- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ревтова Л.Н. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
УМК «Гармония» Слайд 1.
Класс: 3
Тема урока: «Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного»
Подготовила: Ревтова Любовь Николаевна
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
1) знакомить с родом имён существительных и зависимостью от него рода имён прилагательных, выбором окончаний в именах прилагательных
2) Познакомить с общими способами поиска информации, представленной в схематичной, табличной форме, перевода информации в словесную форму.
Задачи урока:
Предметные УУД
• Знакомить с понятиями «род» и «число» имен существительных и прилагательных.
•Учить способам подбора проверочных слов для названий предметов.
Метапредметные УУД
Личностные:
♦ вырабатывать ответственное отношение к качеству своей письменной речи, заботиться о ее правильности;
♦ проявлять интерес поиску способов решения учебных задач.
♦ элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Регулятивные:
♦ научиться выполнять ту последовательность действий, которая приведет к решению орфографических задач;
♦ учиться осуществлять самоконтроль, как в процессе письма, так и после его завершения.
♦ находить в материалах учебника (в читаемом тексте) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;
Познавательные:
♦ анализировать, обобщать, понимать информацию, представленную в модельном виде;
♦ работать с учебным текстом;
♦ делать выводы на основе обобщения.
Коммуникативные:
♦ адекватно использовать, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
♦ формулировать собственное мнение и позицию;
♦ участвовать в учебном диалоге.
Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Формы организации познавательной деятельности: диалог, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Оборудование: авторский медиапродукт к уроку, учебник «Русский язык 3 класс» часть 1, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, издательство «Ассоциация ХХI век» 2013; интерактивная доска, документ-камера Mimio View
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, дети!
Предлагаю игру «Кто быстрее». - От начальной формы существительного образуйте начальную форму прилагательного. - Каждой группе я выдам лист, где записаны существительные. Какая группа быстрее образует начальную форму прилагательного, та и пополнит свою недельную копилку баллов.
Река - __________________
Молоко - __________________
Клад - ___________________
Капуста - _________________
Старик - _________________
Солнце - ________________
(Лидеры групп показывают ответы с помощью документ-камеры Mimio View, подводят итоги).
II. Актуализация опорных знаний Слайд 2
Высокое, травинка, лес, серебряная, небо, сонный, убежал.
Учитель: предлагаю девочкам записать только имена существительные, а мальчикам только имена прилагательные.
- Какое слово не записали?
Дети: - убежал, это глагол.
Учитель: девочки, что можете рассказать о своей части речи?
(Ответы детей)
- Мальчики, что вы знаете об имени прилагательном?
(Ответы детей)
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: предположите, о чем вы сможете узнать на этом уроке.
Дети: мы будем сравнивать части речи: имя существительное и имя прилагательное.
IV. Новый материал
Выполнение упр.164. Слайд 3
Учитель: откройте учебники на странице 65. Мальчик - иностранец предлагает свой вариант описания журавля.
- Что бы вы ему ответили?
Дети: так нельзя говорить.
Учитель: исправим ошибки: от существительного задайте вопрос к прилагательному Слайд 4 Шея (какая?) длинная Нос (какой?) длинный Крыло (какое?) длинное Ноги (какие?) длинные Учитель:- почему меняются окончания у прилагательных? (Учащиеся не знают ответа.) Учитель:- это и будет темой нашего урока.
Учитель: дать полное объяснение вам помогут новые знания о частях речи.
Учитель: прочитайте, определите род существительного - кот. Слайд 5
Вот Борис наш, рыжий кот.
Он забрался в огород.
Дети: мужского рода.
У зеркала сидит мартышка
Она забавная малышка.
(Аналогично определяют женский род существительного мартышка)
Душистое мыло в ладошки легло,
С ладоней всю грязь смоет оно.
(средний род существительного мыло)
Учитель: Сделайте вывод: что помогло вам узнать род имен существительных?
Дети: нам помогли местоимения: Слайд 6
- он - мужского рода;- она - женского рода; - оно - среднего рода.
Учитель: а что говорят нам авторы учебника? Верны ли наши рассуждения?
(Дети читают правило, с.66) - Что нового узнали из сообщения?
Дети: чтобы узнать род существительного, надо поставить его в начальную форму единственного числа. Физкультминутка Только в лес мы вошли, Появились комары. (Руки вверх, хлопок над головой.) Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. (Руки за голову кладём И вразвалочку идём.) Снова дальше мы идём, Перед нами водоём. Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее. Раз-два, раз-два, Позади теперь вода! Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем. Дышим ровно, глубоко.
V. Первичное усвоение новых понятий
Учитель: чтобы объяснить мальчику - иностранцу его ошибки, давайте рассмотрим схему и узнаем еще один секрет русского язык: Слайд 7
Учитель: Что требует имя существительное от имени прилагательного?
Дети: чтобы прилагательное, которое с ним связано, имело тот же род и число.
(Читают правило, с. 67.)
Учитель: Рассмотрите схему, какие вопросы от имени существительного единственного числа нужно задавать к имени прилагательному? Слайд 8
(Схема озвучивается так: «Если имя существительное единственного числа мужского рода, то оно отдаёт команду какой?; если женского рода, то какая?; если среднего, то какое?»)
- А во множественном числе?
Дети: команда всегда одна - какие?
Поиск выбора и объяснения, упр. 172. (с.47 тетради - задачника) Слайд 9
Коллективная работа (к доске дети выходят по «цепочке», объясняют орфограммы, задают вопросы и подбирают прилагательные).
VI. Первичное закрепление новых понятий Слайд 10
1.Выполнение упражнения 169, с. 47 тетради - учебника. Вставляют буквы, выделяют окончания, называют род существительных.
Она? Оно?
Радуг_ * неб_ * солнц_ * полян_
озер _* мор_ * пещер_ * пол_ Учитель: попробуйте у какого - нибудь из этих слов изменить род. - Удалось? Дети: (после некоторых попыток) число изменить можно, а род нет. Учитель: - поздравляю, вы только что открыли новый секрет имён существительных: имёна существительные рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются.
2.Самостоятельная работа.
Учитель: из слов каждой строчки составьте предложения. Если необходимо изменяйте окончания прилагательных. Запишите в тетради. Летний, хорошо, бродить, в, дни, роще, берёзовый. Шелестит, тёплая, над, ветер, головой, листьями. Воздухе, душистый, грибами, пахнет, в, и, земляникой. (Взаимопроверка)
VII. Итог урока
Учитель: отгадайте, кто спрятался за этим деревом. Окраска сероватая, Походка мешковатая, Повадка вороватая, Крикунья хрипловатая. (Ворона.) Учитель: проанализируйте это слово как часть речи. Дети: ворона - имя существительное, н.ф. кто? ворона, ж.р. Учитель: по каким признакам вы узнали из загадки, что это ворона? Дети: сероватая, мешковатая, вороватая - то есть прилагательные. Учитель: почему, анализируя прилагательные, предлагают записать вместе с ним существительное? Дети: Существительное связано с прилагательным в роде и числе. Учитель: что поможет при определении окончания? Дети: вопрос от существительного. Окраска (какая?) сероватая. Походка (какая?) мешковатая. Повадка (какая?) вороватая. Крикунья (какая?) хрипловатая.
VIII. Рефлексия
Учитель: Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, как изменяются имена существительные и прилагательные?
Заполните лист самооценки. Слайд 10