения)

Специальные упражнения на развитие движений руки (используются индивидуально при исправлении почерка) - см. 1 класс.

Списывание, диктант, письмо по памяти с каллиграфической самопроверкой.[ 2 ]





Календарно- тематическое планирование

занятий кружка «Пишу красиво»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Освоение элементарных навыков письма

1.

Упражнения для укрепления рук.

2 ч.

2.

Упражнения для формирования навыков письма

4 ч.

Совершенствование навыков письма.

Закрепление графически правильных начертании букв и способов соединения их вместе.

3.

Упражнения для каллиграфического написания строчных букв.

4 ч.

4.

Упражнения для каллиграфического написания прописных букв.

4 ч.

5.

Упражнения для неразрывного написания строчных букв

6 ч.

6.

Упражнения для неразрывного написания прописных букв

6 ч.

Систематизация умений и навыков знаний.

Практическое применение правил правописания.

7.

Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ,ЩУ.

2 ч.

8.

Контрольное списывание.

2 ч.

Всего

30 часов



© 2010-2022