- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру «Вода и ее свойства»
Конспект урока по окружающему миру «Вода и ее свойства»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Савчук Н.Н. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Вода и ее свойства» Цель: создать условия для усвоения и первичного закрепления знаний по теме «Вода и ее свойства». Задачи урока: Обучающая
-познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды в процессе опытов и практической работы, с тремя состояниями воды; Развивающая
- формировать практические умения ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений; -создать условия для развития мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу; Воспитывающая
-создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других. -воспитать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Тип урока: изучение нового материала с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного. Оборудование: мультимедиа, фонозапись, глобус, приборы для опыта, карточки с заданиями, карточки с пословицами, рисунки тучи, радуги, речки, офтальмотренажер.
Этапы урока
1. Организационный момент.
Цель: Создать благоприятный эмоциональный микроклимат.
2.Поэтическая минутка
Цель: сконцентрировать внимание учащихся на ходе урока.
3. Актуализация знаний
Цель: Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.
Физминутка
4. Усвоение новых знаний. Практическая работа.
Физминутка: офтальмотренажёр
5. Закрепление новых знаний
Контроль и самопроверка знаний
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
8.Итог урока.
Деятельность учителя -Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте покажем, какие мы красивые и поприветствуем их!
- Я желаю вам хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Если вам будет трудно, я вам помогу.
-А урок у нас необычный, наш класс будет научной лабораторией, а вы станете учеными.
- Чем занимаются ученые?
-А тему нашей научной работы вы узнаете, послушав эти строки:
На фоне записи льющейся воды читаю стихи:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без
-Почему нельзя жить без воды?
- Конечно, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?
-А что бы вам хотелось узнать о воде?
-Да, вы попытаетесь узнать, о том, какими свойствами обладает вода, в каких состояниях можно встретить её в природе и почему нужно беречь воду. Ведь вода - сама жизнь.(слайд)
-Как вы думаете, много ли воды на Земле? Посмотрите на глобус - модель Земли. Какого цвета на нём больше всего? Почему?
-На Земле большую часть занимает вода, это - океаны, моря, озёра, реки. Если поверхность Земли разделить на 4 равные части, то 3 из них будет занимать вода и только одну - суша. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.
-Когда-то первый космонавт Ю.А.Гагарин, увидев нашу Землю из космоса, назвал её голубой планетой. (слайд) (Напомнить о дне космонавтики-12 апреля).
Вода - краса природы. Эту красоту мы видим повсюду.
-Где встречается вода в природе? (слайд)
-А в воздухе есть вода? В каком виде?
-Вода есть и под землей.
- И на Северном и на Южном полюсе.
- Вспомните, какие явления природы связаны с водой?( слайд ).
- Таким образом, в природе вода может находиться в разных состояниях. В каких?(слайд
-Чтобы ответить на этот вопрос, вы как ученые должны поработать с учебной литературой. Откройте с.89 прочитайте сообщение-текст и выделите главную мысль.
-Но не только такие явления природы состоят из воды.
-Из воды состоит любой живой организм. Если помять лист растения в руках, то мы обнаружим в нем влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.
-Много воды и в нашем теле. (слайд ). Человек на 80% состоит из воды. Без воды человек может прожить три дня, а без пищи гораздо больше. Без воды нет жизни на земле!! -Вода нас и поит, и кормит. Вода заботится о нашей чистоте - о гигиене. Какие правила гигиены вы знаете?
Соблюдая личную гигиену мы сохраняем свое … и свою….
-Как используем воду, чтобы стать крепкими, здоровыми?
- Ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода! Вода - это, действительно, самое удивительное вещество на Земле. И мы сегодня в этом убедимся. Наша лаборатория начинает работу. У нас 3 научные группы, которые проведут опыты с водой и попытаются узнать, какими свойствами она обладает.
На парты выставляются приборы для опыта. Будем работать по плану и заполнять таблицу (карточки на партах)
Опыт №1 Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?
Зачитаем план опыта.
-
Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.
-
Посмотрим на свет.
-
Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.
-
Посмотрим на свет.
-
Сравнить цвет воды с цветом полосок.
-
Расскажем о результатах наблюдений.
-
Сделаем вывод.
-
Заполним таблицу.
Опыт №2 Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?
Зачитаем план опыта.
-
Определение запаха воды.
-
Определение вкуса воды.
-
Расскажем о результатах наблюдений.
-
Сделаем вывод.
-
Заполним таблицу.
-Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод.
- Теперь попробуйте воду
- Сделайте вывод.
Вывод: вода - не имеет вкуса.
Опыт №3 Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?
Зачитаем план опыта.
-
Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.
-
Что происходит с формой воды.
-
Сделайте вывод.
О каких свойствах воды идет речь?
Опыт №4 Вопрос: является ли вода - растворителем?
Зачитаем план опыта.
-
Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, соль, песок).
-
Перемешаем палочкой.
-
Пронаблюдаем за полученной смесью.
-
О результатах наблюдения расскажем.
-
Сделаем вывод.
-
Заполним таблицу.
- Как вы думаете, могут ли меняться свойства воды?
-Где наблюдаете эти изменения?
-Впереди у нас ещё много работы, ребята. И чтобы с ней отлично справиться, давайте немного отдохнём!
-В устном народном творчестве можно встретить много произведений о воде. Какие жанры произведений знаете? Вспомните сказку, где говорится о живой и мертвой воде.
- Попробуйте собрать из слов пословиц(ы) и узнайте, какая вода нужна людям, зверям и птицам, полям и садам, лугам и лесам. Карточки прикреплены на стене в разных местах.
-Помните, когда вы были маленькими мамы, умывая вас, говорили:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Чтобы вы были красивыми, нужна какая вода?
-Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Нам повезло, что мы живем в таком месте, где много чистой, пресной воды. Это родники, источники, аршаны- они имеют целебные свойства. А еще наша Бурятия знаменита …чем?
- А сейчас ученым предлагаю такое задание: У вас на столе лежит конверт с карточками. Разложите их по группам.
- На какие группы вы разложили? Сделайте вывод.
-Понравилось вам быть учеными?
.Что вы узнали о свойствах воды?
-Можно ли прожить без воды?
-Почему нужно беречь воду?
-Действительно, воду нужно беречь! А о том, как сохранить наше природное богатство, мы поговорим на следующем уроке. Понаблюдайте, как в вашей семье экономят воду.
Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями. Вам нужно найти ответы на следующие вопросы:
-
Что такое ледники?
-
Почему лёд не тонет?
Для этого каждой группе я выдаю список книг, которые вам помогут найти ответы на данные вопросы.
Энциклопедии найдете в нашей библиотеке: «Я познаю мир: естествознание».
«Что есть что? Вода».
«Воздух. Вода. Погода и климат».
-А сейчас самостоятельно определите, как вы усвоили материал урока.
Если у вас были трудности и остались какие-нибудь вопросы, разместите капельку воды, которая лежит у вас на парте, на тучке.
Если всё было понятно и вопросов не возникало, прикрепите свою капельку там, где течёт река.
-А если вы узнали много нового, не просто поняли, что изучили на уроке, но и сможете поделиться информацией с окружающими, ваша капелька будет сиять на радуге.
-Дети, я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за вашу активность, трудолюбие и жизнерадостность!
В заключении я хочу напомнить:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
Деятельность учащихся
Приветствие.
-Исследуют, проводят опыты, наблюдают, узнают, открывают что-то новое.
-Без воды.
Ответы детей.
- Мы сегодня будем говорить о воде.
-Какая бывает вода? Можно ли жить без воды? Почему нужно беречь воду? Какими свойствами обладает вода ?
-Голубого и синего.
-Это моря и океаны.
-В виде пара, облаков, туч, тумана.
- Это родники.
-Огромные льды
- Дождь, снег, иней и т.д.
Работа по учебнику. Определение главной мысли
-Мыть руки перед едой, после улицы, после туалета. Чистить зубы, умываться, принимать душ. …здоровье, …красоту.
-Можно закаляться обтиранием, ножные ванны принимать.
- вода прозрачна и бесцветна.
- вода не имеет запаха
- вода - не имеет вкуса
- вода текуча, не имеет формы.
- вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются
-Это хорошо, иначе во время дождя вся почва могла бы раствориться.
-в жидком состоянии
-Вода -это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная, без вкуса, без запаха. Может являться растворителем.
-Да, вода может поменять вкус, цвет.
Завариваем чай и т.д.
Пословицы и поговорки, стихи и песни, сказки.
Иван царевич и Серый волк и т.д.
-Получилась пословица "Не всякая водица для питья годится". Нужна вода чистая, пресная.
«Чистая вода -для хвори беда"
-Чистая.
-Озером Байкал
Вывод: вода находится в трех состояниях - жидком, газообразном, твердом.
- Вода -это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная , без вкуса, без запаха, может являться растворителем.
-Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.
-Человек может прожить без воды не более 3 дней.
-Потому, что вода на Земле может закончиться.
Дети прикрепляют картонные капельки воды на плакат с изображением тучи, радуги и реки.