Конспект урока и презентация по технологии «Необыкновенное путешествие»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Необыкновенное путешествие».

3 класс


Цели урока: - дать общее понятие о вышивке, её истории, об ажурных картинках, о технике изонить; - формировать умение рисовать нитками; - научить изготавливать картинки в технике изонить; - освоить основные приёмы изонити: «Заполнение Угла», «Заполнение Дуги», «Заполнение Окружности»; - развивать наблюдательность, умение анализировать, выполнять работу с опорой на инструкционные карты; - учить использовать свои знания и умения при работе на уроке; - развивать художественные и творческие способности; - воспитывать эстетический вкус, любовь к истории и традициям народа.

Наглядные пособия:

  • картины в технике Изонить;

  • презентация «Необыкновенное путешествие»;

  • Инструкционные карты:

№ 1 - «Заполнение окружности»;

№ 2 - «Заполнение дуги»;

№ 3 - «Заполнение угла».

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • рабочее место для работы с бумагой и нитками, толстые разноцветные нитки (мулине, ирис), картон, ножницы, шило.

Проблема урока:

- Как изготовить картину из картона и ниток?

Оценка работы:

- выставка готовых изделий; совместное обсуждение работ.


Ход урока:

  1. Теоретическая часть:
Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас любит путешествовать. На каких видах транспорта можно путешествовать? Сегодня же я предлагаю отправиться в путешествие по морю.(Слайд 1) А какие моря вы знаете? Молодцы! Но, к сожалению моря, по которому мы будем путешествовать, нет на карте, но пусть оно будет нашей мечтой, фантазией. А называется оно море РУКОДЕЛИЯ (Слайд 2). Давайте представим, что мы на палубе корабля, с вашего разрешения я буду капитаном, вы - юнгами(Слайд 3). Девизом путешествия возьмем такие слова: Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. Итак, в путь! В море РУКОДЕЛИЯ разбросаны множество удивительных, очень красивых островов. На каждом из них проживают мастера, изделия которых издревле славятся на весь мир. Вышитые полотенца, вязаные салфетки, плетеные панно - все поражает своей красотой. Из всех стран мира приплывают купцы, чтобы купить товар островных мастеров. А какие удивительные названия у островов моря РУКОДЕЛИЯ: остров «Макраме», остров «Вязания», остров «Шитья», «КВИЛТ». Посмотрите, впереди показался какой-то остров. Как же он называется? Давайте отгадаем: У вас на партах расположены карточки с буквами. Вам нужно постараться найти название нашего острова(Слайд 4). Правильно! Остров «Вышивки»! Да, не раз я бывала на нём. Это очень интересный остров, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с его историей и его мастерами. На этом острове живут мастера разных национальностей. Но мы начнём наше знакомство с истории русской национальной вышивки, потому что без знания культуры своего народа нельзя вырасти настоящим патриотом и гражданином своей Родины(Слайд 5). История: Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена так же украшали предметы быта(Слайд 6). Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок. Вышивкой украшали такие предметы быта как полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством(Слайд 7-8). Каждая вышивка имела свое назначение. «Прямой горизонтальной линией на вышивках обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией - воду, а вертикальной волнистой - дождь, треугольником - горы, скрещивающимися линиями - огонь и молнию. Солнце и Луну - источники света - обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба. Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, приносили счастье и веселье, благополучие. Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами и наносили на более видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберёг на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий». Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки(Слайд 8). На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины - пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь, белая строчка, ажурная сновка (мережка), русское игольное кружево(Слайд 9-10). На этой технике мы остановимся подробнее. Одними из первых овладели искусством игольного кружева новгородские и вологодские мастерицы ещё в начале XIX века. Кружево это шьётся иглой и ниткой на картоне, который удаляют после окончания работы. Но на нашем острове живут не только русские мастера, но и мастера других национальностей. Так вот они решили оставить кружева на картоне. И изобрели новый вид вышивки «ИЗОНИТЬ». «Изонить» или «Нитяная графика» (Слайд 11). Это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров. «Изонить» называют нитяной графикой, потому что рисунок выполняют нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Этой основой может служить картон, наждачная бумага или бархатная бумага. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине. А на Новогодних сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити. Так же для работы потребуются: карандаш, линейка, шило, толстая игла, ножницы и циркуль(Слайд 12). «Изонить» - это очень увлекательное занятие, доступное людям любого возраста. - Вы хотите научиться изготавливать такие работы? Давайте познакомимся с изонитью подробнее. Когда видишь работы, выполненные изонитью впервые, задаёшься вопросом - как это делается? И сначала кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приёмов(Слайд 13-16). Но это не так. В изонити всего три основных приёма: заполнение угла, заполнение окружности и заполнение дуги(Слайд 17). - Давайте с вами вспомним, что такое угол, окружность и дуга?
Угол - геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (вершины). Окружность - замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра. Хорда - это расстояние между двумя точками окружности. Дуга - часть кривой линии, заключённая между двумя какими либо точками.
II. Практическая часть: Чтобы хорошо и быстро выполнить наши работы, нам понадобится ловкость наших пальчиков.

Физкультминутка: (Слайд 18) Отдохнули, размялись? Но прежде чем выполнять ту или иную работу мы, что должны с вами подготовить материалы и инструменты(Слайд 19) и повторить ТБ при выполнении ручных работ: (Слайд 20)

Пальчики размяли, ТБ повторили, можем приступать к изучению приёмов в изонити: Заполнение окружности Теперь научимся заполнять окружность (Инструкционная карта № 1) (Слайд 21-22). Для этого с изнаночной стороны начертите окружность и разделите её на равные части. В каждой точке проколите отверстие. Теперь приступаем к натяжению нитей или проведению хорд. Чем длиннее хорда, тем меньше центральное отверстие. Изменяя длину хорды и количество точек, на одинаковых окружностях можно получить разнообразные узоры. Вышивать лучше по часовой стрелке. Закрепляем нить узелком. Выбираем длину хорды - натягиваем нить (т.1 - т.13), прокалываем бумагу и выходим на лицевую сторону из соседнего отверстия по ходу часовой стрелки (т.14). Затем прокладываем нить от т. 14 до т. 26, уходим на изнаночную сторону, делаем маленький стежок (т.26 - т.25) и далее большой, но уже по лицевой стороне, перекрывая предыдущую нить (т.25 - т.13) и т.д. Окружность можно заполнять полностью или частично, использовать различную длину нитей (хорд) и их количество, а также менять цвета нитей или их оттенки. Заполнение дуги(Слайд 23) Для заполнения дуги на изнаночной стороне нужно начертить произвольную дугу, разделить её на равные части. Заполнение дуги начинают от завитка, далее выбирают расстояние между точками (чем больше расстояние, тем сильнее будет заполнена дуга). Давайте заполним дугу, используя Инструкционную карту № 2. Заполнение угла(Слайд 24-25) Для заполнения угла на изнаночной стороне нужно начертить угол. Он может быть прямым, тупым или острым, длина сторон тоже может быть различной. Единственное условие - количество отверстий на сторонах угла должно быть одинаковым. Вденьте нить в иглу и заполните угол по Инструкционной карте № 3 самостоятельно. - А сейчас попытаетесь выполнить свои работы по схеме(Слайд 26). Самостоятельная работа: Дети выполняют свои работы. III. Аналитическая часть Анализ выполненных работ. А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось? Я предлагаю выйти к доске тех, кто полностью доделал свои работы и выступить. -Мы выполнили картину «Лебеди» и это не случайно(Слайд 27-28). Мы с вами путешествовали по морю и на острове. Мастера острова дарят вам этих лебедей - символ верности, счастья и благородства. Наше путешествие подошло к концу. Снова на корабль - возвращаемся домой(Слайд 29). IV.Закрепление: - Давайте вспомним с какой техникой мы сегодня познакомились, выполним тест ТЕСТ(Слайд 30-31). 1. Для освоения техники изонити нужно знать следующие приёмы: а) заполнение угла; б) заполнение окружности; в) и тот и другой приёмы. 2. При заполнении угла по лицевой стороне нити протягиваются: а) от одной стороны угла к другой; б) располагаются строго по сторонам угла; в) в любой последовательности. 3. При заполнении окружности по лицевой стороне: а) нить повторяет линию окружности; б) получается рисунок в виде звезды; в) получается любой другой рисунок. 4. При работе в технике изонить разметку нужно делать: а) на лицевой стороне картона; б) на изнаночной стороне картона; в) не нужно делать совсем. 5. При заполнении угла проколы нужно делать: а) во всех полученных точках разметки; б) в точках разметки через одну; в) во всех точках кроме вершины угла. 6. При заполнении окружности проколы нужно делать: а) во всех полученных точках разметки; б) в точках разметки через одну; в) в центре окружности. 7. Если необходимо удлинить нить, то: а) нужно закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком на конце; б) привязать к концу старой нити новую и работать дальше; в) и тот и другой приёмы. V. Рефлексия - Какую новую технику вы узнали?
- Какие три основных приема заполнения вы теперь знаете?
- Вам понравилось?
- Было интересно?









© 2010-2022