Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первоклассная газета»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Крутоярская сош

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КРУТОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первоклассная газета»

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы Зам. директора по УВР На заседании ШМО

_______/Петрова Н.Е/ _______/Новоселова Л.В./ учителей начальных классов

Приказ № _______

«____»__________2014г. «____»_____________2014г. . «____»_____________2014г










Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета»






Атмановская Надежда Николаевна

Учитель начальных классов первой категории











2014 -2015 учебный год





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Чтение: работа с информацией

  • Цель курса

  • Задачи

  • Реализация курса

ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Структура занятия

  • Введение

  • Разминка

  • Чтение текста

  • Работа с текстом

  • Закрепление материала

  • Рефлексия

  • Работа с заданиями

  • Виды номеров

  • Регулярные

  • Спецвыпуски

  • Рубрики и их цели



ЧАСТЬ №3: КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
















ЧАСТЬ №1:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Чтение: работа с информацией В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.











Работа с текстом. Поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.











Работа с текстом. Преобразование и интерпретация информации. Выпускник научится: • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.



Работа с текстом. Оценка информации. Выпускник научится: • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: • сопоставлять различные точки зрения; • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Цель курса Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.

Задачи

  • Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
  • Расширить кругозор школьников.
  • Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
  • Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.
  • Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
«Первоклассная газета» даёт значительный эффект, когда используется для «подтягивания» отстающих детей до среднего уровня. Учащиеся, регулярно работающие с «Первоклассной газетой», чаще демонстрируют положительную динамику. Пособие«Первоклассная газета» оказывает заметное позитивное влияние на развитие читательских умений учащихся.

Реализация курса Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальной школы и их родителей. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению. Формы занятий.

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная,коллективная, групповая, работа в парах.
  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.
  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности. Игровая, познавательная. Дидактический материал. Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.

ЧАСТЬ №2:

Структура занятия Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы:

  • Введение
  • Разминка
  • Чтение текста
  • Работа с текстом
  • Закрепление материала
  • Рефлексия
  • Работа с заданиями.
Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.
Введение Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя. Разминка. Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.
  • «Ассоциации и предположения».
Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:
  • С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?
  • Что, повашему мнению, написано в этом номере?
  • Где можно найти информацию по этой теме?
  • Почему данная тема важна?
  • В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?
  • «Трудные слова»
Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.
Чтение текста Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:
  • Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
  • Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) - по выбору учителя.
  • Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.


Работа с текстом. На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
  • Дискуссия
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.
  • Ролевая игра
Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.
  • Обсуждение
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.

Работа с заданиями Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома. Рефлексия. Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда - после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.




Творческая рефлексия.
  • «Дефиниция»
Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.
  • «Изменение типа текста»
Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:
  • Рекламы;
  • Объявления;
  • Дневника.
Проверка домашнего задания. Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего задания:
  • Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.
  • По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.


Виды номеров РЕГУЛЯРНЫЕ (№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24,№25, №26, №27, №28, №29) Данные номера по своей тематике разделены на 7 рубрик. Задания номеров допустимо выполнять в классе не полностью- одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.

СПЕЦВЫПУСКИ (№15, №30) В подписке всего два номера-спецвыпуска. Каждый номер раскрывает тему определённой рубрики, отличной по тематике от остальных рубрик подписки. Чаще всего в Спецвыпусках затрагиваются серьёзные темы, на которые стоит обратить особое внимание. Например, такие темы как «Бизнес», «Этикет», и др. Рекомендуется проводить специальные занятия по Спецвыпускам в середине и в конце учебного года. Отведите на работу соСпецвыпуском целый урок в интерактивной форме. Сценарий мероприятия Вы можете найти в приложениях.

Рубрики и их цели В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики «Первоклассной газеты».

Рубрика

Задачи рубрик «Первоклассной газеты»

Личностные УУД (ГОС)

ОБЩЕСТВО Рассказ об общественных явлениях, практическое руководство. Основы гражданской идентичности личности в формеосознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

КРАЕВЕДЕНИЕ Воспитание у учащихся осознания своей этнической принадлежности.

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам.

СТРАНОВЕДЕНИЕ Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными особенностями, культурой и менталитетом других стран.

СПОРТ Привитие интереса к спорту и активному отдыху. Установка на здоровый образ жизни.

ЗДОРОВЬЕ Мотивация на заботу о здоровье, отказ от вредных привычек.

БИЗНЕС Использование знаний, приобретённых в школе, за её пределами. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

ЭТИКЕТ Воспитание достойного поведения в обществе. Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Рассказ о природных катаклизмах и о том, как нужно себя вести. ОБЖ.

ЭКОЛОГИЯ Воспитание бережного отношения к природе. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

НЕОБЫЧНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Рассказ о явлениях природы.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Воспитание ответственности и гуманного отношения к животным.

ПРОФЕССИИ Профессиональная ориентация учащегося. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Курс «Первоклассная газета» Полный курс включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования умений работы с информацией:

  • Пособие «Первоклассная газета» (формирование у школьников умений работы с информацией посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
  • СМЕЛЫЙ раунд конкурса «ЭМУ-Эрудит» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией);
  • Пособие «Комплексные работы» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией посредством выполнения заданий пособия «Комплексные работы»).







ЧАСТЬ №3:

Тематическое планирование занятий


п\п

Тема занятия

Дата

1

Чешская республика

2

Маунтинбайк

3

Выбор питомца

4

Республика Алтай

5

Идём в гости

6

Лазеры

7

Закаливание

8

Сингапур

9

Уход за питомцем

10

Речевой этикет

11

Бэйсджампинг

12

Искусственный интеллект

13

Гимнастика

14

Вологодская область

15

Власть

16

Пейнтбол

17

Экзотические домашние животные

18

Красноярский край

19

Исландия

20

Нетикет

21

Нанотехнологии

22

Здоровое питание

23

Шри-Ланка

24

Рафтинг

25

Дрессировка

26

Тюменская область

27

Имидж

28

Компьютерная трехмерная графика

29

Вредные привычки

30

Самоконтроль руководителя.

31-32

Комплексные работы

33-34

Комплексные работы

Атмановская Н.Н.

© 2010-2022