Технологическая карта и конспект урока русского языка при изучении темы «Имена собственные и нарицательные», 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема

Имена собственные и нарицательные

Цель и задачи темы


ознакомление учащихся с собственными именами существительными и нарицательными

- формировать представления детей об основном назначении имен собственных;

- ввести термины « имена собственные» и «имена нарицательные»;

- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных;

- развивать речь учащихся при работе с текстом;

- развивать умения работать со словарем.

Планируемый результат

Познавательные умения:

- объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения:

- писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия

Понятия:

- имя существительное, морфологические признаки имени существительного;

- имя собственное;

- имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык», 3 класс, ч.2. автор. С. Иванов

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, мультимедийная презентация

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Технологическая карта урока русского языка при изучении темы «Имена собственные и нарицательные», 3 класс

учитель Снеткова Анна Сергеевна

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап. Организационный


Цель- мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

I этап. Организационный

Эмоциональный настрой.

Правильная посадка учащихся.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Настроить детей на работу.

Напомнить о правильной посадке на уроке

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу

Правильно сидеть за партой.

II этап. Актуализация знаний

Цель- актуализировать знания

II этап. Актуализация знаний

Внедрение в учебную деятельность.

Работа в тетрадях

Запишите число. Назовите встреченные орфограммы.

Задание1

Орфографическая минутка.

Найти лишнее слово по различным морфологическим признакам и доказать свою точку зрения

Минутка чистописания.

- Выполните показ букв в тетрадях.

Задание 2

Словарная работа

Вспомнить слова на букву т. Вставить пропущенную букву в слова, объяснить написание.

Задание 3

- Что помогает людям общаться, понимать друг друга?

- Что обозначают слова?

- Отгадать загадку об имени существительном

- Почему к одним словам, обозначающим предмет, можно задать вопрос кто?, а к другим - вопрос что?

Задание 4

Работа с постоянными и непостоянными признаками имени существительном.

Личностные УУД

Регулятивные УУД



Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Показать каллиграфическое начертание буквы и её правильное соединение с другими буквами.

Организовать работу с орфографическим словарем тетради.


Диалог с учителем

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Сравнивать слова по морфологическим признакам. Обобщать слова в группы, находить отличие.

Работать со словарем в тетради на печатной основе.

Оценивать правильность выполнения заданий.

III этап. Самоопределение деятельности

Цель - мотивировать к изучению темы.

- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

III этап. Самоопределение деятельности

Задание 1

объяснить написание слов разных групп (одни слова написаны со строчной буквы, другие с заглавной)

- Что можете сказать о записанных словах?

- Назовите общий признак в написании этих названий (пишутся с заглавной буквы).

- Как назовём таблицу?

-Выполнив это задание, назовите тему нашего урока.

- Чему должны научиться сегодня на уроке?

Приём «Корзина идей»

Учащиеся формулируют цель урока, предлагают задачи урока, которые должны реализовать в ходе занятия.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД
Регулятивные УУД

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

IVэтап. Открытие новых знаний.

Цель- научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.

IV этап. Открытие новых знаний.

Задание 1 Учебник ч.2, с.66 Подтверждение темы урока.

-Сравните слова из предыдущего задания, подумайте, что в них общего и чем они различаются.

- Чем различаются данные слова?

- О каком населенном пункте можно сказать ГОРОД?

-Сколько стран можно назвать словом СТРАНА?

- А сколько предметов называет каждое из слов правого столбика?

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- из слов левого и правого столбиков составьте предложения.

-Объясните написание заглавной буквы. Обведите слова с общим значением для каждой группы слов.

Задание 2 Учебник ч. 2, с. 66.

-Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3

Работа с рубрикой «Давай подумаем»

Определить опытным путём изменяются ли собственные и нарицательные имена существительные по числам.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы сделать вывод об изменении по числам собственных и нарицательных имён существительных

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Делают вывод об изменении по числам собственных и нарицательных имён существительных

V этап. Применение новых знаний.

Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных

V этап. Применение новых знаний.

Задание 4 Составь словосочетание (самостоятельно).

найти к именам существительным пару из имён собственных и записать словосочетания

Задание 5 работа со словами омонимами

Составление предложений с омонимами. Работа в парах на карточке 1

Задание 6 Составь предложение (самостоятельно).

-Составьте и запишите предложения с данными словами.

Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.

Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Организовать работу в парах и самостоятельно

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Оценивать правильность выполнения самостоятельных и парных заданий.

V1 этап. Проверка усвоения новых знаний.

Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных

V1 этап. Проверка усвоения новых знаний.

Задание 7. Сейчас вам предстоит поработать с тестом, который поможет вам различать собственные и нарицательные имена существительные.

Игра «Лови ошибку». В предложенных предложениях найти ошибки и справить их.

Работа в паре, на карточке №2

Задачная формулировка: замените в нужных случаях маленькую букву в начале слова на большую (заглавную) Ответьте на вопросы: что называют имена существительные, как они пишутся в разных случаях.

Задание 8. работа с тестом по обобщению полученных знаний.

Читают вопрос теста и выбирают правильный ответ, который фиксируют в тетрадь.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД


Познавательные УУД

Организовать работу по выполнению карточки с ошибками.

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.


Организовать работу по выполнению теста и самоконтроля по контрольному образцу

Прочитать предложения, найти какие слова нарицательные, а какие собственные имена.

Заменяют в нужных случаях маленькую букву в начале слова на заглавную.

Доказывают свой ответ, подтверждают ответ правилом.

Выполняют самостоятельно тест и проверяют свою работу по контрольному образцу

VI1 этап. Итог урока

Рефлексия учебной деятельности

Цель - научить осознавать свои достижения

VI этап. Итог урока

Приём «Портфель знаний»

Что нового, интересного вы вынесете в этом портфеле с урока?

Над какой темой работали?

Какую цель ставили на уроке?

Добились ли этой цели?

Что нового узнали?

Рефлексия учебной деятельности. - Чему вы научились? - Что вам понравилось? Как оцените свою работу на уроке? Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Подводит учащихся к обобщению полученных знаний с помощью приёма «Портфель знаний»

Организовать работу по оценке своей деятельности на уроке. Дать оценку деятельности своих товарищей.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей.

Обосновывают свои ответы не только с точки зрения личных симпатий, а с точки зрения плодотворной и качественной работы на уроке.


© 2010-2022