Доклад: «Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации

детской одаренности».

Талантливый человек - особая ценность для общества, поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей.

По последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям, но они, как правило, бывают лишены необходимой для их талантов поддержки, в результате чего лишь 2-5 % детского поколения действительно проявляют себя как одаренные.


Что такое одаренность? Чтобы как - то объяснить эту статистическую действительность, давайте уточним, что же такое одаренность? Одаренность - наличие задатков для развития способностей, которые в исследованиях Б.М. Теплова определяются так:

  • во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  • в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидуума.
Это позволяет охарактеризовать одаренность, как общее свойство интегрированной деятельности в совокупности способностей.


Рассмотрим каждую из составляющих понятия «одаренность» в связи с возрастными особенностями дошкольников, определяющими творческую самореализацию личности в будущем. К 2,5 - 3 годам относится первый этап в развитии познавательного и аффективного воображения: с одной стороны - это отделение себя от предмета, от действия с ним и направленность на овладение новыми действиями и предметами, а с другой - выделение своего Я, переживание своей отдельности от окружающего мира. Второй этап в развитии воображения дети проходят в возрасте 4 - 5 лет, когда ребенок направлен на усвоение социальных норм, а также правил и образцов деятельности. В этом возрасте у ребенка проявляются способности к словесному творчеству, когда он сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.

К 6 - 7 годам ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Именно в этом возрасте ребенок выдумывает миры с воображаемыми положительными и отрицательными героями. Творчество ребенка в этом возрасте носит проективный характер и символизирует устойчивые переживания. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают искать приемы этой передачи. Таким образом, рассматриваемое понятие (одаренность) тесно связано с понятиями «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И задача педагога- дошкольника, поощрять любознательность, познавательную активность, вовлекать детей в различные виды деятельности, способствуя тем самым расширению детского опыта.

Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. И поэтому в новом ГОСО, программах воспитания дошкольного возраста «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Мектепке барамыз» уделяется большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

Линия творчества в обозначенных программах осуществляется в единстве с развитием познания и чувств.

А это значит, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Уже с младшей группы дети развивают свои творческие способности, а в старшей группе творчество определено как высшая форма самостоятельности ребенка - дошкольника.

Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее ползание, хождение, плавание, ранее знакомство с различными материалами и инструментами.

Вторым условием является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые будут стимулировать его самую разнообразную творческую деятельность. Так, например, если задолго до обучения чтению давать ребенку кубики с буквами, повесить на стене азбуку и во время игр называть ребенку буквы, то это способствует раннему овладению чтением.

Третьим условием эффективного развития творческих способностей дошкольников является достижение «потолка» своих возможностей ребенком и постепенное поднятие этого «потолка».

Необходимо предоставлять ребенку свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большое напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет малышу на пользу. Это является четвертым условием для развития творческих способностей дошкольников.

Предоставление свободы ребенку предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое главное - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Не надо делать что-то за ребенка, если он может это сделать сам. Это пятое условие успешного развития творческого потенциала дошкольника.

Для творчества необходима комфортная психологическая обстановка, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - теплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе

Индикатором определения эмоционального состояния детей являются психоэмоциональные игры типа «Следы настроения», «Дерево эмоций» и.т.д

В целях снятия психоэмоциональной напряженности используется многофункциональная терапия например «Фототерапия». В ее основе лежит оздоровительная методика психиатра Леви. Своим больным он советовал повесить дома портрет, на котором он запечатлен смеющимся и как можно чаще общаться с ним. Резонансным откликом было улучшение состояния здоровья, стимул к активной деятельности, к творческой деятельности.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни.

Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Необходимо подобрать соответствующие методы обучения и воспитания. Методов, способствующих развитию творческих способностей дошкольников, очень много. Назовем некоторые из них.

Развивать творческие способности можно как в специально организованной учебной деятельности соответственно целей и задач основных областей развития, так и в других видах деятельности.

Огромное значение для развития фантазии, воображения, как проявления творчества имеет игра, которая является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в игре ребенок делает первые шаги к творчеству. Взрослые должны не просто наблюдать за игрой, а управлять ее развитием, обогащать, включать в игру творческие элементы. На раннем этапе, игры детей носят предметный характер. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может стать стулом, машиной, пирожным и т.д.

В 4-5 лет начинается складываться сюжетно-ролевая игра, которая представляет широчайшие для развития фантазии и творчества. Воспитатель должен помочь детям научиться разнообразить сюжеты игр.

Развитию воображения, как одного из компонентов творческих способностей, помогают творческие игры дошкольников.

Так, например, имитационная игра «Фотография» (старшая группа).

Детям предлагают движениями, позой и мимикой изобразить веселого клоуна, злого великана и т.д. Звучит музыкальное сопровождение - дети в «образе» ходят по комнате. Пауза в звучании - дети замирают в любой позе.

В младшем дошкольном возрасте это игры с сюжетными игрушками, игры, сопровождаемые текстом («Котик и козлик»),

проблемно-игровые ситуации («Мишутка потерял свои сапожки», «У лисички нет домика») и др.

Необходимо также использовать для развития воображения игры типа «Что было бы, если все люди разучились разговаривать». Такие игры дают возможность мысленно прокрутить событие, которого не было, т.е. его придумать.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют развивающие игры, разработанные Б.Н. Никитиным, О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой.

Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые можно использовать для развития воображения дошкольников. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца.

Дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых произведений, подготовить концерт для малышей или придумать различные истории, а затем сделать к ним иллюстрации.

Для развития детской инициативы и творчества можно также провести отдельные дни - «День космических превращений», «День лесных приключений» и др.

Для развития словесного творчества детям можно предложить задания типа «Придумай историю про котенка», придумай рифму к слову «Олень» и др.

Широко должны использоваться методы проблемного обучения с опорой на имеющийся у ребенка опыт: проблемная задача, проблемный диалог, репродуктивные и продуктивные методы.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого и тактичного, все понимающего педагога, его творческого потенциала.

Поэтому перед педагогом любой ступени образования, а особенно дошкольной, стоят следующие задачи:

- замечать любые творческие проявления детей;

- создавать условия для развития творческих способностей, как в организованной учебной деятельности, так и в других видах деятельности.

В связи с этим предлагается следующие этапы работы с детьми:

Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится в три этапа: на первом этапе проводится групповое обследование детей с помощью стандартизованных методик и отбор группы детей, показавших результаты высокие и выше среднего; на втором этапе анализируются результаты анкетирования родителей и специалистов, затем по оценке взрослых выявляются одаренные дети; на третьем этапе организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью и выясняется или уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Такая диагностика позволяет увидеть генетические способности ребенка и составить траекторию его личностного развития.

Работа с одаренными детьми по следующим направлениям:

  • интеллектуальное - это дети с высоким уровнем развития мышления, памяти, отличающихся стремлением к творческим нестандартным решениям, независимостью в суждениях, гибкостью в решении проблем;


  • общение и лидерство - одаренными в этом плане считаются дети легкие в общении, ответственные, умеющие быть хорошими партнерами;


  • сфера художественной деятельности - к ним относим детей, проявляющих

интерес к художественным занятиям , успешных в различных областях

искусства, музыке, изобразительной деятельности;


  • двигательные- дети, увлекающиеся спортом

В развитии способностей одаренных детей принимают участие все педагоги.

Разнообразные объединения детей и взрослых дают возможность творчески проявить себя всем участникам образовательного процесса, а в первую очередь детям. Например

Среди детей с высоким уровнем интеллекта даже в дошкольном возрасте можно встретить выраженных "счетчиков", "экологов", "книгочеев", хотя чаще их умственные пристрастия бывают разносторонними и переменчивыми

С целью развития воображения, интуиции, умственной активности в ДО активизируется поисково - экспериментальная деятельность, конструктивная деятельность, работают кружки «Я в мире и мир вокруг меня», «Край любимый».

Лидерская одаренность - одно из проявлений социальной одаренности. Успешным лидерам присущи следующие характеристики: интеллект; умение принимать решения; чувство ответственности; уверенность в себе; настойчивость, терпимость и т.д.

В данном направлении работают педагоги ДО.В авторских программах «Я- концепция успешная личность», «Я , ты, он, она, вместе дружная семья», поставлены следующие задачи: формирование позитивной личности; формирование социально-коммуникативных навыков, как условие развития одаренности.

Работа по развитию музыкальной одаренности детей в ДО ведется в трех направлениях: вокал (кружок "Соловушка"), ритмопластика (кружок "Весёлый каблучок") и хореография. Дошкольники, посещающие эти кружки, принимают активное участие в ежегодных городских конкурсах детского творчества «Музыкальные надежды», «Таза бұлак» и занимают призовые места.

Актерские способности развиваются через выразительную речь; актерское мастерство. Дети участвуют: в ежегодном городском конкурсе спектаклей самодеятельных театрализованных коллективов ДО «Царь сказка!», «Бала тілі - бал»? «Наш дом - природа».

Ребенок является субъектом творчества. А педагог должен вести занятия так, чтобы перед ребенком всегда стояла творческая задача. В программе «В мире прекрасного» педагога Кузнецовой И.Ю. работа по развитию художественных способностей ведется по следующим направлениям: оформительское творчество; изобразительное творчество; конструктивное творчество (кружки "Цветные капельки", "Бумка", "Юный архитектор"). Творческие работы воспитанников представлены на городских конкурсах рисунков и отмечены высокой оценкой

Очень сложно подобрать для человека вид спорта максимально соответствующий его желаниям и способностям. Спортивная одаренность характеризуется в большей степени генетическими факторами: строением тела, двигательной координацией, а также некоторыми психологическими особенностями характера (такими как трудолюбие, настойчивость…). Прогноз спортивной одаренности можно сделать на основе изучения и использования семейных традиций и опыта. Очень сложно подобрать для дошкольников вид спорта соответствующий одновременно и его желаниям, и способностям. В ДО работа по развитию спортивных способностей ведется на основе спортивной гимнастики, элементов спортивных игр баскетбол и волейбол ( кружок «Крепыш»).

В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители, когда обнаружится одаренность ребенка. Одни считают, что нет особой нужды обращать внимание. Другие, наоборот, преувеличивают возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие.

Большинство родителей пытаются помочь в раскрытии творческого потенциала ребенка. Главная задача в воспитании таких детей заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями всех участников образовательного процесса, соответствия требований взрослых стремлениям и интересам одаренного ребенка. Родителям необходимо помочь детям в умственном и творческом росте в соответствии с их способностями, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные и посильные занятия. Но обычно родители бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать, одаренность у ребенка и хотели бы получить соответствующие рекомендации психолога, педагога и других специалистов. Поэтому, целью психолого-педагогической работы специалистов ДО является оказание помощи родителям в определении своей позиции по решению вопросов развития одаренности детей, согласованного воздействия, оценке своего вклада в раскрытии творческого потенциала ребенка.

Таким образом, представленный алгоритм работы с одаренными детьми позволяет поднимать и активизировать творческий потенциал ребенка. В заключение хочу привести слова великого педагога Ш.А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личностную черту, вселить в них радость творчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дай им почувствовать себя в нем властелином».



© 2010-2022