Урок русского языка в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Гармония» Слайд 1.

Класс: 3

Тема урока: «Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного»

Подготовила: Ревтова Любовь Николаевна

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

1) знакомить с родом имён существительных и зависимостью от него рода имён прилагательных, выбором окончаний в именах прилагательных

2) Познакомить с общими способами поиска информации, представленной в схематичной, табличной форме, перевода информации в словесную форму.

Задачи урока:

Предметные УУД

• Знакомить с понятиями «род» и «число» имен существительных и прилагательных.

•Учить способам подбора проверочных слов для названий предметов.

Метапредметные УУД

Личностные:

♦ вырабатывать ответственное отношение к качеству своей письменной речи, заботиться о ее правильности;

♦ проявлять интерес поиску способов решения учебных задач.

♦ элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Регулятивные:

♦ научиться выполнять ту последовательность действий, которая приведет к решению орфографических задач;

♦ учиться осуществлять самоконтроль, как в процессе письма, так и после его завершения.

♦ находить в материалах учебника (в читаемом тексте) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;

Познавательные:

♦ анализировать, обобщать, понимать информацию, представленную в модельном виде;

♦ работать с учебным текстом;

♦ делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные:

♦ адекватно использовать, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

♦ формулировать собственное мнение и позицию;

♦ участвовать в учебном диалоге.

Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Формы организации познавательной деятельности: диалог, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Оборудование: авторский медиапродукт к уроку, учебник «Русский язык 3 класс» часть 1, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, издательство «Ассоциация ХХI век» 2013; интерактивная доска, документ-камера Mimio View

Ход урока


I. Мотивирование к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, дети!

Предлагаю игру «Кто быстрее». - От начальной формы существительного образуйте начальную форму прилагательного. - Каждой группе я выдам лист, где записаны существительные. Какая группа быстрее образует начальную форму прилагательного, та и пополнит свою недельную копилку баллов.


Река - __________________

Молоко - __________________

Клад - ___________________








Капуста - _________________

Старик - _________________

Солнце - ________________


(Лидеры групп показывают ответы с помощью документ-камеры Mimio View, подводят итоги).

II. Актуализация опорных знаний Слайд 2


Высокое, травинка, лес, серебряная, небо, сонный, убежал.

Учитель: предлагаю девочкам записать только имена существительные, а мальчикам только имена прилагательные.

- Какое слово не записали?

Дети: - убежал, это глагол.

Учитель: девочки, что можете рассказать о своей части речи?

(Ответы детей)

- Мальчики, что вы знаете об имени прилагательном?

(Ответы детей)

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: предположите, о чем вы сможете узнать на этом уроке.

Дети: мы будем сравнивать части речи: имя существительное и имя прилагательное.

IV. Новый материал

Выполнение упр.164. Слайд 3

Учитель: откройте учебники на странице 65. Мальчик - иностранец предлагает свой вариант описания журавля.

- Что бы вы ему ответили?

Дети: так нельзя говорить.

Учитель: исправим ошибки: от существительного задайте вопрос к прилагательному Слайд 4 Шея (какая?) длинная Нос (какой?) длинный Крыло (какое?) длинное Ноги (какие?) длинные Учитель:- почему меняются окончания у прилагательных? (Учащиеся не знают ответа.) Учитель:- это и будет темой нашего урока.

Учитель: дать полное объяснение вам помогут новые знания о частях речи.

Учитель: прочитайте, определите род существительного - кот. Слайд 5

Вот Борис наш, рыжий кот.

Он забрался в огород.

Дети: мужского рода.

У зеркала сидит мартышка

Она забавная малышка.

(Аналогично определяют женский род существительного мартышка)

Душистое мыло в ладошки легло,

С ладоней всю грязь смоет оно.

(средний род существительного мыло)

Учитель: Сделайте вывод: что помогло вам узнать род имен существительных?

Дети: нам помогли местоимения: Слайд 6

- он - мужского рода;- она - женского рода; - оно - среднего рода.

Учитель: а что говорят нам авторы учебника? Верны ли наши рассуждения?

(Дети читают правило, с.66) - Что нового узнали из сообщения?

Дети: чтобы узнать род существительного, надо поставить его в начальную форму единственного числа. Урок русского языка в 3 классеФизкультминутка Только в лес мы вошли, Появились комары. (Руки вверх, хлопок над головой.) Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. (Руки за голову кладём И вразвалочку идём.) Снова дальше мы идём, Перед нами водоём. Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее. Раз-два, раз-два, Позади теперь вода! Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем. Дышим ровно, глубоко.


V. Первичное усвоение новых понятий

Учитель: чтобы объяснить мальчику - иностранцу его ошибки, давайте рассмотрим схему и узнаем еще один секрет русского язык: Слайд 7

Учитель: Что требует имя существительное от имени прилагательного?

Дети: чтобы прилагательное, которое с ним связано, имело тот же род и число.

(Читают правило, с. 67.)

Учитель: Рассмотрите схему, какие вопросы от имени существительного единственного числа нужно задавать к имени прилагательному? Слайд 8


(Схема озвучивается так: «Если имя существительное единственного числа мужского рода, то оно отдаёт команду какой?; если женского рода, то какая?; если среднего, то какое?»)


- А во множественном числе?


Дети: команда всегда одна - какие?

Поиск выбора и объяснения, упр. 172. (с.47 тетради - задачника) Слайд 9

Коллективная работа (к доске дети выходят по «цепочке», объясняют орфограммы, задают вопросы и подбирают прилагательные).

VI. Первичное закрепление новых понятий Слайд 10

1.Выполнение упражнения 169, с. 47 тетради - учебника. Вставляют буквы, выделяют окончания, называют род существительных.

Она? Оно?

Радуг_ * неб_ * солнц_ * полян_

озер _* мор_ * пещер_ * пол_ Учитель: попробуйте у какого - нибудь из этих слов изменить род. - Удалось? Дети: (после некоторых попыток) число изменить можно, а род нет. Учитель: - поздравляю, вы только что открыли новый секрет имён существительных: имёна существительные рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются.

2.Самостоятельная работа.

Учитель: из слов каждой строчки составьте предложения. Если необходимо изменяйте окончания прилагательных. Запишите в тетради. Летний, хорошо, бродить, в, дни, роще, берёзовый. Шелестит, тёплая, над, ветер, головой, листьями. Воздухе, душистый, грибами, пахнет, в, и, земляникой. (Взаимопроверка)

VII. Итог урока

Учитель: отгадайте, кто спрятался за этим деревом. Окраска сероватая, Походка мешковатая, Повадка вороватая, Крикунья хрипловатая. (Ворона.) Учитель: проанализируйте это слово как часть речи. Дети: ворона - имя существительное, н.ф. кто? ворона, ж.р. Учитель: по каким признакам вы узнали из загадки, что это ворона? Дети: сероватая, мешковатая, вороватая - то есть прилагательные. Учитель: почему, анализируя прилагательные, предлагают записать вместе с ним существительное? Дети: Существительное связано с прилагательным в роде и числе. Учитель: что поможет при определении окончания? Дети: вопрос от существительного. Окраска (какая?) сероватая. Походка (какая?) мешковатая. Повадка (какая?) вороватая. Крикунья (какая?) хрипловатая.

VIII. Рефлексия

Учитель: Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, как изменяются имена существительные и прилагательные?

Заполните лист самооценки. Слайд 10











© 2010-2022