Рабочая программа по предмету Русский язык ОС 2100 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

I. Пояснительная записка

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

формирование у детей чувства языка;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1-4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

звукового состава и обозначения звуков буквами;

морфемного состава и словообразования;

грамматического значения;

лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

разделительные ь и ъ;

проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

проверяемые буквы согласных на конце слова;

пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь - залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове - всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы - это его морфемный состав.

Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви- тия орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический.

Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? - что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их - без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке - самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях - и об их функциях в речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.

Рабочая программа по предмету Русский язык ОС 2100 2 класс

*ЛР - линия развития учащихся средствами предмета.

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

подробно и выборочно пересказывать текст;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Приложение

Таблица предметных требований

к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

овладение функциональной грамотностью;

развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

приобретение и систематизация знаний о языке;

развитие чувства языка

овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

2 класс

правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;

составлять предложения из слов; по данным схемам;

определять границы предложений в тексте без знаков препинания;

составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;

выбирать заглавие к тексту из ряда данных

выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

находить корень в группе однокоренных слов;

подбирать однокоренные слова;

находить суффиксы и приставки в доступных словах;

образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);

ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)

находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;

находить предлоги в предложении (тексте)

делить слова на части для переноса;

видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;

писать предлоги раздельно со словами;

писать большую букву в словах (изученные случаи);

писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;

писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;

писать буквы проверяемых согласных на конце слова;

употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;

не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

писать ъ и ь разделительные;

графически объяснить выбор написания;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

2-й класс

170 ч (5 часов в неделю) или 136 ч (4 часа в неделю)

Слово (введение). (5 ч)

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Предложение. (11 или 8 ч)

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст. (12 или 10 ч)

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово (продолжение). (119 или 103 ч)

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии).

Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;

обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;

ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;

ь и ъ разделительные;

буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

проверяемые буквы согласных на конце слова.

Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.

Повторение. (13 ч или 10 ч)

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Резерв (10 ч).

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Часов

Название темы/урока

План

Дата

6

Слово (6 часов)

01.09

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

02.09

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова)

03.09

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова)

04.09

Как устроен наш язык?

05.09

«Опасные места» в словах русского языка

08.09

«Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу «Слово»

11

Предложение (11 часов)

09.09

Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения. Проверочное списывание.

10.09

Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам

11.09

Признаки предложения. Оформление предложений на письме

12.09

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме

15.09

Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемами

15.09

Развитие речи. Конструирование предложений

17.09

Знаки препинания в конце предложений

18.09

Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией

19.09

Что мы знаем о предложении? (Обобщение)

22.09

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение»

23.09

Вводный контрольный диктант

12

Текст (12 часов)

24.09

Работа над ошибками. Признаки текста

25.09

Роль заглавия в тексте

26.09

Связь заглавия с главной мыслью текста

29.09

Заглавие текста. Основные признаки текста

30.09

Развитие речи. Восстановление деформированного текста. Л. Н. Толстой «Чиж»

01.10

Работа над ошибками. Озаглавливание текстов

02.10

Конструирование текстов

03.10

Конструирование текстов

06.10

Развитие речи. Конструирование текстов, предложений

07.10

Признаки текста, его отличие от набора предложений

08.10

Проверка знаний и умений по теме «Предложение. Текст». Проверочная работа № 2

09.10

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

7

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО? (7 часов)

10.10

Какие слова отвечают на вопрос кто?,а какие на вопрос что?

13.10

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

14.10

Объединение слов в тематические группы

15.10

Развитие речи. Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Елка в лесу»

16.10

Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

17.10

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

20.10

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

11

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (11 часов)

21.10


Контрольный диктант по итогам I четверти

22.10

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

23.10

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки. Словарный диктант

24.10

Связь слов-названий и слов-признаков

27.10

Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросыкто? что? какой? какая? какое? какие?

28.10

Упражнения в подборе слов-признаков

29.10

Упражнения в подборе слов-признаков

30.10

Развитие речи. Обучающее изложение текста по вопросам «Снеговик»

31.10

Закрепление и повторение изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки»

10.11

Проверочная работа по теме « Слова-названия и слова-признаки»

11.11

«Пишу правильно» (работа над ошибками).Самостоятельная рвбота

6

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? (6 часов)

12.11

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам

13.11

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета

14.11

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? Самостоятельная работа (тест)

17.11

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

18.11

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

19.11

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу

8

СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ (8 часов)

20.11

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении

21.11

В предложении от слова к слову можно задать вопрос

24.11

Развитие речи. Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка»

25.11

Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

26.11

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

27.11

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

28.11

Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении»

01.12

«Пишу правильно» (работа над ошибками) Самостоятельная работа

9

СЛОВА, К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС (9 часов)

02.12

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи

03.12

Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства

04.12

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

05.12

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц» (обучающее сочинение)

08.12

Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами

09.12

Роль предлогов в предложении

10.12

Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов

11.12

Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

12.12

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

3

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ (3 часа)

15.12

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов

16.12

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

17.12

Упражнения в распознавании однокоренных слов

5

ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС (5 часов)

18.12

Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса. Словарный диктант

19.12

Развитие умения находить в словах суффиксы

22.12

Контрольный диктант (по итогам 1полугодия)

23.12

Обучающее изложение по обобщенным вопросам по теме «Лиса»

24.12

Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание

7

ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА (7 часов)

25.12

Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки

26.12

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах.

12.01

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги

13.01

Закрепление. Части слова

14.01

Закрепление знаний о составе слова

15.01

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова»

16.01

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Самостоятельная работа

14

АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ (14 часов)

19.01

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита

20.01

Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей

21.01

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей

22.01

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев

23.01

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень. Самостоятельная работа

26.01

Большая буква в названиях рек и морей. Самостоятельная работа (тест)

27.01

Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке.

28.01

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы

29.01

Контрольное списывание

30.01

Развитие речи. Сочинение по рисунку.

02.02

Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных

03.02

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

04.02

Упражнения в правописании имен собственных. Тест (самостоятельная работа)

05.02

Закрепление знаний

14

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЩА-ЩА, ЧУ, ЩУ (14 часов)

06.02

Написание букв и, у, а после шипящих (повторение)

09.02

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

10.02

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

11.02

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

12.02

Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща

13.02

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений

16.02

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений. Тест (самостоятельная работа)

17.02

Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу

18.02

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу

19.02

Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений

20.02

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих

24.02

Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

25.02

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

26.02

Развитие речи. Обучающее изложение.

18

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ (18 часов)

27.02

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме

02.03

Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине

03.03

Развитие умения писать Ьдля обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

04.03

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь

05.03

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн

06.03

Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн

10.03

Звук [й] и его обозначение на письме

11.03


Контрольный диктант по итогам III четверти

12.03

РазделительныйЬ. Правописание слов с разделительным Ь

13.03

Развитие умения писать слова с разделительнымЬ

16.03

Правописание слов с разделительнымЬ и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме

17.03

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ»

18.03

Словарный диктант. Упражнения в написании слов с Ь

19.03

Развитие умения писать слова с разделительнымЪ

20.03

Развитие умения писать слова с разделительнымЪ

01.04

Развитие речи. Написание изложения по вспомогательным вопросам

02.04

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

03.04

Самостоятельная работа (тест) "Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками"

13

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (13 часов)

06.04

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение

07.04

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

08.04

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах

09.04

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

10.04

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы

13.04

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова

14.04

Самостоятельная работа (тест) по теме ""Безударные гласные в корне слова"

15.04

Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне»

16.04

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне

17.04

Контрольный диктант № 4 по теме «Безударные гласные в корне»

20.04

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

21.04

Развитие речи. Свободный диктант

22.04

Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне» (в форме игры «Счастливый случай»)

11

ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА (11 часов)

23.04

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова

24.04

Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм

27.04

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой Упражнение в подборе проверочных слов

28.04

Упражнение в подборе проверочных слов

29.04

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

30.04

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

04.05

Упражнение в написании слов с парной согласной на конце

05.05

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

06.05

Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

07.05

Обобщение по теме "Правописание парных согласных на конце слова". Тест (самостоятельная работа)

08.05

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

15

ПОВТОРЕНИЕ (15 часов)

11.05

Повторение по теме «Текст»

12.05

Итоговая контрольная работа

13.05

Повторение по теме «Предложение»

14.05

Повторение изученных орфограмм

15.05

Контрольное списывание

18.05

Повторение написания слов с Ъ и Ь знаком

19.05

Итоговая комплексная контрольная работа

20.05

Заключительный урок-праздник

21.05

Интегрированная проверочная работа

22.05

Повторение изученных орфограмм

25.05

Повторение изученных орфограмм

26.05

Повторение написания слов с Ъ и Ь знаком

27.05

Повторение написания слов с Ъ и Ь знаком

28.05

Повторение по теме «Предложение»

29.05

Повторение по теме «Текст»

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2 класс;

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;

Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2 класс;

Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2 класс;

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-4-го классов;

М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2 класс;

Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

компьютеры.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

орфографический и пунктуационный тренинг;

редактирование (взаиморедактирование);

создание текста, его коллективное обсуждение;

создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).

© 2010-2022