Признаки агрессии у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2

ГЛАВА I Теоретический анализ проблемы агрессии младших школьников…………………………………………………………………………51.1.Особенности психического развития младших школьников……………….5

1.2. Общая характеристика агрессии…………………………………………….10

1.3.Особенности агрессии младших школьников……………………………...19

Выводы по первой главе………………………………………………………….25

ГЛАВА II Эмпирическое исследование агрессии младших школьников……26 2.1.Процедура и методики исследования агрессии младших школьников………………………………………………………………………..26

2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………….29

Выводы по второй главе………………………………………………………….33



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34

Библиографический список источников и использованной литературы….…………………………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………..……………………………………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………...42



ВВЕДЕНИЕ Проблема агрессивности детей и подростков, на сегодняшний день, является особенно актуальной. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков видео и компьютерными играми агрессивного содержания. Если отобрать у них их компьютеры, телефоны и планшеты, то им просто не чем будет заняться. Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок. Издавна проблема агрессивного поведения людей была одной из самых сложных и интересных проблем психологии и педагогики. В одних и тех же жизненных ситуациях люди реагируют по-разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно выявить своевременно причины агрессивного поведения и учитывать эти причины в практике общения. Агрессивное поведение - это весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В - первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Таких детей очень легко вывести из себя, они обижаются по каждому поводу. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах. Младшие школьники они ведь впитывают все от своих родителей, подражают им. Следовательно, поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Они живут в агрессивной семье и применяют этот опыт на других людей. Многое зависит также от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного ребенка (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным. Важно знать особенности своего ребенка, родителям важно не «перегнуть палку» в воспитании, уметь договариваться со своим ребенком. В современной психологической литературе достаточно разработаны вопросы определения сущности агрессии, факторы становления агрессивного поведения, но недостаточно разработаны вопросы: почему возникает агрессивность, каковы факторы возникновения агрессивного поведения, каковы эффективные методы преодоления агрессивных тенденций в поведении детей. Проблема настоящего исследования, актуальна на современном этапе развития, так как в настоящее время много детей младшего школьного возраста, имеют средний и высокий уровень агрессивности. Наша задача, выявить этот уровень и разработать рекомендации, по коррекции и преодолении агрессивности детей младшего школьного возраста. Цель исследования: исследование проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Объект исследования: психическое развитие младших школьников Предмет исследования: агрессия младших школьников. Задачи исследования: 1.Осуществить теоретический анализ проблемы агрессии младших школьников 2.Провести эмпирическое исследование агрессии младших школьников 3.Сделать выводы и обобщение по результатам проведенного исследования. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень агрессии в младшем школьном возрасте низкий и средний. Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение Эмпирические: проективные методы Практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться психологами, социальными педагогами, учителями, родителями для осуществления профилактики и коррекции агрессии младших школьников. Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения и приложений.











ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы агрессии

1.1 Особенности психического развития младшего школьного возраста Младшее школьное детство - это период когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. По определению данному в Педагогическом энциклопедическом словаре младший школьный возраст - возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В др. странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (напр., во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение - единственная ступень образования [7]. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения социального опыта. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление. Как отмечает Е.Гаспарова, с расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое "Я сам!" - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей [11]. В младшем школьном возрасте происходит изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих проходит болезненно, конфликтно [4].

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми [24].

Ведущий вид деятельности. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Основы учебной деятельности закладываюся именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой - должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать) [20]. Смена ведущей деятельности - не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам)[19]. Психологическая перестройка в деятельности: если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка имеет несколько этапов: · первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни; · вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива; появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни. Успешное прохождение этих стадий дает возможность предупредить многие отклонения в нравственном развитии младших школьников. В психологической адаптации младшие школьники могут испытывать определенные трудности.

Речь. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь - показатель уровня развития ребенка.
В письменной речи различают правильность орфографическую ( правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Мышление. Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).
В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления)[24].

Память. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

Внимание. Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
7-8 лет - сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

Самосознание. Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятиях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему - по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Центральным психологические новообразования становится произвольное поведение. С этим новообразованием также тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам.

1.2 Общая характеристика агрессии Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Агрессия по Э. Фромму: «любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту» [26]. Агрессивность, по Р.С.Немову: «враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред» [21, с.86]. "Психологический словарь" под редакцией В. Зинченко предлагает следующее определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [7]. Агрессия в работах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского: «индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба объектам нападения». Агрессивностью эти авторы считают относительно устойчивую черту личности, проявляющуюся в готовности к агрессивному нападению. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам[15]. Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости [3]. А.А. Реан, К. Бютнер и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения [3]. А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций: -физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; -косвенная агрессия - действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.); -вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань); -склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); -негативизм - оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев; -обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; -подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред; -чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [2]. Ещё одна классификация дана психологом С. Фешбахом, который выделил три типа агрессии: враждебная, инструментальная и экспрессивная. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Целью враждебной агрессии является главным образом нанесение вреда другому, в то время как инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (в случае шантажа, воспитания путем наказания). Инструментальную агрессию С. Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, корыстную и бескорыстную, антисоциальную и просоциальную [28]. Следующая значимая классификация предложена психологом Д. Зильманом. Основной критерий ее построения - позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме стимул-реакция. Он выделил восемь типов агрессии: наступательная, защитная, ответная, спровоцированная, неспровоцированная, побудительная, санкционированная агрессия и агрессия, вызванная раздражением [18]. Психолог А.А. Реан, анализируя различные виды агрессии, выделяет спонтанную агрессию и реактивную агрессию. Спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить, поставить в тупик своим вопросом или ответом. Реактивная агрессия - это проявление агрессивности при взаимодействии, при общении, возникающее в качестве типичной реакции. Для таких людей характерна недоверчивость. Такая личность - конфликтная, проявляет яркую агрессивность в отстаивании своих интересов и высокий показатель раздражительности (эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания) [25]. Э. Фромм подразделяет агрессию на пять видов:

  1. доброкачественную - способствующую поддержанию жизни,
  2. злокачественную - реакция на угрозу интересам индивида,
  3. инструментальную - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности,
  4. псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения,
  5. оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер, [26].
Для описания агрессии А. Басс предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. Категории агрессии по А. Бассу:
  1. Физическая-активная-прямая - нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.
  2. Физическая-активная-непрямая - закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
  3. Физическая-пассивная-прямая - стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).
  4. Физическая-пассивная-непрямая - отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
  5. Вербальная-активная-прямая - словесное оскорбление или унижение другого человека.
  6. Вербальная-активная-непрямая - распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
  7. Вербальная-пассивная-прямая - отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
  8. Вербальная-пассивная-непрямая - отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие виды агрессии:
  1. враждебная агрессия, которая имеет целью причинение жертве страданий;
  2. инструментальная агрессия, когда нападение на других не имеет целью причинение вреда [8].
Все перечисленные выше исследователи (Э. Фром, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон) подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения. Психиатр Ю.Б. Можгинский рассматривает несколько видов агрессии, акцентируя внимание преимущественно на клинических параметрах. Социальная агрессия объединяет феномены с преимущественно антиобщественной направленностью действий. Это - кражи, хулиганство, вымогательство. В этих случаях преобладают корыстные мотивы, мотивы удовлетворения потребностей, частично - мести, например, при совершении хулиганских действий против обидчиков. Ситуационная агрессия - это высказывания и действия в конфликтной ситуации. Ее появление обусловлено особенностями личности подростка, его темпераментом, воспитанием и т.д. Основным признаком данного вида агрессии является конфликтность, раздражительность. С детства такие индивиды дают агрессивные вспышки. Агрессия рассматривается ими как специфически организованный процесс, выполняющий определённую функцию, а агрессивность понимается как сложный системный компонент, являющийся частью более мощной системы психики человека. Давая дефиницию понятия агрессии, многие исследователи опираются на изучение объективно наблюдаемых и измеряемых феноменов, которыми чаще всего выступают акты поведения человека. Так, например, А. Басс рассматривает агрессию как некую реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. Уилсон отмечает, что агрессия есть физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [5, 6, 10, 4]. Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем З. Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта - жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Поэтому и агрессивность - неотъемлемое свойство человеческой природы. Теория влечения. З. Фрейд является основоположником первой теории - теории влечения. Согласно указанной теории накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности. Психологи, которые придерживаются данного направления, считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.) [4]. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Взгляды З. Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории З. Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с произведениями З. Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений. Этологическая теория. Теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет ее чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. Подобное положение содержится в этологической теории агрессивности. Проанализировав поведение многих видов животных, К.Лоренц подтвердил вывод З. Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться, а пороговое значение запускающего раздражения может снизиться вплоть до нуля. Примером такой ситуации у людей служит экспедиционное бешенство, возникающее в изолированных небольших коллективах людей, в которых доходит до убийства лучшего друга по ничтожному поводу [17]. По его мнению, в организме животных и человека, должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится (в частности, у некоторых видов животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида) [13]. Агрессивное поведение достаточно подробно изучалось бихевиористами, связывающими агрессию с фрустрацией. Под последней, понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий, на пути к достижению желаемой цели. Это - невозможность удовлетворить потребности [8]. Теория фрустрации-агрессии, предложенная Д. Доллардом. Ее суть, заключается в том, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив быть агрессивным, рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Из этой теории следует, что любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией. Фрустрации и агрессия возникают в результате социального сравнения: мне дали меньше, чем другим, Меня любят меньше, чем других. Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему, она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом. Теория социального научения (бихевиоральная модель), ведет свое происхождение от теоретических представлений К. Халла: в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Теория социального научения сконцентрировала в себе следующие представления об агрессии и агрессивности: агрессивность формируется в течении жизни и, в частности, в процессе социализации личности; решающая роль в процессе формирования у ребенка навыков агрессивного поведения отводится наблюдению за образцом, в качестве которого могут выступать старшие члены семьи и сверстники референтной группы; агрессивное поведение может выполнять функцию адаптации к социальным условиям, которая является механизмом психологической защиты, а в рамках противоправного поведения - инструмента воздействия; агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна, так как в зависимости от социализации индивида может приводить как к социально одобряемому поведению, так и к противоправному [14]. К. Халл считал, что его теория является неполной. Тем не менее, она внесла огромный вклад и оказала глубокое влияние на развитие теории научения во всем мире. Мотивационная теория, (по Р.С. Немову), у человека, есть различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением [21]. «Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявления агрессивных действий»[21]. Мотив торможения агрессивных действий, по мнению ряда авторов, оказывается решающим в актуализации определенных поведенческих тенденций. Источники торможения при этом могут быть как внешними, так и внутренними. Агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить как побуждающие (враждебность, гнев), так и тормозящие (культурные стереотипы, страх наказания за агрессивное поведение, чувство вины) компоненты. Таким образом, в мотивационной теории агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а агрессия - есть акт нападения как проявление агрессивности.

1.3 Особенности агрессии младших школьников В младшем школьном возрасте, чаще всего, инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной. Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии. Младшим школьникам с агрессивным поведением, при всём различии их личностных характеристик, свойственны некоторые общие черты, к которым относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Такие дети, как правило, отличаются повышенной внушаемостью, склонностью к подражанию, эмоциональной грубостью, озлобленностью в отношении к сверстникам и окружающим взрослым, неадекватной, неустойчивой самооценкой (она может быть максимально положительной или максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Несмотря на это среди агрессивных детей 6-10 лет встречаются хорошо интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Существуют разные формы и разные причины агрессивного поведения младших школьников. Оно сопровождается возрастными кризисами (примерно одного года, трёх, семи, десяти лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме и т.д., а также быть компенсацией незащищённости или безысходности, выходом накопленного напряжения, средством привлечения внимания и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик. Агрессия может быть и последствием. Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых - безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение - готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд. У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей: - недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; - сниженный уровень саморегуляции; - неразвитость игровой деятельности; - заниженная самооценка; - нарушения в отношениях со сверстниками. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются. И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: А. Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно[27]. Б. Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим [27].

Факторы, обуславливающие появление агрессивного поведения у младших школьников: В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие: индивидуальный фактор - психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе; психолого-педагогический фактор - дефекты школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор - неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников; личностный фактор - активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения; социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями [5,6,14].

Основные причины проявления детской агрессивности: - стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство. Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: 1. Образец отношений и поведения родителей; 2. Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников. [27].








Выводы по первой главе

Слово агрессия означает "нападать". Под агрессией понимается враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на физическую боль или страдание сверстников, преобладание прямой физической агрессии. Другой ребёнок выступает для агрессивных детей как противник.

Агрессивное поведение уже в школьном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Асоциальное поведение является отчаянной попыткой младшего школьника восстановить социальные связи, потому что до вспышки агрессии ребёнок выражает свою потребность в более мягкой форме, но окружающие не понимают этого, не видят и не слышат. Были рассмотрены различные подходы и теории к изучению агрессии, такие как: теория влечения (З. Фрейда), этологическая теория (К. Лоренца), теория фрустации (Д. Долларда), теория социального научения (К. Халла), мотивационная теория (Р.С. Немова). Также причины, факторы, влияющие на проявление агрессии у детей, особенности психической сферы, возрастные особенности и новообразования детей, влияющие на возникновение агрессивности у детей.






ГЛАВА II. Эмпирическое исследование младших школьников

2.1Процедура и методики исследования агрессии младших школьников Проанализировав психолого-педагогическую литературу, а также основываясь на данных теоретических положениях, нами была составлена программа эксперимента. По мнению многих ученых-психологов, в диагностике агрессии наиболее эффективны проективные методы. Их принято рассматривать в качестве специального инструмента клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые в меньшей степени доступны непосредственному наблюдению и не выявляются с помощью опроса.

Цель экспериментальной работы: изучение уровня агрессивности младших школьников. В нашем исследовании приняли участие 15 школьников 1А класса МОУ СОШ № 129, из которых 6 девочек, 9 мальчиков. Класс обучается по традиционной системе. Возрастной состав примерно одинаковый. Основными методами исследования являлись:

  1. Методика «Кактус». (М.А. Панфилова).

2.Методика «Несуществующее животное (М.З. Друкаревич)

При выборе метода психологической диагностики мы руководствовались соображениями схожести методик между собой. Были подобраны проектированные методики. Но так же как и любой другой метод исследования личности рисунок не может быть 100% гарантом истины. Любые умозаключения необходимо строить исключительно после комплексного обследования личности. Так же проективные методики имеют еще один весьма существенный нюанс. Здесь нет стандартизированных рамок, здесь исключительно индивидуальный подход к каждому рисунку.

При исследовании нужно было помнить о том, что младшие школьники обладают высокой степенью конформности, поэтому при обследовании мы разместили их таким образом, чтобы предотвратить срисовывание.

Исследование проводилось в первой половине дня.

Методика «Кактус». Эта методика является проективной. Детям предлагается следующая инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Время рисования не ограничено. При анализе детских работ нас в основном интересовали такие характеристики как: наличие иголок, длинных, близко расположенных друг к другу, а также их большое количество. Об импульсивности ребенка свидетельствует характер нажима и наличие отрывистых линий в рисунке. А преобладание внутренней штриховки и прерывистых линий - это показатель тревожности. Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность - на рисунке изображен одни кактус.

На основе всех данных можно выделить следующие уровни и критерии агрессивности, которые представлены в таблице №1.

Таблица №1 «Уровни и критерии агрессивности»

Название уровня

Критерии

Высокий Длинные, торчащие в разные стороны иголки. Иголки прорисованы тщательно. Большое количество иголок.

Средний Умеренное количество иголок, иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы. Большее место на рисунке занимает ствол растения или другие элементы рисунка.

Низкий Отсутствие колючек у кактуса. Методика «Несуществующее животное». Детям дается следующая инструкция: «Придумать и нарисовать несуществующее животное». После рисования с ребенком проводится беседа о животном, уточняется: как животное называется, какой у него характер, чем питается, с кем дружит.

Для исследования особую ценность представляют особенности рисунка, которые характеризуют агрессивные тенденции личности. Такие как, рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).

Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Также на основании всех данных можно выделить следующие уровни и критерии агрессии у детей младшего школьного возраста, которые представлены в таблице № 2. Таблица № 2 «Критерии и уровни агрессивности»

Название уровня

Критерии

Высокий

1.Наличие нескольких выраженных агрессивных деталей у животного: рога, копыта, клыки.
2. Большое количество острых углов при рисовании животного.
3. Образ жизни животного носит агрессивный характер, направленный против другого объекта (против людей).

Средний

1. Наличие какой-либо одной агрессивной детали у животного.
2. Образ жизни животного не носит агрессивного характера.

Низкий

1. Отсутствие агрессивных деталей в изображении животного.

2. Мирный образ жизни животного.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Работа по изучению уровня агрессии проводилась в 1 классе. Все участники эксперимента были ознакомлены с процедурой исследования.

Были изучены и проанализированы все рисунки младших школьников. Далее мы изучили рисунки детей и с помощью таблиц 1-2 сделали выводы, свидетельствующие об различных уровнях агрессивности детей младшего школьного возраста

Методика «Кактус»

На основании, полученных данных и руководствуясь таблицей №1можно сделать следующие выводы, которые представлены в таблице №3 Индивидуальные показатели выраженности агрессии испытуемых по методике «Кактус»

ФИО

Критерии, показатели


Уровень

Наличие маленьких иголок

Наличие ответвлений

Длинные, острые иголки

Наличие цветочного горшка

Отсутствие колючек

1

Алина





+

Низкий

2

Коля

+

+




Средний

3

Миша

+



+


Средний

4

Саша

+

+




Средний

5

Катя

+

+


+


Средний

6

Ева


+



+

Низкий

7

Ваня

+


+



Высокий

8

Маша



+

+


Высокий

9

Саша




+

+

Низкий

10

Полина

+

+




Средний

11

Семен

+

+




Средний

12

Матвей

+



+


Средний

13

Настя

+



+

+

Средний

14

Егор

+

+




Средний

15

Максим


+

+

+


Высокий
Показатели средне-групповых значений выраженности агрессии у испытуемых представлены в таблице № 4. Таблица № 4. Показатели уровня выраженности агрессии у испытуемых по методике «Кактус» Уровень агрессии

Высокий

Средний

Низкий
3 20% 9 60% 3 20%
Повышенная агрессия была отмечена у 20% детей. На рисунках Маши и Вани были нарисованы кактусы с большими иголками. Причем у Вани иголки были особенно длинными. Средний уровень агрессии присутствует у 60% детей (больше половины) на рисунках этих детей наблюдается небольшое количество иголок. Так на рисунке Полины изображен кактус с тремя стволами. Например у Кати кактус весь в иголочках, но они очень маленькие. Отсутствие иголок, как было сказано выше, свидетельствует о низком уровне агрессии. Таких рисунков было 3. Так Алина нарисовала большой кактус совсем без колючек. Также в работах детей помимо иголок, цветков на кактусе, наличия ответвлений, кактусы были изображены в цветочных горшках. Многие дети пририсовывали своим растениям горшки. Например, Миша, Саша, Настя нарисовали свои кактусы в различных горшочках - это свидетельствует о стремлении детей к домашней обстановке. Методика «Несуществующее животное». Интерпретация рисунков проводится на основе критериев, представленных в таблице №2. Таблица № 5. Индивидуальные показатели выраженности агрессии испытуемых по методике «Несуществующее животное»

ФИО

Критерии, показатели агрессии

Уровень

Рога,

шипы

Острые углы

Клюв, клыки

Когти

1

Алина

+




Средний

2

Коля





Низкий

3

Миша

+




Средний

4

Саша





Низкий

5

Катя

+




Средний

6

Ева





Низкий

7

Ваня

+


+

+

Высокий

8

Маша

+


+

+

Высокий

9

Саша


+



Средний

10

Полина

+




Средний

11

Семен





Низкий

12

Матвей

+

+



Высокий

13

Настя

+

+

+


Высокий

14

Егор

+

+

+


Высокий

15

Максим




+

Средний


Показатели средне-групповых значений выраженности агрессии у испытуемых представлены в таблице № 6.


Таблица № 6. Показатели уровня выраженности агрессии у испытуемых по методике «Несуществующее животное» Уровень агрессии

Высокий

Средний

Низкий
5 33% 6 40 % 4 27%


При оценке рисунков к низкому уровню агрессии относятся рисунки 4 детей, в их рисунках есть реальные животные с невыраженными признаками агрессии, например, рисунок Саши, где изображена собачка без когтей и хвоста. В описании жизни животного мальчик упомянул, что это доброе животное, питается «Педигри». Повышенная агрессия характеризуется в рисунках за счет наличия острых выступов, независимо от того, что они изображают (рога, клюв, щипы, когти). В данной группе к таким рисункам относятся животные 33% человек: Маши, Егора, Насти, Матвея, Вани. На своих рисунках дети изображали различных персонажей с большим количеством углов, рогов, шипов. Так на рисунке Матвея был изображен динозавр с огромными зубами и шипами. Средний уровень агрессия или скрытая агрессия наблюдается у 40% детей. Например, рисунки, в которых единственным признаком агрессии является один рог животного. Описание данных животных лишено агрессивных признаков, они добрые, травоядные, дружат со всеми. Катя нарисовала лошадку с одним рогом: вроде бы и добрая лошадка, но с рогом, значит, присутствует так называемая скрытая форма агрессия. После заданного вопроса: «Почему ты нарисовала рог?». Девочка ответила: « У меня любимый мультик про лошадок и там я увидела лошадку с рогом, она показалась мне такой доброй!». Или, например, в рисунке Миши была нарисована милая собачка с ресничками и длинными ушами, но с короткими шипами на спине.



Выводы по второй главе Она была целиком посвящена исследованиям психологических особенностей детей с помощью проективных методик. В ходе исследования по методике «Кактус» были сделаны следующие выводы: мы выяснили, что уровень агрессии у детей в 1А классе преобладает средний уровень агрессии (60% школьников). Показатель агрессивности в этой методике - наличие большого количества иголок, длинных, острых иголок, а также темный цвет в работе (черный либо темно-коричневый). Высокий и низкий уровень агрессии наблюдался у 20% детей. Рассматривая и изучая рисунки, полученные при проведении методики «Несуществующее животное», мы также выявили средний уровень агрессивности у детей (40% учащихся). Школьники рисовали милых животных, но с одним рогом или шипом. Все это признаки так называемой скрытой агрессии, что, исходя из таблицы №2, соответствует среднему уровню агрессивности. У 33% детей был выявлен высокий уровень агрессии и у 27% - низкий. В целом получив данные с двух методик можно сказать, что результаты практически одинаковы, по всем уровням: в обоих случаях у первоклассников наблюдается средний уровень агрессивности, лишь с маленьким расхождением.











Заключение В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у младших школьников. Данная работа посвящена исследованию проблем агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. В данном исследовании нами были рассмотрены понятия агрессии, виды агрессии, различные аспекты проблемы агрессии, агрессивности и агрессивного поведения

Также мы выяснили, что основным фактором и причиной формирования агрессивного поведения является семья, воспитание в ней. Очень важно, чтобы взрослый сам умел оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что семья имеет огромное значение для ребенка, именно в семье разворачивается эмоциональная жизнь ребенка, как положительные, так и отрицательные чувства. Структура работы подчинена логике исследования.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, раскрывается предмет, объект, цели, задачи и выдвигается гипотеза исследования, практическая значимость.В первой главе анализ литературы по проблеме исследования, во-первых, даются определения понятиям агрессия, агрессивность и агрессивное поведение. Описаны виды агрессии - прямая, косвенная, вербальная, физическая. Коротко излагаются основные теории агрессии в психологии.

Во второй главе мы проводили исследование и анализировали его. Были подобрали методики для определения механизмов и уровня агрессии младших школьников: графическая методика «Кактус» , «Несуществующее животное». Выявили уровень агрессивности у младших школьников. Таким образом, мы можем сделать вывод о реализации поставленных целей и задач исследования и о подтверждении выдвинутой гипотезы.













































Библиографический список источник и использованной литературы: 1.Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников //Вопросы психологии. - 2000. - № 6. 2. Артамонова, А.А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений / А.А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Право. - 2009. - №1. - С. 53-58. 3. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991. 4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 36-38. 5. Бендер, П.У. Лидерство изнутри / П.У. Бендер, Л. Хеллман. - М., 2005. 6. Берковиц, Л.Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб., 2001. 7. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004. 8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 1997. 9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. 10. Годфруа Ж. Что такое психология - М.:1999. 11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979.

13. Демко, Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет : дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Демко. - Армавир, 2005. 14. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов //Прикладная психология. - 2001. - № 1. 15. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1991. 16. Ланец Г.П. Агрессия как феномен // Материалы VI ежегодной Всерос. науч. практ. конф. СПб., 2001. С. 38-47. 17. Лоренц К. Спонтанность агрессии // Агрессия. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994. 18. Манова, М.В. К вопросу о социально-психологических особенностях и проблемах подросткового возраста / М.В. Манова // Вестник гуманитарного института ТГУ. - 2010. №1. 19. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е стереотип. / Ю.Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2008. - 181 с. 20. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2000. С. 231-236. 21. Немов Р.С. Психология 1 Т. - М.: "Владос", 1995. - 433 с. 22. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13. 23. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с. 24. Туревская Е.И. Возрастная психология. Тула, 2002.

25. Ушанова, А.А. Структуры личности подростков с разными уровнями проявления агрессивных реакций / А.А. Ушанова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №4. 26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности - М.-М., 1994-447 с. 27. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 2008. - 360с. 28. Черкесова, Д.У. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков / Д.У. Черкесова, Д.Р. Гаджибаева // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2007. - №3. 29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

omczo.org/publ/237-1-0-3505













































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

Цель методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Применение методики: с детьми старше 3-х лет.

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Проведение исследования: Ребенку дается инструкция - «На листе бумаги нарисуй кактус - такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов: Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация:

1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.
Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

2. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:
• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий - это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
• темно-зеленый: символ - росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
• оранжево-красный: символ - огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
• лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.
• черный: пустота, эксцентричность, ночь, смерть, уничтожение.

После завершения рисунка можно дополнительно провести беседу с ребенком. Варианты вопросов:

  • кактус домашний или дикий?

  • он сильно колется? Его можно потрогать?

  • кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

  • кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?

  • когда кактус подрастет, то как он изменится?




















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич) Методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпретируются символично. Диагностический материал: лист формата А4, цветные карандаши. Цель: диагностика личностных особенностей: положительных, негативных. В результатах отмечаются следующие реакции:

  • вербальные;
  • невербальные;
  • стирания и к чему они приводят;
  • порядок рисования объектов, наличие пауз.
Инструкция: Возьмите лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка. Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назовите несуществующим названием. Испытуемый должен ответить на вопросы (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится). Результаты теста: Анализ данных проводится путем интерпретации рисунка и особенности рассказа. Признаки агрессии на рисунке:
  • острые импульсивные линии, сильный нажим;
  • общий характер агрессивный, нападающий;
  • наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.);
  • вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь).
Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпретация беседы. Если испытуемый говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии. Признаки агрессии в рассказе:
  • злой характер;
  • питается животными, людьми;
  • очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены - это агрессия подавляемая;
  • удаленное место жительства;
  • одиночество животного.
Интерпретация теста: Общие замечания. Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением"). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно). Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств-уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы-также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья-тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль. Несущая, опорная часть фигуры. К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию; б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев). Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные. Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов. Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Линии. Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка. Типы животных. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямо хождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Агрессивность. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса. Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа. Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности. Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Название. Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).





© 2010-2022