Урок русского языка в 1 классе по теме «Звонкие и глухие согласные»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Высокинский филиал № 2

МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области.




Открытый урок по русскому языку в 1 классе

на тему:«Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.»

(Урок русского языка в 1-м классе разработан по программе

« Перспектива»

  • Авторы учебника Л.Ф.Климанова и Т.В. Бабушкина

Урок разработан

учителем начальных классов

Васюковой Людмилой Владимировной



Цель: наблюдение за особенностями произношения звонких и глухих

согласных звуков; ознакомление с парными звонкими и глухими согласными, развитие умения различать их, уточнение первоначальных представлений о проверочном слове и о способе проверки парных звуков на конце слова путём изменения формы слова.

Ход урока

1.Установление психологического комфорта.

Тут затеи и загадки,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час!


2.Актуализация, мотивация, постановка проблемы

У.Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных?

Ответы учащихся.

А кто из вас знает, как различить их при написании?

Ответы ребят.

У. А сейчас послушайте сказку о парных согласных.

Жили- были в Стране Русского Языка парные согласные: б-п , г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были весёлыми, голосистыми, а вот глухие - немножко сердитыми. Чуть что -сразу шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Они часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.

Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: «Помогите мне!» Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.

СТОЛ(Б)?(П)?

Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили - кто лучше с этой работой справится.

СА(Д)?(Т)?

Неподалёку строился дом. Последний этаж остался незаконченным . Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.

ЭТА(Ж)?(Ш)?

Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят улов, который отдал им рыбак. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.

АРБУ(З)?(С)? УЛО(В)?(Ф)? СТО(Г)? (К)?

Шёл мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: « В этих словах в конце поставьте гласную букву, она и укажет, кто из вас будет стоять в слове».

Так и сделали: столбы - столб , сады - сад , этажи - этаж , арбузы - арбуз. Уловы - улов, стога - стог.

Всё встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слова. 3. Первичное закрепление знаний:

Давайте откроем с вами учебник на ст.109 и прочитаем правило,а потом

немножко поиграем. Я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте. В словах- загадках найти парные согласные.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек;

Шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

Зимой в поле лежал,

А весною в реку убежал.

(Снег)

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног ,ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне всё стук да стук.

(Гвоздь)

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть.

Физминутка. 4. Отработка навыков..

Работа по учебнику.

А теперь откройте учебники на ст. 109 и работаем над упражнением №214.

Читаем задание к этому упражнению.

Что нужно сделать в этом упражнении?

Ответы ребят.

Откроем тетради и записываем это упражнение, комментируя вслух.

5.Закрепление изученного.

1) Упражнение №215 выполните самостоятельно.

Дети выполняют его, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. После чего проверяется коллективно.

2)Работа с карточками.

А теперь у вас на столах лежат карточки с парными согласными. Я сейчас буду читать слова, а вы должны поднять ту согласную, которую нужно написать.

Ёж, лев, енот, жираф, гепард, носорог, уж, дуб.

Какое из этих слов лишнее и почему?

Молодцы.

3)Работа по тетради

А теперь откройте рабочие тетради и поработаем в тетрадях.

Работа проводится по выбору учителя.

Молодцы, а теперь давайте ещё раз повторим, как же нужно правильно писать слова с парными согласными.

Ответы детей.

6.Рефлексия.

Итог урока

У. Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

На этом наш урок окончен, молодцы! Я думаю вы правильно будете писать слова с звонкими и глухими парными согласными.

© 2010-2022