Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 п. Клетня Брянской области



СОГЛАСОВАНА УТВЕРДАЮ

Замдиректора по УВР Директор школы

________/__________/ __________/_____________/

«____»_________20__г. Приказ №___________от «___»

________________20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « Литературное чтение»

для 3 класса

начального общего образования

на 2015- 2016 учебный год

разработана на основе авторской программы Климановой Л.Ф. 2011 года



Составитель: Синицына Елена Александровна

учитель начальных классов















Клетня



2015

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе стандарта начального общего образования; примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения; программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 - 4 классы» (2011) ; федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Педагогическая цель и задачи

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Ценностные ориентиры содержания курса Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая м анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

В авторскую программу изменения внесены не были. Для реализации учебной программы используется УМК «Школа России»:

Учебники:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2015

Дополнительные материалы:

Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2015.



Место курса в учебном плане Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета в 3 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели ).

Результаты изучения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Литературное чтение» в 3 классе.

Личностными результатами обучения являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Система условных обозначений:

П.р.- проверочная работа,

Р.р.- развитие речи.











Содержание тем учебного курса Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Круг детского чтения. Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение). Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся. (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.











Тематическое планирование

учебного предмета «Литературное чтение»

для 3 класса

начального общего образования

на 2015- 2016 учебный год



Составитель: Синицына Елена Александровна

учитель начальных классов





№ п/п

Тема

Кол-во часов

Организация контроля знаний


Кол-во к/р

Кол-во п/р

Кол-во сочинений

1.

Введение. Знакомство с учебником

1




2.

Самое великое чудо на свете

4


1


3.

Устное народное творчество

14


1


4.

Поэтическая тетрадь

11


1

1

5.

Великие русские писатели

23


1


6.

Поэтическая тетрадь

7


1


7.

Литературные сказки

8

1



8.

Были-небылицы

8


1


9.

Поэтическая тетрадь

6


1


10.

Люби живое

16


1

1

11.

Поэтическая тетрадь

8


1


12.

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

13


1


13.

По страницам детских журналов

9


1


14.

Зарубежная литература

8




Вид работы

1 ч.

2ч.

1 полугодие

3 ч.

4 ч.

2 полугодие

итого

Контрольная работа

1

1

1

Проверочная работа

3

1

4

5

2

7

11

Сочинение

1

1

1

1

2









Календарно- тематическое планирование

учебного предмета «Литературное чтение»

для 3 класса

начального общего образования

на 2015-2016 учебный год



Составитель: Синицына Елена Александровна

учитель начальных классов

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема

Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

УУД

план

факт

1.

Введение. Знакомство с

учебником.

Зачем нужен по литературному чтению учебник?

Словарь, система условных обозначений, содержание

Работа с учебником, (знакомство с условными обозначениями, содержанием учебника, словарем.) Научится самостоятельно выбирать интересующуюся литературу,

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, находить и обобщать необходимую информацию в книге,

Р - ориентироваться в учебнике;

П - поиск и выделение необходимой информации (применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника);

К- задавать вопросы, обращаться за помощью.

Целостное отношение к книге.

Самое великое чудо на свете (4 часа)

2.

Знакомство с

названием раздела. Проверка техники чтения.

Какое чудо считаете самым удивительным?

Научатся придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации

Р- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

П-рефлексия способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

К - осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Адекватная мотивация.

3.


Первопечатник Иван Федоров.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

4.

Рукописные книги

Древней Руси.

Подготовка сообщения.

5.

Урок - путешествие в

прошлое.

П.р. «Самое великое чудо на свете».

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции

Устное народное творчество (14 часов)

6.

Знакомство с названием раздела. Загадки, поговорки, присказки.

Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений.

Научатся различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры, воспроизводить наизусть текст русских народных песен,

делить текст на части,

составлять план, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;

сравнивать содержания сказок и иллюстрация к ним, находить,

сравнивать и характеризовать героев и анализировать их поступки, определять границы частей, придумывать свои сказочные истории, сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, определять, где присказка, зачин, концовка сказки.

Р - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; составлять план и последовательность действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

П - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

-устанавливать причинно-следственные связи;находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

К - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Этническое воспитание.

Адекватная мотивация.

Целостное отношение к песням, сказкам,

к произведениям прикладного искусства.

Этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

7.

Русские народные песни.

8.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Интонировать предложения на основе знаков препинания.

9.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

10.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы - логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий)

11.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

12.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Знакомство со сказкой.

При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка.

13.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Составление плана сказки.

14.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки.

15.

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

16.

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

17.

Художники-иллюстраторы В Васнецов и И Билибин.

18.

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).

Уметь применять полученные знания.

19.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

П.р. «Устное народное творчество».

Что является общим для всех волшебных сказок? Какие элементы народной сказки были использованы каждой группы?

Тестовая работа.

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

20.

Знакомство с названием раздела. Стихи любимых поэтов.

Прогнозирование содержания раздела.

Научатся прогнозировать содержания раздела, читать выразительно стихи, передавая настроения автора, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихотворения, видеть и чувствовать настроение поэта и наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова,

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; работать по предложенному учителем плану, самостоятельно формулировать тему и цели урока;

П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; поиск и выделение необходимой информации, находить ответы на вопросы в тексте, пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

К--адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Эмоционально «проживать»

текст, выражать свои эмоции. Чувство прекрасного - умениевоспри-нимать красоту природы, бережноотно-ситься ко всему живому, чувствовать красоту художествен- ного слова, стремиться к совершенствова-нию собственной речи; выражать

своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

21.

Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).

Тестовая работа. Каким советам

Я.Смоленского

последуете при чтении стихотворения?

22.

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия

23.

Ф.Тютчев «Листья».

Р.р. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

24.

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»«Зреет рожь над жаркой нивой…».

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

25.

И. Никитин «Полно,степь моя, спать беспробудно…».

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

26.

И. Никитин «Встреча зимы».

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы - логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

27.

И. Суриков «Детство».

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения .

28.

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

29.

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

30.

П.р. по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Тестовая работа

Великие русские писатели (23 часа)

31.

Знакомство с названием раздела.

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

Логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль.

Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, различать лирическое и прозаическое произведение, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя, понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Научатся различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл, находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценировать басню, определять басню как жанр литературы по характерным признакам,

выделять мораль, видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительному чтению, пониманию прочитанного, составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану, соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героев.

Научатся сравнивать рассказ-описание и рассказ- рассуждения.

Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; учиться работать по предложенному учителем плану, формулировать и удерживать учебную задачу, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; строить рассуждения; осуществ-лять анализ и синтез; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; анализ информации; обработка информации; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты; делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

К - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения, умение слушать других, формировать свои мысли вслух.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

эмоциональ-ность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; появление интереса к жанру басни, творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

32.

А. Пушкин. Лирические стихотворения.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы - логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

33.

А. Пушкин «Зимнее утро».

Выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения; анализировать поэтическое

34.

А. Пушкин «Зимний вечер».

35.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство со сказкой.

изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Выразительное чтение, заучивание наизусть.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

36.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности народной сказки.

37.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика главных героев сказки.

38.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Чтение наизусть отрывков.

39.

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

40.

Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника; книг о Крылове.

41.

И. Крылов «Мартышка и Очки».

42.

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

43.

И. Крылов «Ворона и Лисица».

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

44.

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

Произведения М.Ю. Лермонтова. Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно - популярные произведения.

Наизусть

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

45.

М. Лермонтов «Горные вершины…» «На севере диком стоит одиноко…».

46.

М. Лермонтов «Утес».

47.

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

Произведения Л.Н. Толстого. Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Мораль басни. Научно - популярные произведения.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

48.

Л. Толстой «Акула».

49.

Л. Толстой «Прыжок».

50.

Л. Толстой «Лев и собачка».

51.

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.

Творческий пересказ.

52.

П.р. по разделу «Великие русские писатели».

53.

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).

Выпуск самодельного литературного журнала класса по теме «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь 2 (7 часов)

54.

Знакомство с названием раздела. Сообщение о Н.Некрасове.

Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Выразительное чтение стихотворений.

Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения,

читать стихотворение, выражая авторское настроение,

объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря, находить средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, олицетворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения, оценивать свои достижения.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

П- ориентироваться в разнообразии способов решения задач; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической формами речи, ставить вопросы, обращаться за помощью.

Адекватная мотивация.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

Чувство прекрасного

- умение

воспринимать красоту природы, бережноотно-ситься ко всему живому;чувст-вовать красоту художествен-ного слова,стремить-сяк совершенство-ванию собственной речи.

55.

Н. Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер бушует над бором…»

56.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

57.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

58.

К. Бальмонт «Золотое слово».

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

59.

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

60.

Развивающий час (обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).

П.р. по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Литературные сказки (8 часов)

61.

Знакомство с названием раздела. Знакомство с литературными сказками.

Проверка техники чтения.

Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Научатся прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение, сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках, сравнивать героев, сравнивать содержание литературной и народной сказки,

научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; выделения существенных признаков, сравнение.

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, умение выражать свои мысли полно и точно, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Адекватная мотивация. Чувство прекрасного

- умение воспринимать красоту природы, бережно

относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественно-го слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

62.

Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка).

63.


Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

64.

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

65.

В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

66.

В. Одоевский «Мороз Иванович».

67.

В. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ сказки.

68.

Контрольная работа по 1 части учебника.

Тестовая работа.

Были-небылицы (8 часов)

69.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные, выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, составлять план для краткого и полного пересказов, пересказывать текст подробно и кратко, выборочно, рассказывать о прочитанных книгах, читать произведения по ролям.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; проговаривать последовательность действий на уроке; прогнозирование уровня усвоения материала.

П- находить ответы на вопросы в тексте, -- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; анализ, интерпретация,

передача информации (устным, письменным, цифровым способами).

К - ставить вопросы, обращаться за помощью, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, задавать вопросы, аргументировать свою позицию.

Адекватная мотивация. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. Уважительное отношение к чужому мнению.

70.



М. Горький «Случай с Евсейкой». Сочинение продолжения рассказа.

71.

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

72.

К. Паустовский «Растрепанный воробей». Характеристика героев произведения.

73.

А. Куприн «Слон».

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Работа с планом, пересказ.

74.

А. Куприн «Слон».

75.

А. Куприн «Слон». Составление различных видов плана.

76.

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».

П.Р. по теме «Были- небылицы».

Тестовая работа.

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

77.

Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений.

Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их, находить в стихотворениях яркие, образные слова и

выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст, понимать и чувствовать окружающую природу, сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, проверять правильность высказывания, сверяя с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, проговаривать последовательность действий на уроке.

П -поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К- задавать вопросы, аргументировать свою позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация. Стремиться к совершенствованию собственной речи.

78.

С. Черный «Воробей», «Слон».

79.

А. Блок «Ветхая избушка».

80.

А. Блок «Сны», «Ворона».

81.


С. Есенин «Черемуха».


Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений.

82.

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1».

П.р. по теме «Поэтическая тетрадь».

Викторина, тестовая работа.

Люби живое (16 часов)

83.

Знакомство с названием раздела. М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения, определять основную мысль рассказа, понимать нравственный смысл рассказа, определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, озаглавливать текст, описывать характер и поведение героев рассказа, давать характеристику главным героям, пересказывать текст по плану, оценивать поступки главных героев, отличать художественные рассказы от научно-познавательных.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П- сбор, обработка, анализ, передача информации, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; задавать вопросы, аргументировать свою позицию, формулировать собственное мнение,

слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Адекватная мотивация. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Стремиться к совершенствованию собственной речи.

84.

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Р.р. Сочинение на основе художественного текста.

Умение кратко пересказывать произведение (эпизод), составлять собственный текст.

85.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план рассказа.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

86.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

87.

В. Белов «Малька провинилась».

88.

В. Белов «Еще раз про Мальку».

89.

В. Бианки «Мышонок Пик».

90.

В. Бианки «Мышонок Пик». Работа с планом.

91.

Б. Житков «Про обезьянку».

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

92.

Б. Житков «Про обезьянку». Характеристика героев произведения.

93.

Б. Житков «Про обезьянку». Пересказ по плану.

94.

В. Дуров «Наша Жучка».

Самостоятельное чтение рассказа и пересказ.

95.

В. Астафьев «Капалуха».

Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

96.

В. Драгунский «Он живой и светится…».

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

97.

Урок-конференция «Земля - наш дом родной».

98.

П.р. по разделу «Люби живое».

Тестовая работа, вопросы.

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

99.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения, анализировать поэтическое изображение птиц в стихах;

выразительно читать стихотворения;

использовать интонацию;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору

Научить находить рифму в произведении, сравнивать и

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,

оценивать события, героев произведения.

Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; находить смысловые связи в произведении и жизни;

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую,

находить смысловые связи в произведении и жизни;

К - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя), договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Адекватная мотивация.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

100

C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая поэзию автора и своё отношение к изображаемому.

101

А. Барто «Разлука».

102

А. Барто «В театре».

103

С. Михалков «Если», «Рисунок».

104

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

105

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).

Проверять чтение друг друга, работая в паре,.

106

П.р. по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Самостоятельно оценивать свои достижения.

Собирай по ягодке - наберешь кузовок (13 часов)

107

Знакомство с названием раздела. Любимые произведения Н.Носова, А.Платонова, М Зощенко.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведений.

Научатся выразительно читать юмористические рассказы по ролям,

соблюдая особенности речи героев, определять

особенности

юмористических рассказов, описывать главных героев, их характер, высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, выразительно читать по ролям.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность

действий на уроке; выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; составлять план и последовательность действий; прогнозирование уровня усвоения.

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы в тексте.

Адекватная мотивация.

Эмоционально «проживать»

текст, выражать свои эмоции.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

108

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

109

А. Платонов «Цветок на земле».

Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

110

А.Платонов «Цветок на земле».

111

А. Платонов «Еще мама»

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

112

А.Платонов «Еще мама».

113

М. Зощенко «Золотые слова».

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

114

М. Зощенко «Великие путешественники».

115

М. Зощенко «Великие путешественники».

116

Н. Носов «Федина задача».

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

117

Н. Носов «Телефон».

118

В. Драгунский «Друг детства».

Уметь самостоятельно изучать произведение, пересказыватьподробно.

119

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Оценка достижений.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

По страницам детских журналов (9 часов)

120

Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки»- самые старые журналы для детей.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Научатся прогнозировать содержание раздела, высказывать своё мнение, отношение, находить в журнале полезную информацию,

составлять план подробного пересказа текста, пересказывать текст, находить главную мысль текста, составлять свои добрые советы, отличать легенды от других литературных произведений. Узнают новые интересные легенды. Научатся сочинять легенды.

Научатся выразительно читать стихотворения и оценивать свои результаты.

Осознают то, что не все бывают советы добрыми.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П -поиск и выделение необходимой информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя), слушать и понимать речь других;выразительно читать и пересказывать текст.

Адекватная мотивация.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Эмоционально «проживать»

текст, выражать свои эмоции.

121


Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи».

122

Ю. Ермолаев «Проговорился».

Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

123

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

124

Г. Остер «Вредные советы»

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

125

Г. Остер «Как получаются легенды».

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

126

Р. Сеф «Веселые стихи».

127

Читательская конференция. П.р. «По страницам детских журналов» (обобщающий урок).

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос.

128

Проверка техники чтения за 2 полугодие.

Зарубежная литература (8 часов)

129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному.

Научатся читать выразительно, осознанно

текст; определять тему и главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Научатся характеризовать героев на основе анализа их поступков.

Учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с

точки зрения

общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, составлять план и последовательность действий; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы

других в соответствии с этими критериями.

П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

К- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, выразительно читать и пересказывать текст;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя), вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Адекватная мотивация.

Эмоционально «проживать»

текст, выражать свои эмоции.

130





Мифы Древней Греции.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

131


Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Сообщение об авторе.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя)

Пересказывать выборочно произведение.

132

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».

133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Выставка рисунков к сказке.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

134

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг»

135

Итоговый тест по изученному материалу за год.

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

136

Рекомендации на лето.



© 2010-2022