Проектирование урока в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование урока Педагогическое проектирование есть собирательная деятельность и одновременно деятельность выбора из всего знания об уроке, что нужно именно для данного момента, для изучения данной темы и с данными детьми. Каждый урок создается как единственный и неповторимый. Педагогическое проектирование урока есть деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и учащегося, направленного на освоение учебным материалом в соответствии с поставленной целью. Сущность этой деятельности состоит в переводе теоретических идей в практику жизни, в создании проектов, способных быть реализованными. Педагогическое проектирование можно рассматривать как процедуру создания педагогических технологий, готовых к употреблению без дополнительных объяснений. Педагогическое проектирование есть функция учителя, выполнение которой должно занимать не менее одной четверти рабочего времени, отводимого на профессиональную деятельность. Этот вид деятельности требует от учителя специальных навыков и умений и осуществляется в три последовательных этапе: - моделирование - проектирование -конструирование Моделирование урока - это процесс определения основных его параметров. Оно включает в себя: выбор концепции или технологической идеи, определяющих мировоззренческое поле урока, постановку цели урока, определение его вида и типа. Модель урока - это и есть общее представление учителя об уроке, которое он хотел бы воплотить на практике. Это его абрис, эскиз, «версия» урока, чаще всего идеальная. Данный этап, как правило, мысленный, устный. Учитель «видит» урок в общих чертах, смутно представляя его детали. Однако, уже на этапе моделирования, учитель переводит теорию урока в практику, так как осуществляет выбор теории, цели, вида, типа. Проектирование урока - следующая ступень его разработки. Этот этап состоит в разработке регулятивов, с помощью которых будет достигаться поставленная цель. В педагогике регулятивы часто называются обобщенно способами. Такими регулятивами являются компоненты педагогического процесса - задачи, принципы, содержание, методы, формы учебной деятельности. На этом этапе создается педагогическая структура, каждый компонент которой как бы материализует модель как исходный образ урока. Цель урока здесь уточняется и разбивается на задачи, принципы «переводятся» в правила своей реализации, содержание формируется, как учебный материал со своим объемом и формами предъявления учащимся, методы отбираются на основании массы факторов: цели, уровня развития детей, готовности учителя ими пользоваться и, конечно, на основании той идеи, которая заложена в модели урока. Так отбираются и средства, и формы обучения на уроке. На этом этапе разработки урока осуществляется подбор материала, который на следующем этапе будет превращаться в технологию. Конструирование урока - конечный этап проектирования. Его назначение - создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала. Технология урока и есть сама система взаимодействия учителя и учащихся, направленная на овладение ими учебным материалом согласно поставленной цели. По сути, технология урока - та последовательность действий учителя и ученика, благодаря которой достигается цель урока. Педагогическое проектирование заключается в разработке конкретной технологии как технологии конкретной формы организации обучения. Конструирование урока для учителя выливается в создание своей специфической методической и психологической структур в соответствии с моделью и уже построенной педагогической структурой. Формы такого конструирования известны - конспекты уроков, сценарии, планы, планы-тезисы, схемы, методические разработки. Через их реализацию учитель ведет детей к Истине. Проектировочный подход упорядочивает разрозненные действия, приводит их в систему, показывает зависимость друг от друга и, что очень важно, показывает назначение всей работы по подготовке урока как процесса перевода теории в практику школьной жизни. Проектирование придает осмысленность рутинному труду учителя. Любой учитель, в свернутом или развернутом виде, проделывает эти операции, мысленно выстраивая, а затем и фиксируя на бумаге свою предстоящую деятельность на уроке. Чем точнее и полнее предварительно проработана технология урока, тем свободнее и увереннее держится учитель на уроке, тем комфортнее себя чувствует и допускает гораздо больше маневра, чем неподготовленный учитель. Педагогическое проектирование урока имеет свои ограничители в виде принципов проектирования. Понимая, что педагогическое проектирование есть ступенчатый, но в тоже время целостный процесс, он в целом и должен строиться по определенным принципам. В частности, в соответствии с принципом достаточной полноты охвата проектируемого объекта; системного единства всех этапов и форм проектирования; человеческих приоритетов; саморазвития и доступности. В педагогическом проектировании следуйте тому, что: - четко определите объект проектирования и его основные характеристики в пространстве и во времени; - разбейте объект проектирования на составные части, определите порядок их взаимосвязи и зависимости между собой; - выберите соответствующую объекту форму проектирования, отражающую соответствующую структуру проектируемого объекта. Принцип системного единства всех этапов и форм проектирования урока реализуется посредством соблюдения следующих правил: - используйте дедуктивный способ проектирования, начиная процесс с построения модели; - проектируйте урок непременно на всех трех уровнях, не исключая ни один, каким бы свернутым и коротким он ни был; - обеспечьте преемственную связь содержания и построения всех форм проектирования, используемых на всех трех этапах. Принцип человеческих приоритетов строится на выполнении следующих правил: - сверяйте проект с духовно-нравственными основаниями человеческой жизни: никакого вреда и никому его реализация не должна приносить; - подчиняйте проектируемый педагогический процесс реальным потребностям, интересам и темпам развития своих воспитанников; - не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, умейте отступать, принимать их предложения и заменять свои; Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе. При проектировании урока педагогу чаще надо ставить себя на место учащихся и «выполнять» свои собственные рекомендации и требования. Этого мысленного эксперимента бывает достаточно, чтобы уже в ходе проектирования можно было вносить необходимые коррективы в урок. Принцип саморазвития педагогического процесса урока требует создания проектов гибкими, динамичными, способными к изменению в ходе реализации, обеспечивающими постепенное усложнение деятельности участников урока. Создать очень точный проект практически невозможно. Жестко созданный и жестко реализуемый проект всегда ведет к насилию над учащимися. Этот принцип реализуется через следующие правила: - каждый проект надо разрабатывать с постепенным внутренним усложнением действий участников урока, с наращением динамики взаимодействия; - разрабатывайте модели, проекты таким образом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, поддавались модернизации и корректировке; - делайте свои планы, программы, сценарии такими, чтобы их можно было многократно использовать, приспосабливая к изменившимся условиям; - не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один -два проекта, также обеспечивающих достижение цели. Принцип доступности проектирования и проектов для участия в разработке и использовании их всеми участниками педагогического процесса обеспечивает субъективизацию урока. Если учащиеся и родители будут обеспечены правами влиять на процедуру проектирования как в ее технологическом, так и в содержательном аспекте, они будут заинтересованы и в реализации проекта. Для этого надо соблюдать следующие правила: - привлекайте учащихся к разработке отдельных компонентов проекта урока и их реализации; - привлекайте родителей к разработке отдельных компонентов урока и их реализации; - развивайте на уроке самоуправление учащихся; - создавайте проекты урока на доступном для понимания родителями языке; - сделайте проекты уроков доступными для ознакомления с ними учащихся и их родителей. Эти принципы касаются самой технологии проектирования урока, но не его конкретного содержания.




Педагогическая тактика и стратегия учебных взаимодействий


Современная образовательная ситуация ориентирована на гуманистический, субъект-субъектный характер приобретения знаний. Однако на практике возникает противоречие между сформировавшейся потребностью в изменении традиционных форм отношений и взаимодействий педагога с воспитанником и отсутствием отработанных методик и технологий, позволяющих актуализировать и развивать формы и виды учебных взаимодействий. Взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности: индивидуальной, фронтальной и групповой:

  • индивидуальная форма - взаимодействие: учитель - ученик;
  • фронтальная форма - взаимодействие: учитель - ученик; учитель - ученик и т.д.;
  • групповая форма - взаимодействие: учитель - ученик; ученик - ученик; ученик - ученик и так далее.
Структура учебных взаимодействий фронтальной и индивидуальной форм обучения имеет аналогичное построение, разница только в масштабе реализации. Групповая форма имеет более сложную структуру. В построении педагогических взаимодействий нужно различать ближайшие и перспективные задачи, т.е. выстраивать тактику стратегию учебных взаимодействий. Уровень Педагогическая тактика Педагогическая стратегия 1. Недеятельностный

Создание на уроке эмоционально-привлекательной атмосферы для учебного сотрудничества

Перевод учащихся из пассивной позиции в частично активную (по ситуации)

2. Эмоционально-деятельностный

Со стороны учителя - постоянные подкрепления субъектного состояния ученика во взаимодействиях

Обеспечение систематического включения ученика в совместную деятельность

3. Деятельностно-

ведомый

Максимальное подкрепление активной позиции учащегося в учебной интеракции

Формирование субъектной

позиции учащегося в различных формах учебного сотрудничества

4. Деятельностно-

ведущий

Создание условий для реализации ведущей позиции учащегося без ущерба для деятельности

остальных учеников

Формирование осознанных

навыков сотрудничества с окружающими людьми. Учет различного уровня учебного взаимодействия, преобладающего в классе, предполагает не просто организацию общения для школьников, но воспитание у них осознанного отношения к процессу совместной деятельности, а также формирование определенных навыков сотрудничества, поиска общего решения, принятие или непринятие ведущей роли в групповом взаимодействии. К такому продуктивному взаимодействию должен быть готов не только ученик, но и учитель. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога, и для учащегося? В конце 90-х годов в педагогике начало разрабатываться еще одно направление - учебный диалог, новый подход - интерактивное обучение. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом (обществом в миниатюре), отражающим весь внешний мир. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт человек смог перевести во внешний мир и успешно его использовать. При интерактивном обучении помимо учебных задач важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи: 1. конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; 2. коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы. 3. социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. В группе интерактивного обучения осуществляются две основные функции, необходимые для успешной деятельности: 1. решение поставленных задач; 2. оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Учебное взаимодействие будет результативным, если оно реализует обе функции в равной степени, а не смещенно в сторону той или другой. Этапы организации групповой работы: 1. формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки - эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной; 2. объединение учащихся в группы; 3. организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько последовательных действий: усвоение учебной задачи, процесс поиска лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. 4. организация межгруппового обсуждения учебной задачи; Формы межгруппового общения: совместно-индивидуальная (ярмарка), совместно-последовательная (эстафета), совместно-взаимодействующая (мозаичная картинка); 5. рефлексия позитивных и негативных образцов взаимодействия, которые отразились на результатах работы группы. При рефлексии следовать правилу «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе; нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение. 6. оценивание деятельности групп и учащихся. «В новой системе обучения изменяются подходы к допущенным ошибкам. Фокус внимания смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними, анализирует логику мышления, приведшую к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» (В. Болотов). Г.Цукерман: «Разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия!» Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения: - в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все - участники; - каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; - следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации; - если информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание», только после этого делаются выводы; - критикуются идеи, а не личности;

  • цель совместной деятельности заключается не в «победе» одной точки зрения над другой, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Интерактивное обучение предъявляет к учителю следующие требования: - организовывать такое исследование задачи, которое воспринимается обучаемым как собственная инициатива; - целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий; - создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся; - сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении; таким образом, основы технологии организации интерактивного обучения включают следующие положения: - нахождение проблемной формулировки темы занятия; - организация учебного пространства, располагающего к диалогу; мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания; - создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий в решении учебной задачи; - выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога; - использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д. оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности; развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.




© 2010-2022