• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (в соответствии с авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др. «Русский язык. 1-4 классы», Москва, Просвещение, 2011г. , УМК «Школа России»)

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (в соответствии с авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др. «Русский язык. 1-4 классы», Москва, Просвещение, 2011г. , УМК «Школа России»)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
физико-математического профиля
"Учебно-воспитательный комплекс "Интеграл"
города Евпатории Республики Крым»

_________________________________________________________

297407. Республика Крым. Российская Федерация. г. Евпатория. Ул. Некрасова, 98

+7(36569) 5-16-28, факс +7(36569) 2-93-46, e-mail: [email protected]



РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов
от «25» 08 2015 г. № 1

Руководитель МО

Тимашёва В.Б._________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора
по УВР

Войтенко Л.А._______

«27» 08 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ЕУВК «Интеграл»

Костина Т.В._________

Решение пед. совета
Протокол №7
от «28» 08 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по русскому языку


ступень обучения начальное общее 3 -В класс

Количество часов 170 часов Уровень базовый

Учителя Сидоренко Яна Сергеевна


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы». Москва. Просвещение, 2011г., УМК «Школа России».

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса МБОУ ФМП «УВК «Интеграл» на 2015-20146 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерных программ начального общего образования и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы», Москва, Просвещение, 2011г., УМК «Школа России». Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку в общеобразовательных классах. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Общая характеристика учебного предмета


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета; • формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь. Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы: здоровьесберегающие, технология проектного обучения, технология развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, технологии уровневой дифференциации. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, объяснение, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности;
  • методами контроля: индивидуального опроса, фронтального опроса, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного и исследовательского методов обучения.
Формы обучения: используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Рабочая программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. Важным средством выполнения поставленных задач - осуществление связей в преподавании русского языка с другими школьными предметами:
  • русский язык и литературное чтение (обогащение словаря учащихся предметной терминологией, работа над правильным и выразительным чтением, закрепление навыков правописания, формирование навыка продуктивного общения, использование литературоведческих текстов для выполнения письменных и устных упражнений);
  • русский язык и математика (умение выполнять аналитико-синтетические упражнения, делать выводы и обобщения, составлять модели и читать их);
  • русский язык и предметы эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, технология (обогащают речь образностью, развивают эстетический вкус, учат понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной речи).


Место в учебном плане


Предмет «Русский язык» относится к образовательной отрасли «Филология» и реализуется за счёт инвариантных часов. В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.


Планируемые результаты


В соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения обеспечивается достижение учениками определенных предметных результатов: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Раздел «Фонетика и графика» Ученик научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Ученик получит возможность:
  • научиться проводить звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слов.
Раздел «Орфоэпия» Ученик получит возможность научиться:
  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова» Ученик научится:
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы одного и того же слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Ученик получит возможность:
  • научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика» Ученик научится:
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Ученик получит возможность научиться:
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология» Ученик научится:
  • определять грамматические признаки имён существительных - род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных - род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени).
Ученик получит возможность научиться:
  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис» Ученик научится:
  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
Ученик получит возможность научиться:
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения по членам, оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.
Раздел «Орфография и пунктуация» Ученик научится:
  • применять изученные правила правописания на практике;
  • уточнять написание слова по орфографическому словарю;
  • безошибочно списывать текст;
  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Раздел «Развитие речи» Ученик научится:
  • оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Ученик получит возможность научиться:
  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
В соответствии с требованиями ФГОС и программой обеспечивается достижение учениками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты. 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты. 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты. 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. В результате прохождения программного материала третьеклассники должны знать:
  • предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
  • главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
  • однородные члены предложения;
  • признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
  • состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
  • правописание парных согласных в корне;
  • правописание непроизносимых согласных;
  • правописание слов с двойными согласными;
  • части речи;
  • изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
  • правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
  • правописание количественных числительных.
  • роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники должны уметь:
  • распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
  • устанавливать связь слов в предложении;
  • распознавать предложения с однородными членами;
  • выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
  • производить разбор слова по составу;
  • обозначать парные согласные в корне;
  • писать слова с непроизносимыми согласными;
  • писать слова с удвоенными согласными;
  • изменять имена существительные по падежам;
  • склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
  • писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
  • писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
  • использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения; пользоваться словарями и справочной литературой.

Содержание учебного курса


Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями: • система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»;в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Частица. Частица не, ее значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения). Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.; • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова; • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь); • соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход); • е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек - замочка); • безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин); • безударные падежные окончания имен прилагательных; • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; • запятая при обращении в предложениях. Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Тема № 1 «Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание» - 19 часов. Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. Тема № 2 «Слово в языке и речи» - 16 часов. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словосочетание как сложное название предмета. Фразеологизмы. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол, имя числительное. Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий знак. Перенос слов. Тема № 3 «Состав слова» - 43 часа. Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова - корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку-печь, лицо-личный, бег-бежать, верх-вершина, вязать-вяжет и др. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный твердый знак. Тема № 4 «Части речи. Имя существительное» - 33 часа. Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе. Тема № 5 «Части речи. Прилагательное» - 18 часов. Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Тема № 6 «Местоимение. Глагол» - 25 часов. Местоимение как часть речи: общее значение. Личные местоимения. Определение лица, числа, рода личных местоимений. Роль личных местоимений в тексте. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.



Тематический план


№ темы

Наименование темы

Учебные

часы

Контрольные работы

1

«Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание»

19 часов

Стартовая контрольная работа.

Проверочная работа № 1. Тест на тему «Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание».

2

«Слово в языке и речи»

16 часов

Проверочная работа № 2.

Диктант с грамматическим заданием

3

«Состав слова»

43 часа

Итоговая контрольная работа № 1.

Контрольное списывание № 1

Контрольный словарный диктант № 1.

Итоговая контрольная работа № 2

4

«Части речи.

Имя существительное»

33 часа

Проверочная работа № 3. Тест на тему «Части речи. Имя существительное»

Проверочная работа № 4. Контрольный диктант с грамматическим заданием

5

«Части речи. Прилагательное»

18 часов

Контрольное списывание № 2.

Итоговая контрольная работа № 3.

6

«Местоимение. Глагол»

25 часов

Контрольный словарный диктант № 2.

Итоговая контрольная работа № 4. Диктант.

Контрольное изложение.


Резервные уроки

16 часов

Комплексная контрольная работа.


Итого:

170 часов

15


Критерии оценивания Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, контрольных и проверочных работ, тестов, сочинений.

Проверка орфографических и пунктуационных умений (диктант) Оценка «5» - нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера). Оценка «4» - допущено 1 - 2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. Оценка «3» - допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно. Оценка «2» - допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (изучаются в каждом классе).
За ошибку не считаются:
  • ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались ранее;
  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове;
  • 2 негрубые ошибки.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание Для проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение грамматических заданий. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания или проводиться после диктанта (не более 4 видов грамматических разборов). В таком случае выставляются 2 отметки: за диктант и задание по отдельности. Оценка «5» - выполнено без ошибок. Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий. Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий. Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Словарный диктант С целью проверки усвоения написаний непроверяемых орфограмм проводятся словарные диктанты. Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений. Оценка «4» - допущена 1- 2 ошибки или 1 ошибка и 1-2 исправления. Оценка «3» - допущены 2- 3 ошибки и 1 исправление. Оценка «2» - допущено 4 и более ошибок.



Контрольное списывание Контрольное списывание является способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков; проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений. Оценка «4» - допущены 1-2 исправления или 1 ошибка. Оценка «3» - допущены 3-5 исправлений или 2 - 3 ошибки. Оценка «2» - допущено 6 и более исправлений или 4 и более ошибок.

Изложение, сочинение Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста проводятся изложения и сочинения. Основными критериями оценки изложений и сочинений является полное, последовательное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, правильное употребление слов и построение предложений, орфографическая грамотность. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте. Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Контрольное изложение и контрольное сочинение оценивается двумя отметками: за содержание и грамотность. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Оценка «5» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • правильное и последовательное воспроизведение авторского текста;
  • логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок;
  • богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
  • нет орфографических и пунктуационных ошибок;

  • допускается 1 -2 исправления.

Оценка «4» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
  • имеются отдельные фактические и речевые неточности;
  • допускается не более 3 речевых недочетов, недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
  • 1-2 орфографические и 1- 2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка «3» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • допущены некоторые отступления от авторского текста;
  • допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений;
  • беден словарь;
  • имеются речевые неточности;
  • есть недочёты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста);

б) грамотность:

  • 3 - 5 орфографических ошибок и 3 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка «2» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • работа не соответствует теме;
  • имеются значительные отступления от авторской темы;
  • много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • во всех частях работы отсутствует связь между ними;
  • словарь беден;
  • более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
  • более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.

Тесты Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Оценка устных ответов Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика учитываются: полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, речевое оформление ответа. Ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения и правила. Оценка «5» Ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

  • обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и составленные самостоятельно;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» Ответ отвечает тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки, которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения, некоторые неточности в формулировке правил. Оценка «3» Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
  • излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка «2» Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Положительная оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1. Нормативные документы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 № 373). 2. Требования к планируемым результатам начального общего образования. 3. Основная образовательная программа ОУ. 4. Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко. - М.: Просвещение, 2011. 2. Учебно-методическая литература 1. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Канакина. - М.: Просвещение, 2012. 2. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2014. 3. Дополнительная литература. 1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов [и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. 3. Словари по русскому языку (толковый, фразеологический, морфемный, словообразовательный). 4. Учебно-практическое оборудование 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 2. Штатив для таблиц. 3. Ящики для хранения таблиц. 4. Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев. 5. Стол учительский с тумбой. 5. Дидактический материал 1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе. 2. Наборы сюжетных (предметных) картин в соответствии с тематикой программы (в том числе и в цифровой форме). 6. Цифровые образовательные ресурсы 1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. 2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку. 3. Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку. 4. Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное пособие. 7. Технические средства обучения. 1. DVD-плеер. 2. Телевизор. 3. Компьютер. 4. Колонки. 5. Мультимедийный проектор.



© 2010-2022