- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Почемучка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Почемучка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дорофеева Т.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Редкино
Конаковского района Тверской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Почемучка»
(занимательная математика и грамматика)
для 4-х классов на 2015-2016 учебный год
Руководитель:
Дорофеева Т.А.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению занимательная математики и грамматика «Почемучка» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований примерной основной образовательной программы школы.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ «Об образовании»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Сан ПиН 2.4.2.2821-10)
- Устав МБОУ СОШ № 2 п. Редкино
Актуальность программы
Программа представляет собой совокупность упражнений, игр тренировочного, познавательного характера. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты и мир математики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики и математики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания, математические задания отличаются необычностью и новизной ситуаций. Воспитание интереса к занимательной грамматике и математике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, математике совершенствовать свою речь, математическое мышление. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и математики, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: учащиеся 4 класса
Особенности набора: свободный
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку и математике, показать учащимся, что грамматика и математика не свод скучных и трудных правил, а увлекательное путешествие на разных ступенях обучения. Основные задачи:
- развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развивать языковые культуры и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные средства, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии; -сравнивать предметы по заданному свойству; - определять целое и часть; - устанавливать общие признаки; - находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; - определять последовательность действий; - находить истинные и ложные высказывания; - наделять предметы новыми свойствами; - переносить свойства с одних предметов на другие; - понятие слово. Толковый словарь; - однозначные и многозначные слова Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Содержание программы
Раздел «Математика»
-
Комбинаторика (5 часов): Перестановки. Размещения. Сочетания. Решение задач с помощью таблиц и графов.
- Математика в играх. Развитие творческого воображения (13 часов):
- Из истории математики (2 часа):
В данном разделе предусмотрены решения разноуровневых заданий из 10 вариантов.
Раздел «Грамматика»
-
Язык и логика (4 часа):
Употребление пословиц и поговорок в речи.
Фразеологические обороты. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Крылатые слова
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
-
Словообразование (4 часа):
Многозначность слова.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Синонимы в русском языке
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Слова - антонимы
Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Слова - омонимы
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Анаграммы и метаграммы.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер - терка ).
Шарады и логогрифы
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.
-
Фонетика и орфоэпия (3 часа)
Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Что такое фонография или звукозапись? Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности - фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
В данном разделе предусмотрены решения разноуровневых заданий из 10 вариантов.
Тематическое планирование
№ занятия
Тема
Дата планир.
Дата фактич.
РАЗДЕЛ «МАТЕМАТИКА»
1
Входной тест
-
Комбинаторика
2
Комбинаторика разбиений.
3
Комбинаторика. Размещения. Перестановки. Сочетания. Решение разноуровневых задач.
Вариант 1.
4
Решение задач с помощью таблиц.
5
Решение задач с помощью графов. Решение разноуровневых задач. Вариант 2.
6
Решение разноуровневых задач. Вариант 3.
-
Математика в играх
7
Развитие творческого воображения. Составление кроссвордов.
8
Составление ребусов, чайнвордов. Решение разноуровневых задач. Вариант 4.
9
Магические квадраты.
10
Решение разноуровневых задач. Вариант 5.
11
Сравнение предметов по признакам.
12
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
13
Математические конкурсы. Решение разноуровневых задач. Вариант 6.
14
Решение разноуровневых задач. Вариант 7.
15
Анкета-игра «Я, мой класс и школа в числах».
16
Конкурс рисунков «С кем дружат числа».
17
Конкурс «Математическая сказка». Решение разноуровневых задач. Вариант 8.
18
Математическая игра - «Весёлый поезд».
19
Тест «Сравнение». Решение разноуровневых задач. Вариант 9.
-
Из истории математики
20
Старинные меры.
21
Старинные задачи. Решение разноуровневых задач. Вариант 10.
РАЗДЕЛ «ГРАММАТИКА»
22
Входной тест.
-
Язык и логика
23
Пословицы и поговорки. Решение разноуровневых задач. Вариант 2.
24
Фразеологические обороты. Решение разноуровневых задач. Вариант 3.
25
КВН «Весёлые фразеологизмы».
26
Крылатые выражения. Решение разноуровневых задач. Вариант 4.
-
Словообразование
27
Однозначные и многозначные слова. Работа со словарём. Решение разноуровневых задач.
Вариант 5.
28
Антонимы. Синонимы. Омонимы.
29
Анаграммы и метаграммы. Решение разноуровневых задач. Вариант 6.
30
Шарады и логогрифы. Решение разноуровневых задач. Вариант 7.
-
Фонетика и орфоэпия
31
Что такое орфоэпия?
32
Что такое фонография или звукозапись? Решение разноуровневых задач. Вариант 8.
33
Кис- кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподражаниях. Решение разноуровневых задач. Вариант 9.
34
Конкурс «Эрудит» Решение разноуровневых задач. Вариант 10.
Учебно-методическая литература
№
Автор, год издания
Название пособия
1. Холодова О., Москва: РОСТ, 2012 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»
2.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
3
Я.И.Перельман Занимательные задачи и опыты- М., Детская литература, 2010.
4
Ордынская И.С. Итоговая аттестация 4 класс. Математика. Русский язык. - М.,Дрофа 2014.
5
Львов М.Р. Словарь синонимов и антонимов. - М., 2010.
- school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция ЦОР;
- psychology.area7.ru/?m=1654 - Психолог в школе;
- pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей;
- school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов;
- proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей;
- pedsovet.org - Факультативные курсы, программы;
- 7. viki.rdf.ru - «Детские презентации» - ...по развитию познавательных способностей.
Материально-техническое обеспечение Технические средства обучения Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор. Магнитная доска Принтер лазерный чёрно-белый.
Оборудование класса Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Магнитная доска.