- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-сказка по чтению на тему Звуковой анализ слов. Моделирование предложений и слов. (1 класс)
Урок-сказка по чтению на тему Звуковой анализ слов. Моделирование предложений и слов. (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дудник Н.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок - сказка
Тема : « Звуковой анализ слов. Моделирование предложений и слов».
Цель : учить детей определять звуковой состав слов - последовательно называть звуки на слух с опорой на графическую схему ; под руководством учителя строить звуковые модели слов; развивать фонематический слух ; воспитывать любовь к животным.
Оборудование : Колобок, рябина, мяч, сигнальные карточки для обозначения звуков, иллюстрации к сказкам, маски сказочных героев, ширма для кукольного театра.
Ход урока
I . Организационный момент
Внимание! Внимание!
На урок приглашаются внимательные и сообразительные,которые очень хотят получить новые знания.
II . Закрепление полученных знаний и умений
- Посмотрите, дети, что это у меня в руках. В самом деле , хороший колобок, в печи зарумянился, глаза из вишен так и блестят , рот из повидла - улыбается.
Вы пробовали такого колобка? Никогда такого не пробовали, только в сказке о нем читали.
Непременно все попробуете, я принесла его для вас. Только пусть он немного остынет. Положим его на окошко , а сами поговорим , посмотрим телепередачу « В мире животных».
-
Игра « В мире животных».
Вызываю по очереди желающих, которые изображают разных животных. Зрителям нужно назвать этих животных и поднять сигнальные карточки (слоговые модели) :
- Назовите животных , в названии которых ударение падает на второй слог.
2. Игра « Телефон»
- Настало время поговорить по телефону. Сейчас я скажу слово первому ученику каждого ряда, который передаст его дальше, последний вслух называет услышанное слово. Если слово искажено , выясняем , кто неправильно его услышал.
Побеждает тот ряд, где слово передано от первого к последнему ученику правильно и капитан команды записует звуковую модель слова.
-
Внимательно рассмотрите рисунки. К каким сказкам эти иллюстрации? («Дюймовочка», «Мальчик с пальчик»). Составьте предложения по иллюстрациям. Постройте схему предложения.
- Я думаю, что колобок наш уже остыл, я думаю пора его попробовать . (Подхожу к окну)
- Ой, что это? От колобка осталась только записка: « Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от вас детей, и подавно убегу !».
Мы найдем тебя, колобочек, обязательно найдем!
-Смотрите, колобок после себя след оставил.
( Неожиданно появляется медведь. )
III . Поиски колобка
-
Выполнение заданий медведя.
Медведь. Я видел, куда колобок покатился, покажу дорогу. Только сначала отгадайте загадки про животных, найдите первый и последний звук в словах отгадках.
( Ученики карточками сигнализируют , какие эти звуки: согласный твердый, согласный мягкий, гласный .) Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь)
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом. (Белка)
Травы копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)
Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса)
-Дети, что вы знаете о медведях? Как называется их жилище?
- У вас сейчас есть возможность пообщаться с медведем, задать ему вопросы, которые вас интересуют , о жизни этих животных.
Мальчик. Михаил Потапович, а почему все говорят , что ты неуклюжий, неповоротливый?
Медведь. Та глупости это все! Бегаю я довольно быстро ( 40- 50 км/ ч), могу легко догнать коня, хорошо плаваю.
Девочка. А медвежата, какие они?
Медведь. Зимой в берлоге рождаются 2- 3 медвежонка. Вес новорожденного « хозяина леса» не больше 500 граммов, и он такой маленький , что может поместиться на ладоне взрослого человека.Это кажется необычным. А объясняется просто: новорожденные медвежата питаются молоком матери. А молока немного, ведь медведица зимой ничего не ест, а живет за счет жира, накопленного летом, и особенно осенью.
Мальчик. А почему медвежата рождаются зимой?
Медведь. Потому что только в это время года у медведя есть свой «дом» - берлога. Ведь летом мы ходим по лесу и ночуем где- либо.
-
Физкультминутка.
-
Медведь. Теперь вместе отдохнем. Я расскажу вам о своем товарище, а вы будете сопровождать мой рассказ движениями.
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Медведь.
Молодцы, дети! Выполнили вы мои задания.
Покажу вам дорогу к колобку. Идите прямо и считайте шаги. Как насчитаете десять, поворачивайте влево за рябину. ( Ученики идут, считают шаги. Вот рябина. Только хотели налево повернуть, а тут лисичка.)
-
Выполнение заданий лисички.
Лисичка. Куда это вы, мои дорогие , идете? Колобка искать? Так он же совсем в другом месте прячется. Старый медведь всегда все перепутает. Я покажу вам , куда колобок покатился, только сначала отгадайте названия продуктов, в которых есть звук [ л ]. Очень люблю я вкусненькое поесть!
-Представьте, что мама принесла сумку с продуктами, в названиях которых есть звук [ л ].
Назовите их.
Ответ: молоко , хлеб, вермишель, булка, масло.
- Определите место звука в каждом слове.
- Составьте звуковую модель слова «булка».
( составление схемы )
- Поиграй теперь с нами , лисичка , в игру.
Дети строятся в две шеренги лицом друг к другу. Они играют в цепочку слов. Первый ученик бросает мяч и называет слово, на конечный согласный этого слова другой ученик придумывает следующее слово, и так далее. Когда дошла очередь к лисичке, она не смогла назвать слово и убежала от стыда.
- Что же теперь делать? Куда же идти дальше? Где колобка искать?
( Слышится веселая песня, появляется Петушок.)
Петушок. Куда, дети, идете? Колобка ищете? Я вас к нему приведу, только сначала давайте договоримся. Я голосистый Петушок- Гребешок и детей поющих люблю.
Сначала отгадайте, какой звук поет песенку, а потом и сами запоете.
Эта буква зажужжала,
Словно жук, она летала,
Жаворонком пела мило,
Журавлём в полях ходила.
Но скажите же уже
Что за буква? Это...Ж.
Буква О - Осел упрямый,
Он не слушается маму.
ПОхОдил по лужам
И теперь прОстужен.
( Дети выполняют песню «Улыбка», сл.Пляцковского, муз. Шаинского)
- Так с песней и пришли дети вместе с Петушком - Гребешком на солнечную полянку. А посреди полянки на большом лопухе колобок лежит, детей ждет.
IV . Итог урока
- Задания какого животного было самым трудным?
- Чье задание было самым интересным?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Учились выделять первый и последний звуки в словах, определять количество слогов. Составлять модели слов,схемы предложений. А еще учились преодолевать трудности, коллективно выполнять задания. Настало время попробовать колобок. Надеюсь, вы еще ничего вкуснее не ели!