• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Обобщение опыта работы по темеИгровые технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Обобщение опыта работы по темеИгровые технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Обобщение опыта

«Игровые технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках русского языка»



учитель начальных классов МОУ СОШ №115

Красноармейского района г. Волгограда

Меняйлова Наталья Николаевна































Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5

Глава I «Теоретические аспекты изучения игровой технологии, как средство формирования познавательной активности младших школьников»………..5-15

1.1 «Понятие познавательная активность младших школьников»………......5-10

1.2 «Игровые технологии как средство развития познавательной активности»……………………………………………………………………..10-15

Глава II «Практика описания игровых технологий, как средство формирования познавательной активности младших школьников»…………………………15-26

2.1 «Классификация игровых технологий»…………………………………...16-18

2.2 «Разработка игровых технологий на уроках русского языка для формирования познавательной активности младших школьников»……….19-26

Заключение…………………………………………………………………………26

Список использованной литературы……………………………………………..27

Приложение…………………………………………………………………….......28

Введение

В настоящее время целью современного начального образования является развитие личности ребёнка на основе развития и формирования системы универсальных учебных действий, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Проблема познавательной активности личности - одна из актуальных как в психологической и педагогической литературе, так и в образовательной практике. Проблема активации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была всегда актуальна, т.к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Психологами установлено, что младший школьный возраст несёт в себе огромные нереализованные возможности в познании окружающего мира. И плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Она является источником для формирования целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребёнка. Известно, что большинство личностных качеств закладывается в начальной школе. Это не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, слушать, говорить, нужны ребёнку в жизни. Это и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку. Это умение быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому на этапе школьного обучения игра должна занимать определённое место. Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Использование игровых технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребёнка, развивает познавательную и речевую активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление детей. Таким образом, проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение игровых технологий активизирует деятельность и познавательную активность детей.

Цель работы заключается в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе

Предмет исследования - формирование познавательной активности в учебном процессе

Задачи - изучить понятие познавательная активность младших школьников;

-рассмотреть понятие игровые педагогические технологии;

-классифицировать игровые технологии;

- разработать игровые технологии для формирования познавательной активности младших школьников

База исследования - Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 115 Красноармейского района г.Волгограда

Практическая значимость исследования - предложенные игровые технологии как средство познавательной активности на уроках русского языка рекомендуются к использованию в процессе учебной деятельности для учителей начальной школы, для проведения внеурочной деятельности, для воспитателей группы продлённого дня.

Глава I

  1. Понятие познавательная активность младших школьников

Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребёнка, его опыта, знаний с одной стороны, а с другой - от способа подачи материала. К моменту поступления в школу ребёнок становится субъектом разнообразных форм и видов деятельности. Его потребность в реализации себя как субъекта активизируется, а расширение сферы этой реализации находит наиболее яркое выражение в ролевой игре. Но если дошкольник не имеет потребности в самоизменении, то младший школьник, благодаря особому отношению к учению, способен осознать, открыть личностный смысл знаний. Задача развития познавательной активности не мыслима без адекватного отношения ребёнка к учению, т.е. без превращения ребёнка в субъект своей собственной учебной деятельности, воспринимающего знания, умения и навыки как средство самосовершенствования. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в саморазвитии, хотеть, любить и уметь учиться, это и есть целенаправленность познавательных интересов. Интерес - это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Однако интересы не всегда побуждают личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, когда включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, её направленность. Познавательный интерес к учебному материалу не может всё время поддерживаться только яркими фактами. Ещё К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, чтобы стать интересным должен быть отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное в учебном материале всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса младших школьников важно учить умению в знакомом видеть новое. Педагогическая практика ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник

проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». В содержании понятия познавательная активность можно выделить несколько направлений. Некоторые учёные рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию. Известно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребёнке с первых дней его жизни. Естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в неё вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни. Ряд других учёных говорит о том, что познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: её интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев и Ш. Н. Ганелин, Р. Г. Ламбер исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности. Т.И.Шамова пишет: « Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем её как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей». Познавательная активность отражает определённый интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширению кругозора. Как свидетельствует анализ литературных источников, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «Проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения». Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот учёные понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность. Некоторые учёные определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: «Развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно - познавательного опыта. Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:

  • Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
  • Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, т.к. здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства её выполнения;
  • Творческая активность являет собой высокий уровень, т.к. сама задача может ставиться школьником, и пути её решения - новые, нестандартные, оригинальные.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда её становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. В действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности. М.Н. Скаткин обращает внимание на то, что учебно-познавательная деятельность школьника связана не только с мышлением, но и вниманием, памятью, а также волевыми процессами, на повышение интенсивности которых и должна быть направлена активизация их деятельности. Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются степенью активности учащихся. Первая предполагает жёсткую регламентацию деятельности ученика, причем система действий даётся в готовом виде (в виде алгоритмов, памяток, действий). А вторая форма - направление учащихся на решение поисковых задач, постановка перед ними задач проблемного типа. Именно такая форма управления ведёт к воспитанию активности. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым мотивацию к учебной деятельности. Действительно проблемное обучение это один из наиболее эффективных способов развития познавательной активности учащихся. При этом учитель становится реальным участником совместного поиска, а не руководителем. Это доказывает мысль Л. С. Выготского о том, что на определённом этапе своего развития ребёнок может решать некоторый круг задач «под руководством взрослых». Задачи и действия, выполняемые под руководством и в сотрудничестве, и составляют «зону ближайшего развития». Л. С. Выготский отмечает, что у ребёнка происходит «развитие из обучения, развитие из сотрудничества». Выход из проблемной ситуации и составляет момент развития познавательной активности. Вот почему мы должны помнить, что дети разные не только по своему уровню актуального развития, но и в «зоне ближайшего развития». Поэтому понятно, что ребёнок усвоит тогда, когда сам выполнит определённые действия. Таким образом, понятием "активизация" охватывается любое стимулирование учебно-познавательной деятельности. В соответствии с этим мы имеем дело с различными ступенями активности с помощью знаний, которые направлены на активизацию различных мыслительных процессов: памяти, логического мышления на базе имеющихся знаний, творческой деятельности и поиска новых знаний. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления. Таким образом, на основании проведённого анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
  1. Игровые технологии как средство развития познавательной активности

Известный психолог Л.С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении игровых технологий. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. С.Т. Шацкий говорил: «Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученые, например, Л.И. Крюкова , Л.С. Шубина, и другие, относят их к методам обучения. Н.Н. Богомолова, В.П. Бедерканова характеризуют игры как средство обучения. К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн разрабатывали игровую деятельность как проблему. На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением. В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую игру входит непременное условие - умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Особенность игры в том, что она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает там, где есть затруднения. Где затруднений нет, там нет мышления. Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставить перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели. Мы должны помочь ему организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи. Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом трех лет, открывающим дошкольный период развития. Ведь по мере восприятия развития игры видоизменяется и сама игра. Во-первых, она оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой - от режиссёрской игры, через её образную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам. К младшему школьному возрасту ребёнок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности. Игры качественно меняются: от структуры игры - в ней на первый план выходят правила - до сюжета игры - дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками. Во-вторых, изменения в игре касаются взаимодействия между её структурными элементами. Правило оказывается ведущим в играх младших школьников. За любыми правилами в игре у младших школьников присутствует воображаемая ситуация, которая при необходимости может быть развёрнута и реализована. В-третьих, оказывается, что в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. На самом первом этапе ребёнок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры - воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации. В.А.Сухомлинский говорил: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребёнка. Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Что же такое «игровые педагогические технологии»? Это понятие включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы и выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
  • соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

  • доступность для учащихся данного возраста;

  • умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  • ролевые игры на уроке;

  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

  • использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

  • различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, т.к. не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

  • правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

  • игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  • игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Выводы по I главе. Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты изучения игровой технологии, как средство формирования познавательной активности младших школьников, мы пришли к выводам:

  1. Познавательные интересы - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

  2. В младшем школьном возрасте развитие познавательной активности имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.

Глава II

Практика описания игровых технологий как средство формирования познавательной активности младших школьников

2.1 Классификация игровых технологий Игровые технологии - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Главное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагогические игры достаточно разнообразны по:

  • дидактическим целям;
  • организационной структуре;
  • возрастным возможностям их использования;
  • специфике содержания.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г. К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
  1. Деление игр по виду деятельности:
  • на физические (двигательные),

  • интеллектуальные (умственные),

  • трудовые,

  • социальные,

  • психологические.

  1. По характеру педагогического процесса:
  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

  1. По характеру игровой методики:
  • предметные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • деловые,
  • имитационные,
  • игры-драматизации.
  1. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
  2. По игровой среде различают:
  • игры с предметами и без них,
  • настольные,
  • комнатные,
  • уличные,
  • на местности,
  • компьютерные и с ТСО,
  • с различными средствами передвижения.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к. игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Игры, применяемые на уроках в начальной школе, многогранны и разнообразны. Их классификация может быть различна. По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на:
  • предметные, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей и т.п.
  • сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

  • дидактические, это игры с готовыми правилами, которые используются как средство познавательной активности детей. Как правило, они и требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

  • деловые, отражающие профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результат своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

  • интеллектуальные, это игры-упражнения, игры-тренинги, воздействуя на психическую сферу, основанные на соревновании, они путём сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.


2.2. Разработка игровых технологий на уроках русского языка для формирования познавательной активности младших школьников

В младшем школьном возрасте важное место в развитии ребёнка занимает игра. Интерес к учебной деятельности резко возрастёт, если детей включить в ситуацию дидактической игры. Изучаемый материал становится более доступным и работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра - это часть учебного процесса, ни для кого, ни секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка. Кроме того, дидактические игры способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Известно, что занятия русским языком не всегда вызывают интерес младших школьников. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Мы задумались над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма и пришла к выводу, что пробудить интерес к урокам русского языка можно при помощи дидактических игр. Эти игры требуют особого внимания со стороны учителя, т.к. в них должно быть правильно и точно передано учебное содержание, и это содержание должно быть интересным, чтобы учебная задача выступала как игровая. Эти игры должны заинтересовать ребёнка, показать привлекательность русского языка. Дидактические игры хороши и тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности школьников, давать им игровые задания в соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику, т.е. создавать ситуацию успеха. Для того, чтобы игра действительно стала методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Ведь один из важных компонентов учебной деятельности - учебно-познавательная мотивация у детей младшего школьного возраста особенно успешно формируется в интересной для них учебной игре. Приведём примеры игр:

  1. «Подбери слово»

Цель: развивать словарный запас, фонематический слух

Игру проводят в конце урока после того, как был проведён звуковой анализ слов. Для игры выбирают любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, учитель произносит слово «мама» интонационно выделяя первый звук. Задача учащихся по цепочке подбирать слова с этим звуком. Можно усложнить задачу и подбирать слова только с твёрдым согласным звуком или мягким согласным звуком. Например,

  • Мама-молоко-март-мартышка-маска-монстр-моллюск-малыш и т.д.

  • Мир-миска-мимоза-мел-месяц-мёд-мюсли-мята-мель и т.д.



  1. «Тим и Том»

Цель: развивать фонематический слух, внимание

Эту игру провожу в середине каждого урока обучения грамоте. Она снимает мышечное напряжение и в тоже время проверяет, насколько ребёнок усвоил понятие «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Договариваемся с ребятами, если я произношу слово с первым твёрдым согласным звуком - то встают все мальчики, если с мягким согласным звуком - девочки. Усложнить задачу можно так - называть слова, в которых несколько раз повторяются звуки. Например, слова со звуком [т], [т']

  • Тишина-творог-трава-темнота-телёнок-творец и т.д. или

  • Тётя-телята-нутрия-тонуть-енот-тело-нота-тайна и т.д.



  1. «Конструктор слов»

Цель: развивать внимание, мышление, соединяя слова и слоги. Например,

вар

скоп

ТЕЛЕ лёт

ход

визор

граф

САМО кат

грамма

мост

фон

свал

цвет

  1. «Назови, одним словом»

Цель: развивать словарный запас; например,

  • ребёнок, любящий всё сладкое

  • очень смешной фильм

  • военнослужащий, стоящий на посту

  • промежуток времени в 60 минут



  1. «Анаграммы»

Цель: развивать внимание, словарный запас, переставляя буквы в слове

укор - урок перс - серп

клоун - уклон сокол- колос

кобура - уборка ямка- маяк

удар - руда брак - краб

терка - актер канат - накат

банка - кабан рамка - марка

слово - волос мышка - камыш

вес - сев нос - сон

подвода - водопад фара - арфа

сачок - часок коршун - шнурок

машинка - манишка стук - куст

магуба - бумага анис - сани

чснибук - учебник ров - вор

арьволс - словарь садок - доска

тредать - тетрадь стаи - аист

внедкин - дневник ток - кот

тарек - катер тик - кит

вакерев - веревка кубал - булка

  1. «Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развивать внимание, закреплять правописание непроверяемых гласных ; например,

  • Собака, воробей, кошка, корова

  • Берёза, дуб, малина, осина

  • Телефон, компьютер, мышка, телеграмма

  • Жёлтый, зелёный, чёрный, оранжевый



  1. «Почтальон»

Цель: закреплять знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух. Почтальон-ученик раздаёт приглашения. Группа учащихся должна объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова и определить, куда их пригласили. Например,

зоопарк дача море школа столовая парк

кле-ка морко- фла-ки кни-ки хле- доро-ки

тра-ка м-лина к-рабль т-тра- пиро-ки б-рёзки

решё-ка гря-ка ло-ка промока-ка т-релка -синки

марты-ка р-диска -стровки к-р-ндаши сли-ки лист-я

  1. «Шифровальщик»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия процессов анализа и синтеза, понимание смысло -различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Учащиеся играют в парах: один шифровальщик, другой - отгадывает зашифрованное. Можно усложнить задание - в группу слов добавить лишнее слово. Например,

  • плнаета, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

  • зоонкв, раукжк. лажок, аалтрек ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

  • оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра. клён, ромашка)



  1. «Предмет, признак, действие»

Цель: повторение и закрепление изученных частей речи, умение образовывать однокоренные слова.

Класс делится на группы, каждой группе необходимо образовать слова: 1 группа - существительные, 2группа - прилагательные, 3 группа - глаголы. На доске пишется столбик корней, от которых учащиеся будут образовывать новые слова. Например,

  • бел, ночь, груб, лет, сад

  • блед, ясн, пуст, сказ, болт

  • ход, цвет, бег, синь, чист



  1. «Кто больше?»

Цель: закрепить понятие о глаголе, умение образовывать глаголы с помощью приставок.

Класс делится на группы, каждой группе даётся конверт, в котором написан глагол. Задача команд образовать как можно больше глаголов при помощи приставок. Побеждает та группа, которая правильно образовала наибольшее число глаголов. Например, глаголы - лить, ходить, писать, бежать, смотреть, сесть, везти, звать и т.п. Мы стараемся активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока русского языка, применяя для этого выше приведённые игры, а также задания творческого характера (кроссворды, сканворды, ребусы, предметные рисунки). Важная роль занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности - познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Выводы по II главе: Таким образом, рассмотрев классификацию игр и разработав несколько игровых технологий, мы пришли к выводам:

  1. Игровые технологии разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования и специфики содержания. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развивают их самостоятельность, мышление память, внимание, поддерживают интерес к изучаемому, развивают творческое воображение.

  2. Игровые технологии не должны отвлекать детей от учебного содержания, наоборот, привлекать к нему ещё больше внимания. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами. Игровые приёмы должны восприниматься учащимися с радостью. В их основу педагог должен вкладывать привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование элементов тайны, интриги, загадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулируют умственную активность и волевую деятельность детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала.

Заключение

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения каждого учащегося. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательной активности младших школьников. Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Таким образом, игровые технологии, применяемые на уроках в младших классах, позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме. Способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательную деятельность учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.

  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

  3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997

  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

  5. Гарбузов В. И. От младенца до подростка. Спб., 1996.

  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1996.

  7. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. Новокузнецк: изд. НПК, 1998

  8. Коновалова Е.И. Нестандартные уроки. М.: « Дрофа», 2002

  9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.

  10. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1999.

  11. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.

  12. Плешакова А.Б. «Игровые технологии в учебном процессе». М. «Глобус»,2002

  13. Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1993.

  14. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.

  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. «Просвещение», 2011.

  17. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

  18. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.

  19. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

Приложение



© 2010-2022