Правила перехода улиц и дорог

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №4
города Искитима Новосибирской области












Материал для подготовки и проведения занятия по правилам дорожного движения в начальной школе по теме

«Правила перехода улиц и дорог»













Подготовила

учитель начальных классов

Завразина Марина Сергеевна













Искитим 2014

Правила перехода улиц и дорог


Завразина Марина Сергеевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



Основная цель: Познакомить учащихся с элементами улиц и дорог. Повторить и закрепить знания о сигналах светофора регулировщика и закрепить изученные правила о переходе улиц и дорог.

План занятия:

  1. Улицы с односторонним и двусторонним движением.
  2. Перекресток. Виды перекрёстков.
  3. Регулирование движения на перекрестках. Пешеходный переход. Обозначение пешеходных переходов.
  4. Переход проезжей части. Переход на перекрёстке.

Ход занятия:


Прежде, чем мы поговорим с вами о правилах перехода улиц и дорог. Давайте познакомимся, какие бывают улицы и дороги. Улицы бывают с односторонним и двусторонним движением, транспортные средства по ним движутся по правой стороне. В нашей стране (как и во многих других странах) правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Дорога служит для соединения между собой районов, городов, поселков, промышленных и сельских предприятий. Чтобы правильно пользоваться дорогой её надо хорошо знать.

Элементы дороги: Проезжая часть - часть дороги, по которой движутся транспортные средства. Она имеет твердое покрытие.
Обочина - часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части, служит для остановки автомобилей и для движения пешеходов.
Пешеходная дорожка - устройство вдоль дорог для движения пешеходов.

Дорожная разметка: Разметка (разделительная линия, островок безопасности, пешеходный переход, край проезжей части дороги, направление движения машин) нужна, чтобы каждый участник движения чётко знал, где ему ехать или идти. А как обозначаются на дороге места, где через неё можно ПЕРЕХОДИТЬ? Каждый водитель, увидевший «зебру» (так называют этот переход водители), обязан остановиться и пропустить пешеходов. Посередине дороги - островок безопасности, на нём можно переждать, пока проедут машины, если вы не успели перейти на другую сторону.
Давайте вспомним, как должен вести себя пешеход, чтобы наши улицы и дороги были безопасными.

Основные правила:

  • ходить по проезжей части нельзя;
  • переходить дорогу можно только там, где разрешено;
  • нельзя играть на дороге или рядом с ней;
  • переходить дорогу после выхода из транспорта можно только после того, как он отъедет, чтобы хорошо была видна дорога.

Задание: Нарисуйте план вашего пути в школу.
Есть улицы и дороги идут параллельно друг другу, не пересекаются, другие встречаются друг с другом, пересекаются. Место их пересечения называется перекрестком. Одни улицы пересекаются под прямым углом, образуя четырехсторонний прямоугольный перекресток, похожий на знак «+», другие под острым углом и образуют перекрестки, напоминающие букву «Х». Есть в городах и поселках такие улицы, когда одна подходит к другой и словно впадает в неё, дальше она никуда не идет. Такой перекрёсток имеет только три стороны, он напоминает собой букву «Т». Он так и называется трёхсторонний Т-образный перекрёсток. Если же одна улица впадает в другую под острым углом, образуется перекрёсток напоминающий букву «У», такой перекрёсток У-образный. В городах есть многосторонние перекрёстки. К ним относятся площади. Площадь - это место пересечения множества улиц. По размерам они больше перекрёстка и могут иметь различную конфигурацию. На перекрёстке пешеход должен быть особенно внимательным, осторожным и дисциплинированным. Вопрос: Давайте вспомним, какие сигналы, и средства регулирования нам помогают перейти перекрёсток? ( Светофор, регулировщик) Вопрос: Вспомните, что означают цвета светофора? В тех случаях, когда не работает светофор, на перекрёстке должен быть регулировщик. Регулировщик подаёт сигналы жезлом, жестами рук и изменением положения корпуса.
  1. Регулировщик обращён к водителям и пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены:
  • пешеходам разрешается переходить проезжую часть. Для пешеходов этот сигнал регулировщика равен зелёному сигналу светофора;
  • нерельсовым транспортным средствам разрешается движение прямо и поворот направо. При повороте направо водители обязаны пропустить пешеходов;
  • трамваям разрешается движение только прямо.
  1. Когда регулировщик поднял руку вверх:
  • пешеходам запрещается переходить улицу. Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны закончить переход или остановиться на середине проезжей части или на «островке безопасности». Этот сигнал регулировщика соответствует жёлтому сигналу светофора;
  • въезд транспортных средств на перекрёсток запрещается. Транспортным средствам, находящимся на перекрёстке, разрешается дальнейшее движение.
  1. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены:
  • Стоп! Пешеходам переходить улицу запрещается;
  • движение всех транспортных средств запрещается.
  1. Регулировщик обращен к пешеходам и водителям спиной или правым боком, правая рука вытянута вперед:
  • движение пешеходов и всех транспортных средств запрещается, вытянутая вперед рука регулировщика как шлагбаум запрещает движение, а спина - это «красный сигнал» для всех.
  1. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам левым боком, правая рука вытянута вперед:
  • пешеходам разрешается переходить проезжую часть за спиной регулировщика, водители обязаны пропустить их;
  • трамваю разрешается поворот только налево;
  • остальным транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях, т. е. прямо, направо, налево и для разворота.
  1. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью, правая рука его вытянута вперед:
  • пешеходам запрещается переходить проезжую часть;
  • всем транспортным средствам разрешается поворот направо.
Если на перекрёстке работают и светофор, и регулировщик, помните, что сигналы регулировщика - главные и слушаться надо только их!
Практическое занятие на перекрёстке: переход перекрёстка по светофору, переход перекрёстка с регулировщиком.

Дополнительный материал для проведения занятия.

Если не знаете правил движения -

К вам Светофорик на помощь придет.

Верное выбрать поможет решение,

Вас через улицу переведет.

Все объяснит он умно, деловито…

Впрочем, послушаем, что говорит он.

Даже за городом, там, где дорога,

Правилам должен ты следовать строго.

Если шоссе попадётся в пути,

Левой обочиной надо идти.

Транспорт, который поедет навстречу,

Вовремя будет тобою замечен.

На тротуаре все люди должны

Правой держаться всегда стороны.

Чтоб приучить пешехода к порядку

Разлиновали асфальт, как тетрадку

Через дорогу полоски идут

И за собой пешехода ведут.

Если шоссе не успел перейти

На островке безопасности жди.

У посадочных площадок

Пассажиры транспорт ждут -

Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут.

Встал трамвай на пути,

Рядом мостовая.

Ты пути переходи

Впереди трамвая

Без передышки машины снуют -

Улицу переходить не дают

Ты осмотрись.

Под колеса не лезь.

Тут переходы подземные есть.

Посмотрите:

Постовой

Встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали,

Вы видали? -

Все машины сразу встали,

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда!

Не волнуется народ,

Через улицу идёт.

И стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

Я. Пишумов

У этого милого существа

Три глаза

И только одна голова.

Зато

Голова эта очень умна -

Все время подмигивает она:

Красный,

Зелёный,

И жёлтый глаз

Поочередно смотрят на вас.

При виде

Зеленого огонька

Мчатся машины

Во весь опор.

И глядит,

Глядит на них свысока

Уличный _______________.

Днём и ночью,

В дождь и в стужу,

Рассекая тьму и мрак,

Светофор всем людям служит,

Словно сказочный маяк.

Ждут команды светофора

Пешеходы и шофёры.

И тебе бы не мешало

Знать значенье трёх сигналов.

Вот глазок зажегся красный:

Путь закрыт, Идти опасно.

Жёлтый свет -

Предупрежденье.

Наберись, дружок терпенья.

Увидал зелёный свет -

Проходи,

Препятствий нет.

Цель этих правил

Всем ясна,

Их выполняет вся страна.

И вы их помните, друзья,

И выполняйте твёрдо.

Без них по улицам нельзя

Ходить в огромном городе.


Тест «Проверь себя»

Если ты согласен, то напиши «ДА», если не согласен - «НЕТ».
  1. Я перейду дорогу на красный сигнал светофора, если не вижу транспорта.
  2. Я перейду дорогу только в том случае, если загорелся зеленый свет для пешеходов, и все машины стоят.
  3. Когда я дойду до середины проезжей части, то остановлюсь и посмотрю по сторонам - нет ли машины.
  4. Когда я дойду до середины проезжей части, то, не останавливаясь, буду смотреть по сторонам, чтобы убедиться, можно ли идти дальше.
  5. Если машина не видна, но слышно, что она приближается, я не буду переходить дорогу.
  6. Если я вижу медленно едущий транспорт, то смело перебегаю дорогу.
  7. Даже если транспорт движется медленно, всё равно буду ждать, пока он проедет.


Разбор ситуаций

Ситуация № 1

Как пешеходу безопасно пересечь перекрёсток? А) Посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть направо. Б) Перед тем как переходить, внимательно посмотреть во все стороны, откуда может двигаться транспорт и даже прислушаться. В) На зелёный сигнал светофора. Ситуация № 2 Если пешеход не успел перейти дорогу, где он должен стоять? А) На проезжей части, не мешая движению транспорта. Б) На «островке безопасности», а при его отсутствии - на середине проезжей части. В) Обязательно дойти до тротуара или обочины независимо от движения транспорта.
Ситуация № 3 Где можно переходить проезжую часть вне населенных пунктов? А) В местах скопления пешеходов. Б) В любом месте, не мешая движению транспорта. В) В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Ситуация № 4 Где должен идти пешеход по загородной дороге? А) Только по обочине. Б) По обочине, но если нет транспорта, то можно и по дороге. В) По обочине, навстречу идущему транспорту.



Игра «Светофор»

Цель игры:
  1. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.
  2. Закрепить представления детей о цвете (красный, жёлтый, зеленый).
Материал: цветные картонные кружки (жёлтые, красные, зелёные); макет светофора. Ход игры: Учитель раздает детям кружки жёлтого, красного, зелёного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

Игра «Наша улица»

Цель игры:
  1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
  2. Закрепить представления детей о назначении светофора.
  3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно - указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы - пешеходы; куклы - водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты). Игра проводится на макете. Ход игры: С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрёстке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на жёлтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или по обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно - указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.





























Используемая литература

  • Володарская В.Н., Мальцева Е.А. Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 3 класса. - изд. «Калан», «Сократ», 1994.
  • Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А., сост.
  • Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров
  • досуга - М.: Просвещение, 1989. - 62с.: ил.
  • Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения: М.: Просвещение, 1982. - 160 с., ил.
  • Поляков В.В. Основы безопасности и жизнедеятельности.2-4 кл.: Учеб.
  • Для общеобразовательных учебных заведений. - 3-е изд. - М.: Дрофа;
  • ДиК, 1998. - 240с.: ил.
  • Е.Николаева воспитатель школы- интерната №1 г. Рязани " Ты вышел на дорогу" Воспитание школьников / Теоретический и научно- методический журнал/ №7, 2006г. [текст].
  • " За безопасность на дорогах" [текст] " Детская энциклопедия" (познавательный журнал для девочек и мальчиков) - 2009г. №5.












© 2010-2022