Водные богатства Тульского края (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Водные богатства нашего края.

Цель: знакомство с естественными и искусственными водоёмами Тульской области, со значением водоёмов и их охраной.

Задачи :

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point «Водоёмы нашего края, учебник А. Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, рабочая тетрадь А. Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, глобус, карта Тульской области

Ход урока

I. Мобилизующее начало урока.

Прослушайте отрывок из стихотворения Н. Денисова

Мой край

Край родной, души моей прозренье,

Ты - источник дум, любви и сил.

Образ твой, как светлое мгновенье,

Вновь сегодня сердцем ощутил.

О чем это стихотворение?

- Наш край очень красив. Ему посвящали стихи поэты, писали картины художники. О нем мы поведем разговор на уроке.

2.Сообщение темы урока и актуализация знаний.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода

Чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.

Слайд 2 Разгадайте кроссворд и узнайте тему урока.( работа в группе)


1






2







3







4








5






6





7




Вопросы к кроссворды:

1.Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон ( овраг)

2.Место, где река берёт своё начало. (исток)

3.Нижняя часть горы, холма. (подошва)

4.Есть у оврага, холма, горы. (склон)

5.Самое тёплое море России.(Чёрное)

6.Форма поверхности. (холм)

7.Вся территория земной поверхности разделена на природные …(зоны)

Ключевое слово - водоём

Назовите ключевое слово.

Слайд 3 -Что такое водоемы? -Высказывания ребят.

Давайте прочитаем в толковом словаре. (чтение определения из словаря) Работа в группах

Водоем - скопление или хранения воды.

Сообщество, т.е. место, где живут взаимосвязано разнообразные живые существа.



Слайд 4 Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (узнать новые сведения о водоёмах; сформулировать правила поведения у водоёма; узнать, что делает человек для охраны водоёмов в нашем края

3.Открытие нового знания

Беседа

Ребята, отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман,

Я - река и океан.

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

Слайд 5

  • Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? Почему? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода).

  • Одинакова ли вода на вкус? ( Нет, вода бывает пресная и солёная).

  • Какая вода в водоёмах нашего края?

  • Где вода солёная? (В морях и океанах)

  • Какие водоёмы вы знаете? ( Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)

  • На какие две группы можно разделить все водоемы?( искусственные и естественные.)

  • -Что относится к естественным водоёмам ?

  • Что относится к искусственным водоёмам?

Работа в тетрадях

Работа с таблицей- Разделите все водоёмы на две группы ( работа в парах)

Естественные океан

Искусственные река

Озеро

Водохранилище

Море

Ручей

Канал

пруд

Слайд 6 проверка

Водоёмы

Естественные

Искусственные

Река

Озеро

Море

Океан

Ручеёк

Канал

Водохранилища

Пруд

Работа в группах

Выясним, какие водные объекты находятся в нашем крае, и составим их список, который запишем в рабочей тетради на стр. 68 задание 1. Слайд 7 Посмотрите на карту Тульской области. Она многоводна. Среди зелени лесов, полей, лугов голубеют многочисленные ленты рек и ручейков. Сверкает на солнце спокойная гладь рек. Среди кустарников петляют звонкие ручейки. Гидрографическую сеть на территории области составляют реки, озера, почвенные и грунтовые воды, водохранилища, пруды и другие искусственные водоемы. Какие реки и какое их количество протекает по территории Тульского края вы найдёте в книге и запишите в карточку. Работать будете парами (В области протекает 1 682 реки и речки, как постоянно текущие, так и пересыхающие, общей протяженностью 10 963 км. Большинство рек имеют длину менее 5 километров. Они составляют около 77 % всего количества водотоков)

Итак, настало время побольше узнать о водоёмах, которые есть в нашем крае.

Работа в группах. Работать будете с дополнительной литературой , записывая в рабочую тетрадь стр 68 таблица № 1

Проверка задания по группам - представители зачитывают материал, показывают реку на карте Тульского края , а остальные слушают, наносят эту реку на контурную карту.

Задание найдете у себя на столе в файле.

Слайд 8 - 1-я группа - река Ока

Слайд 9 -2 -я группа - река Дон

Слайд 10 - 3 -я группа - река Упа

Слайд 11 Физкультминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.



Слайд 12 -4 группа - река Красивая меча

Слайд 13 - 5 группа - пруды, озёра, водохранилища

Слайд 14 -Послушайте историю.

На берегу обмелевшей реки сидят 3 рыбака. Задергался поплавок у одного рыбака, дернул он удочку и выловил старый башмак. Вот как!

Задергался поплавок у другого рыбака. Выловил он коробку из под сока. Вот это да!

Тут и третьего клевать стало- выловил он маленькую рыбку. Решил он отпустить ее . но тут взмолилась рыбка человеческим голосом: « Не отпускай меня в речку. Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в этой речке.»

Почему рыбка не захотела остаться в речке?

- что является причиной загрязнения водоемов?

( ФАБРИКИ И ЗАВОДЫ (загрязнения фабрикой)

С.ХОЗПРЕДПРИЯТИЯ (удобрения)

ТРАНСПОРТ(велосипеды)

МУСОР)

Последствия: высыхают речки, исчезают растения и животные, уменьшается кол-во пресной воды.

-что вы можете предложить по охране водоемов?(ПРАВИЛА)

Сформулируйте правила и запишите их в рабочую тетрадь , стр. 70 задание №3

Работаем парами

Проверка.

-Только от нас и наших действий зависит то , какие увидят эти прекрасные реки и озера последующие поколения.

Эта тема неисчерпаема.

Разговор не закончен.

Об этом мы будем говорить и дальше. - Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить! Давайте поговорим о значении водоёмов для всего живого на земле 1. Источник и хранилище пресной воды 2.Украшение Земли 3.Дом для животных и растений 4.Водные дороги для перевозки грузов. 5.использование заводами и фабриками. 6. Источник электроэнергии. 7. Место отдыха Летом мы любим отдыхать на берегу речки, давайте составим памятку поведения у водоёмов Работа в группах Слайд 15 Памятка поведения у водоёмов: 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах. 4. Никогда не ныряй в незнакомом месте! 5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.

Итог урока.

-какое значение в природе имеют водоёмы?

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

Рефлексия

-Где могут пригодиться в жизни новые знания ?

-Какие трудности возникли в работе?

-Что показалось наиболее интересным?

- что на уроке у вас хорошо получалось?

-кого можно поблагодарить за работу?

(Самооценка. Коментарий учителя).

Мимо разных дворов и крылечек

Где-то рядышком и вдалеке

Вьется множество маленьких речек,

Чтобы слиться в огромной реке.

Вьются речки, сливаясь в колечки.

Путь- дорога у них нелегка

Если высохнут малые речки,

Обмелеет большая река.

Пусть на земле не умирают реки

И стороной обходит их беда.

Пусть чистотой останется в них навеки,

Студеная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

д/зад учебник стр.145-148

раб. тетр. Стр.70 зад 4





© 2010-2022