Обобщение опыта по теме «Система работы по совершенствованию пунктуационных навыков учащихся младших классов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ларинская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области

Обобщение опыта по теме:

«Система работы по совершенствованию пунктуационных навыков учащихся младших классов».








Выполнила: Короткова Ирина Николаевна

учитель начальных классов







2013 год



ВВЕДЕНИЕ Русский язык занимает особое место среди других учебных предметов. Это определяется: - значением общеобразовательных знаний, которые дает этот предмет, - о языке как средстве общения и об особенностях русского языка, пунктуационного строя, словарного состава; - значением тех умений и навыков, которые формируются и совершенствуются на уроках родного языка и которые необходимы в жизни каждого учащегося; - спецификой объекта изучения, которым является язык, его функционирование. На уроке русского языка изучается тот самый язык, на котором дети говорят, которым они практически во многом владеют и которым учитель пользуется для передачи знаний; - наличие разнообразных межпредметных связей со всеми учебными предметами, так как с помощью языка передаются и усваиваются основы наук в школе. Учебный предмет « русский язык» объединяет две взаимосвязанные, но разные по задачам части: задача одной из них - дать детям основы науки о языке - с таким ее разделом , как пунктуация; задача другой - вооружить учащихся умением пользоваться « мощных в своих оборотах средствах» (С. А. Пушкин.) русским языком, развивать у детей дар слова, их умение выражать свои мысли в устной и письменной речи. Программа русского языка в начальной школе включает следующие разделы:

  1. Обучение грамоте, внеклассное чтение и развитие речи.
  2. Чтение и развитие речи.
  3. Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.
Содержание и методы обучения русскому языку содействуют приобретению школьниками прочных знаний, умений и навыков в пределах программных требований. Учащиеся начальных классов получают сведения:
  1. О видах предложений: повествовательных, вопросительных, побудительных (по цели высказывания), восклицательных и невосклицательных (по интонации).
  2. О членах предложения (главные и второстепенные).
  3. О словосочетаниях.
  4. О тексте (его видах: повествование, описание, рассуждение).
Школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов), учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания. Задача учителя - формирование навыков пунктуации, умения видеть «опасные места», т.е. пунктуационное поле, определять пунктуационно-смысловые отрезки и правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях и предложениях с прямой речью. В своих творческих работах (изложениях и сочинениях) учащиеся употребляют как простые, так и сложные предложения, поэтому учитель должен формировать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях. Понимая актуальность этой задачи, я выбрали тему «Система работы по совершенствованию пунктуационных навыков учащихся младших классов». Поэтапное изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах выстраивается следующим образом: В 1 классе организация практики устного общения, устных речевых упражнений, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях. Во 2 классе углубляются сведения о предложениях и его видах (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, невосклицательные), о связи слов в предложении. Языковые явления, которые дети наблюдают в 1 классе, осмысливаются ими на более сложном материале. В 3 классе изучаются главные члены предложения и члены предложения с разделением на виды. Учащимся даются сведения о предложениях распространенных и нераспространенных, предложениях с однородными членами с одиночными союзами, да, без союзов. Проводится грамматический разбор предложения. Учащиеся овладевают пунктуационными навыками: постановкой знаков препинания в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, запятых при однородных членах предложения. В 4 классе дается понятие о сложных предложениях. Знания, полученные учащимися, являются основой для овладения такими пунктуационными навыками, как постановка запятых в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, кавычки перед прямой речью и после нее, двоеточие перед прямой речью после слов автора. Сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Объект исследовательской работы: учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предмет исследовательской работы: методика обучения пунктуации, методические приемы, обеспечивающие выработку у детей умений и навыков постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, а также в предложениях с прямой речью. Цель исследовательской работы: рассмотреть значение изучения пунктуации в начальных классах и ее влияния на формирование прочных знаний, умений, навыков по русскому языку. Задачи исследовательской работы:
  1. Изучить научно-методическую литературу по заявленной проблеме.
  2. Использовать известные методы обучения и систему упражнений, способствующие формированию пунктуационных умений и навыков у младших школьников.
  3. Спроектировать экспериментальное обучение, формирующее у учащихся 4 класса пунктуационные умения и навыки и развивающие их пунктуационную зоркость.
  4. Анализировать результаты исследовательской работы.
Гипотеза исследовательской работы: если использовать в определенной системе все возможные методы и приемы обучения пунктуации при условии регулярного выполнения разнообразных упражнений на уроках русского языка, то это будет способствовать формированию устойчивых умений и навыков у младших школьников.
При проведении научно-педагогических исследований использовались следующие методы:
  1. Метод педагогических наблюдений.
  2. Метод бесед.
  3. Статистический метод.
  4. Методы педагогического эксперимента:
  • Констатирующий
  • Формирующий
  • Контрольный









ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Задачи изучения синтаксиса и пунктуации в начальных классах
Предметом изучения методики русского языка является процесс овладения родным языком в условиях обучения: овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, а также овладение пунктуационными навыками. Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умения и навыков в области языка. Предмету русский язык принадлежит очень важная роль. Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы. В целом курс русского языка четырехлетней школы не является пропедевтическим, а рассматривается как начальная ступень развития школьников знаниями, в том числе и по пунктуации. Он предполагает системное изучение курса и формирование умений и навыков, начиная с 1 класса. Мотивируя изучение языка лишь правилами письма, мы вычеркиваем из сознания ученика самое важное и интересное - связь языковой системы с окружающим миром, отключаем интерес ребенка к тому, что происходит в его собственном сознании при пользовании языком, лишаем его возможности строить собственные высказывания, притупляем его языковую интуицию. Следовательно, обрекаем ученика на непонимание поэзии и художественной прозы. Основная направленность речи - это выражение и восприятие мысли, а мысль формируется в предложении, и того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Предложение - основная единица синтаксиса. Именно поэтому синтаксис важен с первых шагов изучения родного языков. Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос о работе над предложением в начальных классах. Современная программа начальной школы основной целью обучения русскому языку ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков. Русское предложение как основная синтаксическая единица располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур. Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей - одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением - значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии осуществляется на синтаксической основе. Работа над предложением: а) формирование понятия о предложении и его составе. Формирование понятия о предложении и его составе начинается уже в период обучения грамоте. Дается понятие о том, что речь состоит из предложений. Учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: - предложение выражает мысль; - для предложения характерна интонация завершенности. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложение, это только группа слов. В этот период над главными членами предложения проводятся элементарные наблюдения. Дети учатся практически выделять из речи предложения по картинкам, картине, по схемам, по личным впечатлениям, по наблюдению. По мере изучения предложения уточняются представления о составных частях предложения, о словосочетаниях. Углубляются знания о каждом члене предложения. б) установление связи слов в предложении. Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относящихся к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Учитель начальных классов должен подвести учащихся к ознакомлению следующих существующих признаков словосочетания: - словосочетание - это два слова связанные между собой по смыслу и грамматически; - в словосочетании одно слово главное, а второе зависимое. Главное слово, от которого ставят вопрос. Зависимое, то, которое отвечает на вопрос. Умение выделить словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Многоаспектность предложения требует работы над ним в начальных классах в различных направлениях. Но в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации. В начальных классах изучается четыре знака препинания - точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Практическое ознакомление с точкой, вопросительным и восклицательным знаками начинается в период в период обучения грамоте. Учитель обращает внимание на то, что в устной речи при произношении одно предложение отделяется от другого паузой. Голос в конце предложения понижается. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты на предложения и убеждаются, что пауза помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяют одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном произношении предложений, так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки. Точка вводится еще до чтения при использовании графической схемы. Вопросительные и восклицательные знаки также вводятся в период обучения грамоте. Учащиеся читают предложения, которые по цели высказывания являются вопросительными. Учатся правильно произносить такие предложения. В начальных классах обращается внимание учащихся на произносимую сторону предложений. Нужно учить выделять голосом важные по смыслу слова в предложении, то есть соблюдать логическое ударение. При изучении запятой, учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу в интонации точки, то есть произношение конца предложения и интонации запятой. Практически так же происходит знакомство с постановкой запятой в сложносочиненном предложении, в каждой части - подлежащие и сказуемое. Отмечается, что части сложного предложения отличаются запятой. Сопоставляются простые предложения с однородными членами связанными союзами - и, а, но. С предложениями сложносочиненными, в которых простые предложения связываются тоже этими союзами. В начальных классах учащиеся практически знакомятся и с другими знаками препинания - двоеточием, тире, точкой с запятой, многоточием - эта работа носит пропедевтический характер. В работе над предложением в начальных классах условно выделяют четыре направления :

  1. Формирование грамматического понятия "предложение".
  2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).
Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения. 3. Развитие умения точно употреблять слова в предложении. 4. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания). Методисты (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская) рекомендуют в период обучения грамоте формировать понятие о предложении по таким ступеням: составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы; произнесение с нужными интонациями; членение на слова; постановка вопросов к словам в предложении; счет числа слов; составление схемы-моделирования; моделирование состава предложений и его границ; составление предложений по их моделям. Работа по формированию синтаксического понятия "предложение" проводится с обучением определенным синтаксическим умениям, для этого необходимо использовать методическую систему упражнений. Система упражнений предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения. Следует подчеркнуть, что преподавание синтаксиса в школе для более полного осознанного усвоения грамматического (синтаксического) понятия "предложение" не может ограничиться этой, хотя и совершенно необходимой работой. В конечном счете ученик должен уметь не только разобрать данную конструкцию, не только посмотреть предложение по заданному образцу или схеме, но и правильно, наиболее целесообразно выбрать нужную конструкцию из соотносительного ряда возможных в соответствии с ситуацией и задачей высказывания. Итак, научное обоснование содержания школьного курса синтаксиса в начальных классах, в частности содержание работы над предложением на современном этапе, открывает перспективы дальнейшего развития методики синтаксиса в разных её аспектах, усовершенствования программы и учебников по синтаксису русского языка для начальных классов. Важную роль в этом процессе играет учитель, от объема его научных знаний зависит уровень преподавания синтаксиса русского языка в начальной школе, наличие (отсутствие) у учеников интереса к родному языку. Знание достоинств и недостатков школьного курса русского синтаксиса поможет учителю подобрать такой дидактический материал, который не противоречил бы, во-первых, избранной научной теории, во-вторых, языковому чутью учащихся, позволил бы учителю со знанием дела относиться к различным методическим рекомендациям. Задачи изучения по синтаксису и пунктуации. 1. Дать грамотное понятие о предложении. 2. Ознакомить детей с разной структурой предложения. 3. Научить правильно, ставить знаки препинания. 4. Научить правильно, строить предложения. 5. Научить логически строить речь, письменную и устную с помощью предложений. Объем знаний по синтаксису и пунктуации в начальных классах. В 1 классе дается понятие о предложении. Дети учатся: - вычленять предложения из устной речи; - обозначать вначале схемой, вычленять из предложений слова, записывать предложения с помощью букв; - составлять предложения; - вычленять слова из предложения, обозначающие о ком или о чем, говорится в предложения; - устанавливать связь между словами с помощью вопроса; - ставить точку, вопросительные и восклицательные знаки в конце предложения; - писать с большой буквы начало предложения. Во втором классе знакомятся с : - предложением, - единицей языка речи; - главными членами предложения, подлежащим и сказуемым; - распространенными и нераспространенными предложениями; - наблюдением над интонацией предложения; - логическим ударением в предложении. В третьем классе изучают: - виды предложения по цели высказывания ( повествовательное, восклицательное, побудительное), по интонации ( восклицательное и невосклицательное); - второстепенные члены предложения; - распространенные и нераспространенные предложения; - связь слов в словосочетании; - главное и зависимое слово в словосочетании. В четвертом классе дети уже изучают: - главные и второстепенные члены предложения; - простое и сложное предложения состоящее из двух простых; - предложения с однородными соединительными союзами - и, а, но, и без союзов; интонация перечисления; - запятая в предложении с однородными членами; - знаки препинания в простом и сложном предложении; - наблюдения над предложениями с прямой речью; - диалог (ознакомление); - обращение ( общее понятие). Последнее связывает синтаксис с морфологией: мотивирует склонение и спряжение, формообразование частей речи. Синтаксические знания и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Последняя нуждается, например, в теме «Прямая речь, ее пунктуационное оформление». Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечива­ется в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст). Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практи­ческих умений школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Все это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи. Синтаксис в значительной мере обосно­вывает усвоение пунктуации. В начальных классах школьники изучают употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков и несколько случаев постановки запятой на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры. Но в своей практике они нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире); нередко они пользуются двоеточием, многоточием, реже - скобками, точкой с запятой. Со всеми этими знаками они встречаются в процессе чтения книги, естественно, осознают ситуации их употребления. К числу пунктуационных знаков, кроме того, относят деление текста на абзацы и соответствующий отступ в начале строки. Близки по функции к пунктуации различные шрифтовые выделения, подчеркивания, приемы расположения текста на странице. У школьников постепенно формируется пунктуационное чутье, подобное чутью орфографическому. Русская пунктуация сложилась в определенную систему лишь в конце XVIII века и начале XIX века, в дальнейшем вплоть до наших дней она совершенствовалась. Многое в ней уточнялось, устранялись противоречия. Но наряду с этим процессом в ней сохранялось многое такое, основанием для чего была только традиция. Пунктуация имеет свои принципы, важные для построения методики обучения. Структурно-синтаксический принцип утверждает, что знаки препинания как бы участвуют в конструировании пред­ложений и текста. Точка - это сигнал конца предложения, запятая разделяет однородные члены, отделяет придаточное предложение от главного, выделяет обособленные структуры, обращения. Свои структурно-синтаксические функции выполняют двоеточие, тире, кавычки, скобки, знак абзаца, шрифтовые различия и пр. Синтаксический принцип является ведущим и основным в средней школе, где изучается достаточно полный курс синтакси­са. В начальной школе он представлен лишь несколькими общими темами, они не всегда дают возможность обосновать знаки, встречающиеся в читаемом тексте, и тем более - расставлять их в собственном. На синтаксической основе, младшие школьники учатся ставить точку, запятые между однородными членами прёдложения. Поэтому в начальной школе методика обращается и к другим принципам. Смысловой принцип предполагает оформлениезнаками препинания самой мысли пишущего, ее оттенков: значение вопро­са или восклицания передается вопросительным и восклицатель­ным знаками; точка делит текст на относительно законченные отрезки; незаконченность и неопределенность мысли фиксирует многоточие; в крупных предложениях относительно самостоя­тельные части разделяются точкой с запятой; тире обозначает противопоставление или резкий переход от одного события к другому; кавычками выделяется речь действующих лиц в рассказе. По смыслу и по степени самостоятельности разделяются абзацы, главы в рассказе. Интонационный принцип предполагает усвоение пунктуации как средства передавать оттенки голоса; основа такого обучения выразительна речь. Так, точка отражает интонацию законченности мысли, конца предложения с последующей паузой. Своеобразны вопросительная, восклицательная интонации, а также передача голосом неопределенности. Известны интонации перечислительная, выделительная, противопоставительная, инто­нация незаконченности или, наоборот, законченности мысли. Знаки препинания отражают также характер пауз, логических ударений. Современная пунктуация строится не на ряде принципов, а на одном семантико - грамматическом, компонентами, которого является смысл и грамматическое значение, а следовательно и интонационное строение предложения в органичном единстве. Интонация связанна с грамматикой ( синтаксисом):она является важными обязательным компонентом любого предложения и отрывать ее от предложения, синтаксиса нельзя. Это означает, что методы и приемы обучения пунктуации, рекомендованные методикой обуславливаются именно этим ее характером. Опыт показывает, что к пониманию интонационной основы пунктуации следует идти от декламации, драматизации, от сцени­ческих выступлений детей. Интонация знаков препинания хорошо усваивается в процессе чтения вслух по книге. Как известно, многие дети на основе чтения усваивают даже такие знаки, которые изучаются в VIII - IX классах, - двоеточие, тире, скобки. Если учитель ставит более широкие задачи - лингвистическое развитие младших школьников, он, прежде всего, сам должен иметь глубокие представления обо всей системе русого языка, ее структуре, законов функционирования о русской пунктуации. Итак, делаем вывод, что значение изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальных классах велико; от того, как учащиеся усвоят этот материал, зависит дальнейшее развитие лингвистического мышления школьников. 1.2. Методические основы изучения синтаксиса и пунктуации
«Синтаксис» - греческое слово, буквально: «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет показывать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются элементы в синтаксические единицы. Синтаксис, как языковедческая наука, помогает правильно организовать формирование представлений о структуре языка, о его системе. Без знания грамматики невозможно сформировать умения и навыки в пунктуации. Пунктуация - это совокупность правил о постановки знаков препинания. Назначение пунктуации заключается в том, чтобы обеспечивать читающему правильное понимание смысла написанного. Поскольку правильное понимание текста зависит, прежде всего, от его смыслового членения, основой пунктуации является смысловое членение речи. На сколько пунктуация облегчает передачу на письме содержание, чтение и понимание написанного, учащиеся могут почувствовать при чтении текста напечатанного без знаков препинания: не видя границу между предложениями и их частями читающий не сразу, а лишь с большими затруднениями разберется в написанном. [ Г.А.Золотов :244] При чтении же вслух он не сможет читать верно, не сможет улавливать, в каком месте необходимо сделать логическое ударение, где и какого рода интонации использовать, чтобы речь и чтение были верными, а мысли заключающие в написанном тексте понятными. Таким образом пунктуация так же как и орфография ( только своими особыми средствами), служат тем же целям - обеспечивать наиболее полное общение между людьми по средствам письменного языка, правильно передавать на письме содержание высказывания. Пунктуационная грамотность - один из признаков грамотности человека в широком смысле слова. Следовательно, надо выяснить, какие методические приемы можно использовать в начальных классах при изучении простых предложений с однородными членами и сложных предложений, как сформировать у учащихся пунктуационную зоркость, как осуществлять формирование пунктуационных умений и навыков. Типы пунктуационных ошибок. Все многообразие пунктуационных ошибок может быть представлено в виде 3типов: 1. Ошибки выражаются в пропуске знаков препинания ( в тех случаях, когда они необходимы для выделения отдельных членов или частей предложения, для более точной передачи на письме определенных оттенков мыслей). 2. Ошибки, выражаются в постановке лишних знаков там, где они согласно правилам пунктуации, не нужны. 3. Ошибки, связанные с неумением учащихся выбрать именно тот знак, который нужен в данном случае. Этот тип ошибок вырабатывается обычно в смешении знаков препинания и правил их употребления. Иногда выделяется и четвертая группа ошибок: постановка знаков не на том месте где он требуется. Однако, эту группу ошибок в качестве особой группы можно признать только условно. Знак, поставленный не на месте, может рассматриваться как лишний. Лишние знаки - один из самых распространенных видов пунктуационных ошибок в школе. Очень часто в этих случаях подводит учащихся интонация, совершенно необходимая при чтении вслух данного предложения, но далеко не всегда служащая надежным ориентиром для правильной постановки знаков препинания. [ Владос : 62] Каждый из типов ошибок может быть преподнесен в многочисленных вариантах. Например, к распространенным пунктуационным ошибкам относятся: лишние знаки и пропуски их в различных конструкциях с союзом и ( при однородных членах и в сложносочиненных предложениях); в конструкциях с союзом что ( в сложноподчиненных предложениях). Структура начального курса русского языка такова, что на каждом году обучения во взаимосвязи идет работа над всеми сторонами языка. Слово - важнейшая единица языка, носитель знаний. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой по смыслу. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Усвоение его не может происходить стихийно. На каждом уроке обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
  1. Обогащение словаря учащихся.
  2. Уточнение словаря:
    • Уточнение значения путем включения в контекст, сопоставление, противопоставления, сравнение значений,
    • Усвоение лексической сочетаемости слов.
    • Усвоение иносказательных значений слов, многозначности.
    • Усвоение синонимов по степени градации, т.е. «большой - крупный - гигантский».
  3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в активный.
  4. Устранение нелитературных слов, т.е. перевод их из активного словаря в пассивный (диалектные, просторечные, жаргонные).

Полезным пособием для словарной работы могут быть словари: антонимов, синонимов, этимологический, орфографический для начальных классов. Самый надежный источник обогащения - это художественная литература. Конечная цель словарной работы в том, чтобы активизировать максимальное количество слов, научить учащихся выбирать единственно необходимое слово. Не менее важное место отводится работе над словосочетанием. Оно рассматривается как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому. Словосочетание - соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Наиболее распространено в школе выделение словосочетания в предложении и постановка вопроса от главного слова к зависимому. Такая работа доступна во всех классах, очень полезна для формирования навыков синтаксического разбора, для усвоения пунктуации и формирования пунктуационных умений и навыков. В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны: грамматическую структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, которые входят в сочетание, наличие предлогов и т.д.) и семантику словосочетания. Словосочетание не является самоцелью. Поэтому, где только возможно, упражнения со словосочетаниями должны иметь выход к более высоким ступеням речевых упражнений - к составлению предложений как простых с однородными членами, так и сложных, к связной речи. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место, т.к. на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии, лексики, фонетики, орфографии. Одним из направлений в работе над предложением в начальных классах является формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными членами, в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях). [ Особенно эффективными являются следующие упражнения: 1.Распространение предложения. 2.Восстановление деформированного предложения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов находят словосочетания. 3.Деление сплошного текста на предложения. Чтобы это вид работы был осознанным, нужно учить выделять в предложении главные члены и словосочетания. 4.Анализ предложения и составление его схемы. При анализе выделяются основа предложения, второстепенные члены, поясняющие подлежащее, второстепенные члены, поясняющие сказуемое, и второстепенные члены, поясняющие другой второстепенный член предложения. 5.Составление предложения по заданной схеме или вопросам. 6.Составление рассказа с последующим анализом предложения определенной структуры. Учет классификация пунктуационных ошибок и работа над ними. Пунктуационные ошибки, как и орфографические, исправляются и учитываются все без исключения. Исправление может производиться учителем и учащимся после подчеркивания учителем тех мест, где была допущена ошибка. Подчеркивание пунктуационных ошибок без исправления их учителем, как прием работы над ошибками не вызывает возражений и сомнений по тем же причинам, по каким это делается в отношении ошибок орфографических. В данном случае отпадает опасение о том, что ученик зрительным путем запомнит неправильно написанное. Навык постановки знаков препинания усваивается не зрительным путем. При проверке тетрадей на полях той строки, где была обнаружена ошибка учителем может быть поставлен тот или иной знак, или знак ? является сигналом ученику о том, где нужно искать ошибку. Если у учеников еще нет навыка, самим определить, на какое правило сделана ошибка учитель на полях указывает параграф учебника, в котором дано это правило или номер пунктограммы. При исправлении необходимо различать ошибки на изученное и неизученное желательно и помечать их по - разному. Например, ошибки на пройденное правило можно исправлять красным цветом, а ошибки на неизученное - зеленым и при оценки их не учитывать. Так же, как и орфографические пунктуационные ошибки должны не только учитываться, но и классифицироваться - это дает возможность работу над ошибками вести систематически и организованно. В период обучения грамоте много внимания уделяется работе над интонацией. В прописях есть предложения разные и по интонации, и по цели высказывания. У первоклассников формируется навык постановки знаков препинания в конце предложений, разных по цели высказывания и интонации. Кроме знаков завершения, есть и знаки внутри предложения. Например, тире между подлежащим и сказуемым, запятая между однородными членами предложения. Учащиеся упражняются в постановке знаков препинания. При выполнении таких упражнений следует добиваться понимания признаков предложения: смысловая законченность, интонация предложения, знание способа определения второстепенных членов предложения (по вопросам) и обозначение границ. Анализируя упражнения, рассматриваются способы соединения простых предложений в сложное:
  1. с помощью интонации;
  2. с помощью сочинительных союзов и, а, но и без союзов.
При выполнении упражнений выявляется ориентир для узнавания сложных предложений: по количеству грамматических основ предложения. Это действенный способ, применение которого позволяет отнести предложение к простому или сложному. Используются такие упражнения:
  • разделите сложные предложения на простые;
  • подчеркните основы предложения в простом предложении с однородными членами;
  • разделите предложения в 3 группы (простое предложение с однородными членами; простое предложение без однородных членов; сложные предложения).
Таким образом, использование различных упражнений формирует пунктуационные умения и навыки.


1.3. Формирование пунктуационных умений и навыков у младших школьников на уроках русского языка
I-II классы - начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил употребления знаков препинания. В начальных классах предметом изучения являются четыре знака препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Употребление последней ограничено простым предло­жением с однородными членами. Несмотря на то что количество пунктуационных правил, изучаемых в начальных классах, незначи­тельно, учителю необходимо в каждом классе систематически ра­ботать над пунктуацией, исходя из ее функции в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания. Основное назначение пунктуации, как это отмечается в линг­вистической литературе,- указывать на смысловое членение ре­чи. Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят. Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, точка в конце предложения указывает на закончен­ность предложения и его повествовательный тип по цели высказы­вания. Восклицательный знак в конце предложения также указы­вает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию. При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель прежде всего обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Эле­ментарный прием ознакомления с ролью точки - чтение текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.) В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтак­сической и интонационной основах. Все три основы между собой взаимодействуют. Смысловая сторона речи обусловливает и структу­ру предложения. Поэтому при обучении школьников пунктуации нужно ориентировать их на единую семантико-синтаксическую осно­ву, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении. Основные причины недостаточно высокой пунктуационной грамотности и способы их устранения. Соотношение количества ошибок орфографических и пунктуационных в работах типа изложения и сочинения, у учащихся младших классов начиная с 3 класса заметно, меняется. Как правило, быстро уменьшается количество орфографических ошибок, а количество пунктуационных еще длительное время остается высоким и даже увеличивается. Объясняется это явление рядом причин: 1. Орфографией учащиеся занимаются значительно дольше, чем пунктуацией. При нормальной организации дела, следовало бы не прерывать занятия пунктуацией ни на каком этапе обучения, ведя попутное повторение правил и закрепление пунктуационных навыков и при прохождении морфологии и имея в виду необходимость подготовительных ( к усвоению систематического курса синтаксиса и пунктуации) занятий на разных стадиях обучения. Только в этом случае сохраняется преемственность на разных этапах обучения. 2. Особенностями самой пунктуации, усвоение, которое требует сравнительно высокого уровня общего развития и развития речи. 3. Неправильной организацией работы по пунктуации, когда недостаточно учитываются специфические принципы методике ее обучения, а в следствие этого не обеспечивается дифференцированный методический подход к устранению ошибок, обусловленных различными причинами и различным их характером. 4.Излишней торопливостью в прохождении правил пунктуации или нагромождением разнообразных, иногда противоречивых вариантов правил постановки одного и того же знака препинания, особенно в тех случаях, когда они даются учащимся на одном и том же уроке. Не все пунктограммы являются одинаково трудными для учащихся. 5. Совокупностью таких условий, как слабое общее развитие некоторых учащихся, сравнительно низкий уровень развития речи, неразвитое чувство логического членения речи, речевой слух, а также слишком терпимое отношение со стороны школы к фактам пунктуационной неграмотности учащихся ( не внимательное отношение к знакам препинания в письменных работах учащихся по предметам, в стенгазетах, стендах), недооценка слабого знания школьниками соответствующих разделов синтаксисов. Пунктуацию нельзя изучить лишь путем запоминания известной суммы правил. Постановка знаков препинания зависит часто от характера и стиля речи, от оттенка мысли, который вкладывается пишущим в данную конструкцию предложения, а иногда от индивидуальной манеры письма того или иного писателя. Чтобы правильно расставить знаки препинания надо точно и правильно понять смысл, как отдельного предложения, так и всего текста в целом. При этом от ученика требуется , чтобы он «схватил» не только общий смысл каждого предложения, но и оттенки его значения, так как этим часто определяется необходимость постановки того или иного знака. Кроме, того надо знать и способы построения предложений самых различных конструкций. Надо помнить, что методика пунктуации значительно отличается от методике орфографии. Нельзя научить правильно, расставлять знаки препинания, механически заучивая пунктуационные правила, упрощая их или устанавливая ассоциации между отдельными словами и знаками препинания. Большой методической ошибкой является то, что ученики расставляют знаки препинания не во время письма, а только после того как текст написан. Этим нарушается важнейший принцип методики пунктуации - ставить знаки препинания во время письма. Практическое ознакомление первоклассников с употреблением точки, вопросительного и восклицательного знаков начинается в период обучения грамоте. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижа­ется. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3-4 предложения) на предложения - и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном про­изношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки. Это можно сделать еще до чтения, используя графическую схему предложения. Например, дети устно составили предложение (Мы любим петь), подсчитали в нем слова и каждое слово обозначили черточкой (---). Учитель говорит: «В устной речи одно предло­жение от другого мы отделяем паузой. (Произносит предложение.) А в книгах, в газетах используется особый знак - точка, которая показывает, что предложение закончилось, нужно голос понизить и сделать паузу». Через несколько уроков, первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца пред­ложения и сигнал для понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется кар­точка с точкой. При записи предложений на уроках письма уча­щиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению. Вопросительный и восклицательный знаки также вводятся в прак­тику обучения в букварный период. Учащиеся читают предложе­ния, которые по цели высказывания являются вопросительными (в них содержится вопрос и говорящий данным предложением хочет о чем-либо узнать), учатся правильно произносить такие пред­ложения (повышая в конце предложения голос). Интонация и смысл предложения создают основу для постановки вопросительного знака, например: Нитки тонки. А канат? Он толст.. Использование воскли­цательного знака учащиеся связывают с передачей чувства (удив­ления, радости, восторга и т. д.) и с особым интонированием предло­жений. Более углубленная работа по употреблению точки, вопроситель­ного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период проис­ходит осознание синтаксической основы постановки знаков пре­пинания в конце предложения. Изучение членов предложения, свя­зи слов в предложении (см. выше) делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку зна­ков препинания в конце предложения. По интонации предложения бывают восклицательные и невоскли­цательные. Например, предложение Летом мы отдыхали в Крыму по цели высказывания является повествовательным, а по интона­ции может быть восклицательным и невосклицательным в зависи­мости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли диктует поставить точку. Стремление подчеркнуть радость обусловит по­становку в конце предложения восклицательного знака. Особенно наглядно для учащихся своеобразие типа предложения проявляется в тексте с повторяющимся предложением, например: Дети ждали приезда отца. Маленькая Ира каждое утро спрашивала у брата: «Папа приехал?» Увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером девочка сообщила своим подруж­кам: «Папа приехал». Повторяющееся в тексте предложение Папа приехал является разным по цели высказывания: во втором предложении оно вопросительное, а в третьем и четвертом - повествовательное. Однако в третьем предложении оно произносится с осо­бым чувством радости, поэтому по интонации является восклица­тельным. Следует постоянно обращать внимание учащихся на произно­сительную сторону предложения, учить соблюдать логическое уда­рение, повышать или понижать голос в определенной части пред­ложения, делать паузу между предложениями и т. д. При изучении в IV классе предложений с однородными члена­ми учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении. Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а, наоборот, указывает на его незавершен­ность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает раз­ницу в интонации точки, т. е. произношения конца предложения, и интонации запятой. Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (После слов по реке, сталкивались голос по­нижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет про­должено.) В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над поста­новкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна. Виды упражнений по пунктуации. Выбор приемов работы и упражнений по пунктуации должен определяться, тем принципом, на котором строится наша пунктуация. Эти приемы и упражнения должны представлять собой определенную систему. Наиболее активные приемы и упражнения, которые должны входить в эту систему: 1. Объяснение постановки знаков препинания в данном тексте: этот прием широко используется во всех классах, при изучении всех пунктуационных правил, при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания, при опросе, при текущем повторении. Объяснение знаков можно вести устно и письменно в классе и дома. При объяснении указывают: а) почему в данном месте нужен знак; б) почему именно такой, а не другой; в) почему он поставлен именно в этом месте, а не в другом; г) на основании, какого правила, он поставлен. Объяснение и формулировка правила может сопровождаться иллюстрациями в виде примеров, придуманных школьниками. С этой целью используется пунктуационный разбор, то есть упражнение, когда учащиеся тренируются в анализе предложений с грамматической и смысловой стороны. Мотивируют постановку знаков препинания, синтаксически разбирают предложение. 2. Расстановка знаков препинания в текстах, напечатанных без них. Цель такого упражнения - тренировка учащихся в смысловом и грамматическом членении текста или выделении в нем определенных элементов речи, согласно заданию. Эту работу можно проводить устно и письменно сопровождать объяснением. 3. Придумывание учащимися собственных примеров по аналогии с примерами, данными учителем. Это задание требует от школьников не только творческой фантазии и активной самостоятельной работы мыслей, но и хорошего знания и понимания соответствующего правила. 4. Отыскивание примеров на разбираемый случай постановки знаков препинания в текстах, художественных произведениях. 5. Упражнения, состоящие в перестановке частей предложения, с которыми связано изменение условий постановки знаков препинания, изменение в содержании, стилистических оттенков предложений и в характере интонации. 6. Упражнение на употребление одного и того же знака препинания в разных случаях. 7. Стилистические упражнения, связанные с работой по пунктуации. 8. Письмо заученного наизусть текста. Предварительно разобрать и объяснить все орфограммы и пунктограммы. Избегать тех текстов, где есть авторские знаки. 9. Различные виды диктантов тренировочного характера на знаки препинания. 10. Контрольный диктант на пунктуационные правила. Текст не должен быть слишком простым в отношении пунктограмм, но пунктограммы должны быть бесспорными с точки зрения существующих правил. На уроках русского языка при выполнении упражнений, свя­занных с классификацией слов, учитель знакомит второклассников с использованием двоеточия или тире при перечислении, а также с употреблением запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постоянно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на кон­кретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуа­ционные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость. Программой не предусмотрено изучение в начальных классах сложных предложений, однако это не означает, что учитель должен обходить молчанием сложные предложения, употребляемые учащи­мися в устной и особенно в письменной речи. Практически он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями слож­ных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно пред­ложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям об употреблении запятой в сложносочиненных и сложно­подчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа изложений и сочинений, а также при подготовке к написанию раз­ного вида творческих работ нужно сказать о запятой в сложном предложении перед словами который, если, потому, что, так как. Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность ра­боты над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформ­лять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложе­нием в устной и письменной речи. Кроме понятия «сложное предложение», в 4 классе учащиеся знакомятся с понятиями «сложносочиненное предложение» и «сложноподчиненное предложение», а также с таким видом придаточных, как придаточное определительное. Знакомство со сложным предложением предполагает уяснение учащимися 4 класса различий между типами синтаксической связи в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью. Знания, получаемые в 4 классе, являются основой овладения соответствующими пунктуационными умениями и навыками. Школьники узнают, что при сочинительной связи отдельные предложения и однородные члены грамматически равноценны, а при подчинительной связи в сложноподчиненном предложении грамматически неравноценны; знакомятся со способами выражения подчинительной связи, выделяют в сложноподчиненном предложении главную и придаточную части. Это ознакомление происходит на основе упражнений учебника. Овладение знаниями, формирование пунктуационных умений должно происходить на основе постоянного сравнения различных типов предложений в процессе грамматического разбора. Знаки препинания должны расчленять речь на ее составные части таким образом, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. После объяснения нового материала идет следующий этап - включение новых знаний в систему знаний. На этом этапе для формирования устойчивых навыков и умений учащихся используются следующие виды упражнений, которые делятся на 2 вида: специальные и неспециальные. К специальным упражнениям относятся: списывание (неосложненное и осложненное) и диктанты (предупредительный, выборочный, объяснительный). Списывание приучает к самоконтролю. В основе диктанта лежит слуховое восприятие. При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и выделяют их. К неспециальным упражнениям относятся творческие работы: изложение и сочинение. Творческие упражнения, используемые на уроках наряду с другими видами упражнений, дают широкую возможность для закрепления пунктуационных умений. Изложение имеет большое значение для развития речи учащихся, т.к. обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения. Чтобы сочинения способствовали выработке пунктуационных умений, необходимо в процессе отбора содержания и языковых средств выяснить возможности для выражения дополнительных отрезков, включаемых в предложение или в текст. Приходим к выводу о важной роли знаний учащихся о знаках препинания в предложениях разной структуры, о необходимости использовать их в предложении, т.к. иногда отсутствие знаков препинания или неправильная постановка может привести к искажению смысла высказывания В 4 классе после изучения разных видов предложений учащиеся знакомятся с прямой речью. Они изучают ее на основе упражнений и дополнительных заданий, приготовленных учителем. На основе упражнений учитель приводит учащихся к следующему выводу: чужая речь, которая передается другим лицом без всяких изменений, называется прямой речью. Прямая речь обычно сопровождается словами автора. Учащиеся узнают о правильной постановке знаков препинания. Пунктуационная зоркость формируется на основе упражнений, наблюдений. Выводы

Итак, я рассмотрела проблему формирования пунктуационной зоркости и пунктуационных умений и навыков у учащихся на уроках русского языка в начальных классах. Пунктуация, изучаемая в школе, включает правила, разные по степени обобщения материала, характеру директивы и условиям ее действия. Осознанное усвоение правил и умение их применять в письменной речи предопределяют выяснением в процесс их изучения существенных признаков, по которым обобщаются или дифференцируются грамматические и пунктуационные факты, формированием у учащихся представления о пунктуации как системе. Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь ее существо, ее принцип, усвоить ее системность. Только таким образом понятая пунктуация способна отражать процессы речи - мысли. Все знания, полученные учащимися начальных классов, являются основой и готовят детей к восприятию более сложного материала по синтаксису и пунктуации в старших классах. Одним из важных показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Хорошо развитая речь служит средством активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения. В объяснительной записке «Программы» сказано, что при подготовке к написанию сочинений и изложений учитель должен помогать учащимся, проводя подготовительную работу, как по орфографии, так и по пунктуации и использованию сложных синтаксических конструкций в письменной речи. Пунктуационные ошибки, допущенные в работах детей («Мы купили черную кошку, но она царапалась», «Я так выдумала, что наш поход будет хорошим»), свидетельствует о том, что речь детей недостаточно развита. Неумение детей выражать мысль, используя сложные предложения разной структуры, приводит к неполноценному речевому развитию учащихся, делает их речь бедной, невыразительной. Следовательно, для того, чтобы предотвратить синтаксические ошибки детей в устной и письменной речи, необходимо в начальной школе осуществлять систематическую теоретическую и практическую работу, способствующую развитию пунктуационной зоркости и формирующую пунктуационные умения и навыки учащихся. А для этого на каждом уроке русского языка необходимо использовать различные методические приемы и упражнения, способствующие, формированию пунктуационных компетенций. Все эти материалы включены по следующим фактам: во - первых, учитель должен уметь в случае необходимости прокомментировать любой текст с точки зрения его пунктуационного оформления, оценив при этом перспективность тех или иных отклонений от действующих правил или, наоборот, указав на случаи недостаточного внимательного отношения к пунктуационным нормам; во - вторых, русская классическая литература естественно отражает нормы и особенности пунктуации своего исторического периода и может в этом смысле не совпадать с современными представлениями о нормативности тех или иных знаков. Задача школы - помочь учащимся овладеть всеми богатствами русского языка. Задача начальных классов - дать учащимся первоосновы в области синтаксиса и пунктуации. Итак, научное обоснование содержания школьного курса синтаксиса в начальных классах, в частности содержание работы над предложением на современном этапе, открывает перспективы дальнейшего развития методики синтаксиса в разных её аспектах, усовершенствования программы и учебников по синтаксису русского языка для начальных классов. Важную роль в этом процессе играет учитель, от объема его научных знаний зависит уровень преподавания синтаксиса русского языка в начальной школе, наличие (отсутствие) у учеников интереса к родному языку. Знание достоинств и недостатков школьного курса русского синтаксиса поможет учителю подобрать такой дидактический материал, который не противоречил бы, во-первых, избранной научной теории, во-вторых, языковому чутью учащихся, позволил бы учителю со знанием дела относиться к различным методическим рекомендациям.



























27


© 2010-2022