• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Разработка урока по русскому языку Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова

Разработка урока по русскому языку Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова. ЦЕЛИ УРОКА: учить учащихся классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению (люди, животные, растения и др.), формировать умение ставить к словам, называющим людей и животных вопрос кто? к другим словам, названиям предметов, вопрос что? и различать эти слова по данным вопросам; различать вежливые слова и использовать их в речи, ввести в активный запас учащихся вежливые слова. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: • учащиеся приобретут опыт в различении предметов, отвечающих на вопросы кто? или что?, в умении классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы, в использовании вежливых слов в своей речи.

ХОД УРОКА 1. Организационный момент Приветствие. Организация рабочего места. 2. Целеполагание

Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
- Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
- Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ - поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
КОсьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. - Откройте учебник на странице 25. Прочитайте новую тему нашего урока. (Какие слова мы называем «вежливыми»?) Постарайтесь определить учебную познавательную задачу урока. Заслушиваются мнения учащихся. - Сегодня на уроке мы будем учиться различать «вежливые» слова и использовать их в своей речи. 3. Чистописание 1) Индивидуальное письмо элементов букв и соединений. 2) Работа с пословицей Добрый пример лучше ста слов. - Прочитайте, пожалуйста, объясните значение; - Спишите, обозначьте ударение, выделите орфограммы; -Назовите слова, отвечающие на вопросы - кто?, что? - Приведите примеры, когда вы или ваши близкие подавали добрый пример; - Для чего нужны добрые примеры? - Приятно ли делать добро? 4. Актуализация знаний - Игра «Я знаю много слов». Условия игры: назвать как можно больше предметов на тему «Школьные предметы». - На какой вопрос отвечают слова-предметы, которые вы называли? (Что?) Как называют мальчика, который учится в школе? (Ученик, школьник) Как называют девочку, которая учится в школе? (Ученица, школьница) Как называют человека, который учит детей в школе? (Учитель, педагог) Задайте вопросы к этим словам? (Кто? ученик, кто? ученица, кто? учитель.) - Почему данные слова отвечают на вопрос - кто? Вывод: Слова, называющие людей, отвечают на вопрос - кто? Работа с учебником (с. 24, упр. 11) - Прочитайте группы слов. Постарайтесь определить «лишнее» слово в каждой группе. Обоснуйте свой ответ. Выполните задания по вариантам: I вариант - списать первую группу слов, но без «лишнего» слова. II вариант - списать первую группу слов, но без «лишнего» слова. Физминутка Работа с информацией «Сведение о языке» (с. 24) - Прочитайте сведения о языке. Постарайтесь привести примеры. («Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?». Например, мама, бабушка, повар, лесничий, кошка, собака, попугай т.д.) Работа с учебником (с. 24, упр. 12) - Прочитайте слова. Что обозначают эти слова? (Предметы.) Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (Кузнечик, ворона, ученик заяц, медведь, ласточка, стрекоза, жук, сорока, врач, лисица, художник.) Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (Стол, диван, кресло, чайник, стакан, тарелка.) Почему к одним словам ставится вопрос кто?, а к другим - что? (Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Остальные слова-предметы отвечают на вопрос что?) Постарайтесь распределить слова по тематическим группам. Люди: ученик, врач, художник. Мебель: стол, диван, кресло. Посуда: чайник, стакан, тарелка. Насекомые: кузнечик, стрекоза, жук. Звери: заяц, медведь, лисица. - Прочитайте слова, которые оказались «лишними». (Ворона, ласточка, сорока.) Дайте название этой тематической группе. (Птицы.) 5. Работа по теме урока 1) Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний Работа с ПК. Тема «Слово. Анимация (8)» - Прослушайте сведения о «вежливых» словах. 2) Первичная проверка понимания Работа по учебнику (с. 25, упр. 13) - Прочитайте выразительно стихотворение автора А. Цветова. Назовите слова приветствия. (Здравствуйте, доброе утро.) Работа в тетради (с. 14) - Выделите из стихотворений слова-прощания. - Постарайтесь подобрать к данным словам другие слова и выражения, которые мы используем в своей речи при приветствии и прощании. Здравствуйте. Доброе утро (день, вечер). До свидания. До встречи. Прощайте. До завтра. 3) Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу. Работа по учебнику (с. 25, упр. 14) - Прочитайте слова-благодарения. Подумайте, в каких случаях мы используем такие слова? Выскажите своё предположение. (Словами-благодарениями начинается просьба о чём-либо.) Вспомните, какие ещё вежливые слова вы знаете? Заслушиваются ответы учащихся. 4) Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. Работа в группах. - Составьте диалог и разыграйте сценку на тему «Как обратиться к товарищу с какой-либо просьбой». Заслушивание составленных диалогов. 5) Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений Работа с учебником на с. 25. - Прочитайте вопросы на странице 25. Подумайте, в каких случаях мы употребляем в речи «вежливые» слова. Какие слова делают нашу речь вежливой? («Вежливые» слова.) Как часто мы используем в речи вежливые слова? 6) Самостоятельная работа Работа по индивидуальным карточкам. Задание: Прочитать стихотворение. Найти и подчеркнуть вежливые слова. Карточка 1 Если наступил на ножку Хоть случайно, хоть немножко, Сразу говори: «Простите» Или лучше - «Извините». Карточка 2 Встречу, новый разговор Мы со «Здравствуйте» начнём. Друг пришел вдруг на обед - Скажем мы ему «Привет» Карточка 3 «Приятного аппетита!» - Блюдо первое налито. Супчик скушали мы с вами. Скажем все «Спасибо» маме. Карточка 4 «Добро пожаловать» гостям, Говорят и тут, и там. Домой гости уезжают, «Доброго пути!» желаем. 6. Подведение итогов урока. - Что нового о словах вы узнали на уроке? Какие вежливые слова вы используете в речи? При каких обстоятельствах? 7. Рефлексия 1) - Прочитайте слова, назовите вопрос, на который они отвечают. Писатель -…. Ребёнок -… Девочка -… Собака -… Оса -… 2) - Постарайтесь закончить предложения. Запись на доске: Теперь я знаю, что на вопрос кто? ... Теперь я знаю, что «вежливые слова» ... Мне было интересно.. Я выполнял(а) задания...

- Молодцы, ребята! Спасибо за работу!


© 2010-2022