Конспект урока по окружающему миру для 1 класса «Горные экосистемы»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир


Раздел. Земля - наш общий дом.

Тема: Горные экосистемы.

Цели:

- ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью - закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса, приводить примеры горных животных и растения. Понятие: высотные пояса.

Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.

Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки гор, плакат «Горные экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных гор к нему.

Оборудование: Физическая карта полушарий, видеофрагменты гор (ледники и растительный и животный мир гор), задания по группам.


Этапы

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I. Организационный момент.

-Ребята, поздоровайтесь. Хочется пожелать нашим гостям побывать на интересном уроке, а вам, друзья, как можно больше знаний из него извлечь. Пусть дружеский девиз- один за всех и все за одного - подбодрит вас в работе.

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

(работа в группах)


- Мы с вами уже знаем, что наша Земля поделена на тепловые пояса. Скажите сколько их и назовите. (3 (5), холодный, умеренный, жаркий)

- А что расположено внутри тепловых поясов? (природные зоны)

- Назовите, какие природные зоны вы знаете. (зона ледяных пустынь, зона тундры, лесная зона, зона степей, зона пустынь)


- Кто сможет объяснить, почему они в такой последовательности распределяются на планете? (солнце, закон природной зональности)

- На какие особенности мы обращали внимание, изучая природные зоны? (климат, почва, растительный и животный мир)

- Как можно всё это объединить одним словом? (экосистема)

- Мы познакомились с основными природными зонами, увидели их красоту и неповторимость.


Познавательные УУД

1.Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

2.Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в специальных справочниках;






ФЛИПЧАРТ

(видеофрагмент)

ФЛИПЧАРТ

ГИПОТЕЗА(предположение)

Чем ближе источник тепла, тем жарче.

-Почему на вершине горы холодно?







ФЛИПЧАРТ

Тема:ГОРНАЯ ЭКОСИСТЕМА



ФЛИПЧАРТ

ПЛАН

-Для определения темы урока, ответьте, пожалуйста, на 2 вопроса:

1.) Многие из вас сидели у костра. Где теплее: ближе к костру или дальше от костра?

-Почему?

(Конечно, ближе к костру. Чем ближе к источнику тепла, тем жарче становится).

2.) Вы решили подняться в горы на подъемнике. Какую одежду нужно взять с собой: лёгкую или тёплую?

(свои версии)

Давайте подведём итоги ваших ответов.

На первый вопрос был получен однозначный ответ: чем ближе к источнику тепла, тем теплее.

На второй вопрос в горы некоторые из вас решили взять легкую одежду. Но были и такие, кто решил прихватить тёплую одежду.

Во втором случае нужно было подняться от Земли ближе к Солнцу, то есть к источнику тепла.



-Почему же мнения так разделились?

(ответы)

-Какой вопрос нас сегодня интересует?

(Чем ближе к Солнцу - источнику тепла, тем теплее или холоднее?) ЗАПОМНИТЕ!!!

-Посмотрите видеофрагмент.

- На что вы обратили внимание?

(На вершинах гор лежит снег. Значит там холодно)

-На какой вопрос нам надо найти ответ?

(Почему на вершине горы холодно?)



-Какой проблемный вопрос возникает?

(Чем ближе источник тепла, тем жарче.

-Почему на вершине горы холодно?)



-Изучение какой экосистемы поможет нам найти правильный ответ?

(Горы или горная экосистема)

-Какие вопросы нужно будет обсудить?

(1. Какой климат в горах?

2. Растительный и животный мир горной экосистемы)

- Где мы будем добывать знания?

(Учебник, энциклопедии, те, кто был в горах, что-то об этом читал или смотрел по телевизору)


3.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст учебника, таблица, иллюстрация, видеофрагмент)

4.Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир (т.е. связь с жизнью- возможно кто-то в ближайшее время поедет в горы и надо правильно подобрать одежду)

III. Совместное «открытие» знаний







ФЛИПЧАРТ

(видеофрагмент)



Работа по учебнику с. 42

-Найдите ответ на этот вопрос. Прочитайте в группе. Чем ближе к Солнцу - источнику тепла, тем теплее или холоднее?

- Объясните,(расскажите), как вы поняли материал учебника.

(Воздух прозрачен. Солнечные лучи не нагревают его, проходят насквозь. Они нагревают поверхность Земли, а от Земли уже нагревается ближайший к ней слой слой воздуха. Поэтому, чем выше, тем воздух холоднее).



-Одинаковое ли количество тепла получают склоны гор?

(Нет. Чем выше горы, тем холоднее.)

Вывод:

- Попробуйте сделать вывод, где теплее у подножия горы или на вершине?

(у подножия )

-Значит, как меняется температура воздуха, если мы поднимаемся в горы? (понижается)

-Так какую одежду следует взять, отправляясь высоко в горы?

- Мы отвергаем или подтверждаем нашу гипотезу:

«Чем ближе к источнику тепла, тем теплее»

(Отвергаем, т. к. мы теперь знаем, что лучи солнца нагревают поверхность Земли, а от Земли уже нагревается ближайший к ней слой воздуха. Поэтому, чем выше поднимаемся, тем воздух холоднее).



- Какие умения мы формировали?

ФИЗМИНУТКА

-Кто такие альпинисты?

-Давайте все вместе покорять горные вершины.

-Оденем головной убор

-Оденем теплую куртку, застегнем все пуговицы

-Теплые ботинки. Оделись!

-Возьмем собой рюкзаки

-В горах нужно быть внимательны и осторожны!

- Пошли! Забираемся, нам трудно идти…

Мы наблюдательны!

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

5.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)


IV. Добывание знаний


Спасибо. Садитесь.

-Заметим ли мы ещё какие-то изменения с подъёмом вверх.

( изменяется почва, растительный мир и животный мир)



-Может ли это быть одна экосистема?

(Нет. Природа гор не может быть одной экосистемой)



-Предположите, какие экосистемы могут быть в горах?

(Горные вершины самых высоких гор всегда покрыты снегом. Значит, на вершинах - горные снега, ледники. Где-то в середине гор - леса. Следовательно, есть лесная зона. Есть части гор с редкими растениями, а внизу бывает очень тепло и жарко. )

-Давайте проверим наши предположения. (с. 43-учебник)

(чтение вслух)

- Так какие экосистемы могут быть в горах? - Верны ли наши предположения?

(такие, как на равнинах)

- Как называются природные зоны горных районов?

(высотные пояса)



МОЛОДЦЫ!

Регулятивные УУД

1.Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

2.Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

3.Учиться планировать свою учебную деятельность на уроке.

4.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, энциклопедии, физическую карту полушарий)

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

5.Оценивать учебные действия в соответствии с




V. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний








ФЛИПЧАРТ































































ФЛИПЧАРТ

(физическая карта)

Кондор, черный гриф,

тунряная куропатка,


-Для закрепления изученного материала, выполним задания в группах

-Вспомним правила работы в группе:

  • Говори спокойно и ясно;

  • Уважай товарища

  • Умей каждого выслушать;

  • Я должен так работать, что бы быть полезным группе.



-Внимательно читайте первое задание и приступайте к работе. Выполнив работу - сигнализируйте.

- На работу 1 мин.

ЗАДАНИЕ 1. - Используя таблицу на с. 43-учебника подпишите высотные пояса.

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса «Горные экосистемы»Конспект урока по окружающему миру для 1 класса «Горные экосистемы»





Степи

1 и 2 группы 3 и 4 группы

Проверка выполненной работы. (ИД)

- Одинаковые ли высотные пояса в этих горах? (нет)

- Почему? (чем выше гора, тем больше высотных поясов)

- А на нашей планете много гор?

- Какие вы знаете?

МОЛОДЦЫ!



-Сейчас, я предлагаю вам в группах выполнить интересные задания. Для выполнения задания потребуется:

1 гр. -контурная карта, 2гр. и 3гр. - физическая карта мира

4гр.- высотные пояса

-Выполняйте задание №2. На выполнение 2 мин.

Сигнализируйте.



1группа.- Подпишите на материках горы, используя готовые надписи. Подготовьте интересный факт о любой горе.

Альпы, Кавказ-Европа

Тибет, Гималаи - Азия

Кордильеры - Северная Америка

Анды - Южная Америка

ПРОВЕРКА: Показывают свою контурную карту (на доску) и рассказывают.

-Как работала ваша группа? Оцените себя.

-Какие умения формировали?

(работать в группе, работать с картой)



2 группа. - Используя физическую карту расселите птиц в их места обитания. Подготовьте интересный факт о любой птице.

Кондор - горы Южной Америки

Черный гриф - горы Евразии

Тундряная куропатка - горы Тибета

Сапсан - горы Северной Америки

ПРОВЕРКА: на ИД

-Как работала ваша группа? Оцените себя.

-Какие умения формировали?

(работать в группе, работать с картой)

3 группа. - Используя физическую карту полушарий расселите животных в их места обитания. Подготовьте интересный факт о любом животном

Снежный барс - Тибет

Архар - Кавказ

Серна - Альпы

Лама - Анды

ПРОВЕРКА: на большой карте( на доске)

-Как работала ваша группа? Оцените себя.

-Какие умения формировали?

(работать в группе, работать с картой)



4 группа. - Используя таблицу высотных поясов рассели животных и растения по высотным поясам. Подготовьте интересный факт о любом из них.

  • У горного быка - яка- длинная шерсть. Он круглый год может пастись рядом с вечными снегами.(лед. пустыни)

  • На склонах, где выпадает много осадков, горные тундры превращаются в луга. Они пестрят яркими цветами и называются альпийскими лугами.

Там растут эдельвейсы и горечавка.( Горные тундры)

  • Сосны и ели - деревья (Горные леса)



ПРОВЕРКА: со своей работой к доске

-Как работала ваша группа? Оцените себя.

-Какие умения формировали?

(работать в группе, работать с картой)



поставленной задачей.

6.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)








Личностные результаты

1. Оценивать ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

2. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника. Нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.


VI. Итог




ФЛИПЧАРТ

Итог работы

- Какие высотные пояса могут быть в горах?

  • Горные ледники

  • Горные тундры

  • Горные леса

  • Степи



- Когда высотных поясов больше? ( чем выше гора, тем больше поясов)

- Как сменяют друг друга экосистемы при подъёме в горы?

(в определенном порядке)

-Продолжите предложение : «Сегодня я на уроке…»

- Нам помогал…

- Какие умения формировали?



- А знаете ли вы кто такие альпинисты? (ответы детей)

- Давайте посмотрим на слайд. В горах очень красиво. И эта красота привлекает людей. Но за ней скрывается и большая опасность. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

- Так вот если бы вы были альпинистами, то на какую высоту нашей горы вы бы сегодня смогли подняться? Подумайте, оцените свою работу на уроке с помощью флажка.


Д/З С. 42-45, Р.Т. № 5, 6

- Спасибо за работу.




© 2010-2022