- Преподавателю
- Начальные классы
- План урокаИзменение глаголов по временам
План урокаИзменение глаголов по временам
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Савкина Е.М. |
Дата | 01.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План урока русского языка в 3 классе по теме
«Изменение глаголов по временам»
УМК: Перспективная начальная школа
Обучающие цели:
-
повторить знания об имени существительном, об изменении имен существительных;
-
повторить знания об имени прилагательном, об изменении имен прилагательных
-
повторить знания об образовании глаголов от имен существительных и наоборот;
-
познакомить с изменением глаголов по временам;
-
учить определять время глаголов;
-
расширять словарный запас учащихся;
-
учить самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения.
Развивающие цели:
-
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение, внимание, память;
-
развивать умение работать в группах;
-
развивать адекватную самооценку своей деятельности.
Воспитательные цели:
-
воспитывать интерес к занятиям русским языком;
Единица содержания образования: знакомство понятием «изменение глаголов по временам».
Граница знания-незнания: дети знают, что другие части речи могут изменяться (по числам, по родам).
Оборудование урока: класс, презентация, карточки для домашней работы, тест.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент.
(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность). Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Начинаем урок.
- Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал.
- Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число, Классная работа в рабочей тетради.
Оформляют работу в тетради
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
(цель: повторть словарные слова, работа по развитию речи, актуализировать представления о понятиях " имя сущ.", "имя прилаг.", «изменения частей речи»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний). 1. Прочитайте. Распределите данные слова в 2 группы. - По какому признаку? (части речи)
[жот], [иний], [жужжал], [зайац], [сонцэ], [празнуйу],
[искуства], [паработайэм]. - Устно составьте предложение с существительным солнце. Подчеркните основу предложения. -Какие части речи в 1-м столбике, во 2-м столбике?
Докажите!
2. Работа в парах.
- Задание-тренинг
1) какое слово является именем существительным?
-морозная, заморозил, заморозок, за мной.
-Докажите!
2) какое слово является именем прилагательным?
- подвиг, под, подвинул, подвижная.
-Докажите!
3) какое слово является глаголом?
- перед, передал, переход, передняя.
-Дайте определение глагола.
3. Языковая разминка.
- И верно, глагол это одна из двух частей речи, без которых невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений.
-Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи.
-Приведите примеры.
Работа на доске
Существительные и глаголы.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Постановка проблемы.
(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).
- Вспомните, как изменяются имена существительные?
-Имена прилагательные?
-Верно. Каждая из изученных частей речи изменяется. Мы сейчас изучаем глаголы.
- Значит, на какой вопрос сегодня мы должны ответить?
-Какова тема урока?
-Откройте учебник. Какая страница?
-Прочитайте тему урока.
- /по числам/.
- / по родам и числам/
Глаголы.
- /Как изменяются глаголы
Времена глагола.
IV. Поиск решения
(цель: подвести к формулированию ответа на поставленный вопрос).
1. Коллективная работа. (выписать вопросы) Уч. с.165, №190
-Работа по вопросам учебника.
- Значит, действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время.
- Продолжите фразу Глаголы изменяются … по временам.
- Прочитайте глаголы.
-Определите, являются ли эти слова родственными или формами слова?
Обычно суффиксы образуют новые слова, но суффиксы неопредел ф. -ть, -ти, -чь, и прошедшего времени -л образуют не новые слова, а форму одного слова.
2. - Вставить пропущенные орфограммы, доказать.
- Выделить глаголы. Что обозначают глаголы?
Запись на доске:
Закончилась з..ма.
(По) з..мле в..сна движется.
Проб..ется в..да и отожмет лё.. от б..р..гов.
- Вывод: глаголы могут обозначать действие, которое происходит сейчас, происходило в прошлом или только будет происходить.
Прочитайте правило на с. 165.
Расскажите в парах.
Устно отвечают.
- во времени совершенствования действия
Физминутка.
1.Тренировочное упр. (под руководством учителя) А)Прочитайте предложения, записанные на доске. Весной солнце светит и греет. Зимой солнце мало светило и хуже грело. Летом солнце будет ярко светить и сильно греть. - Перечислите имеющиеся в предложении глаголы. -Докажите, что это глаголы.
1. Выберите предложение, в котором выполняется действие сейчас, в данный момент./ 2-е/
-Поставим вопрос к этому глаголу.
Что делает?
Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что делает, то это глагол…настоящего времени. (н.вр.)
Укажем над словами «светит, греет» н.вр.
2. -Выберите предложение, в котором уже давно выполнил свое действие в прошлом./ 1-е/
-Поставим вопрос к этому глаголу.
Что делало?
Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос
Что сделал? Что делал?, то это глагол…. Прошедшего времени. (п.вр.)
Укажем над словами «светило, грело» п.вр.
- Найдите в одном из предложений глагол, обозначающий действие, происходящее в настоящее время.
Поставим вопрос к этому глаголу.
Что делало?
Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос
Что делать? Что будет делать?, то это глагол…. Настоящего времени. (н.вр.)
Укажем над словами «бедет светить, греть» н.вр.
Б) Сделаем общий вывод:
Как изменяются глаголы?
- На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? Кроме вопроса « Что делает?» глаголы настоящего времени отвечают на следующие вопросы: Настоящее время Что делаю? Что делает? Что делаешь? Что делает?
- Приведите примеры глаголов, обозначающим действие, происходившее в прошедшее время. -Назовите вопросы прошедшего времени. - Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени. Прошедшее время Что делало? Что сделали? Что делал? Что сделал? - Приведите свои примеры. Будущее время Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать? - Как изменяются глаголы? В) Послушайте стихотворение о времени глагола(выступление учеников): Этот хитренький глагол Себе время изобрел. « Ухожу»,- кричит сегодня. « А вчера,- кричит,- ушел». « Завтра,- скажет, -я уйду!» Позавидуйте ему!
- Можете и вы определить время глагола Г) Выборочный диктант. Выписать глаголы из стихотворных отрывков, указать время. Мы вставали ночью даже, Из окна смотрели в сад. Ну кода же, ну когда же Гости наши прилетят? А сегодня поглядели- На ольхе сидит скворец. Прилетели… Прилетели! Прилетели наконец! - Какое время года описывается в стихотворении? Как вы догадались?
- Выпишите глаголы и определите их время.
Что делает?
Светит, греет
Что делало?
Светило, грело.
Глаголы изменяются по временам.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Текст.
«Я оглянулся и увидел, что все машут мне руками. Даже важный Глагол выглянул из окна замка. Я помахал им всем сразу и побежал за Кузей»
- Дети называют глагол, ставят к нему вопрос, определяют по вопросу время, указывают время над словом./ Следующие предложения расположите в таблице:
№п/п
Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
1.
2.
3.
Тест « Изменение глаголов по временам».
- Теперь предлагаю показать свои знания по теме. Выполнить тест.
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:
А. что делал? что сделал?
Б. что сделает? что будет делать?
В. что делает? что делают?
4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:
А. действие происходит сейчас;
Б. действие произошло или происходило ранее;
В. действие произойдет когда-то в будущем.
5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:
А. что сделает? что будет делать?
Б. что делает? что делают?
В. что делал? что сделал?
По карточкам
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы). VIII. Итог урока- - Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? - Как изменяются глаголы? - Как определить время глагола?
- Что обозначают глаголы в настоящем времени, в прошедшем времени, в будущем времени? - Все ли вы знаете о части речи- глагол? Мы продолжим знакомство со словами этой части речи на следующих уроках.
Домашнее задание: по индивидуальным карточкам