- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения с применением ИКТ на тему «Необычные уроки письма»
Урок литературного чтения с применением ИКТ на тему «Необычные уроки письма»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарёва В.Л. |
Дата | 30.09.2012 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия имени А.А. Иноземцева № 1»
города Братска Иркутской области
Необычные уроки письма.
Создание послания по открытой модели.
«Почтовая история» Ю.Н. Кушак
урок
литературного чтения с применением ИКТ,
3 КЛАСС,
(система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Автор:
Пономарёва Варвара Леонидовна,
учитель начальных классов
Братск 2012
Данный урок предусмотрен программой по литературному творчеству 3 класс.
Тема: Необычные уроки письма. Особенности жанра послания. Создание послания по открытой модели. «Почтовая история» Ю.Н. Кушак.
Цель: раскрыть особенности жанра послания, создание послания по открытой модели.
Задачи:
-
познакомиться с особенностями жанра послания, открыть модель жанра;
-
создать собственный текст в жанре послания по открытой модели;
-
развивать умения анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
-
формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение;
-
формировать умение работать со справочной литературой, словарями.
На данном уроке использовалась педагогическая технология развивающего обучения.
Тип урока: постановки и решения У.З.(учебной задачи), который включает в себя следующие этапы:
-
ситуация успеха (актуализация знаний)
-
проблемная ситуация
-
постановка У.З.
-
решения У.З.
-
контроль и оценка способа (рефлексия)
Методы обучения: 1. Проблемный (перед детьми был поставлен проблемный вопрос письмо- это литературный жанр?)
По характеру дидактических задач прослеживался метод:
- закрепления;
- повторения;
- контроля;
- самостоятельной групповой работы.
Формы организации:
- групповая работа;
- общеклассное обсуждение.
Дети в совместном учебном диалоге выходят на способ, тем самым решая задачи, достигается цель урока.
В ходе групповой работы дети учатся и развивают коммуникативные универсальные умения. Доказывают друг другу, объясняют, учатся слышать и слушать.
Ход урока:
Слайд №1
1. Погружение.
( Урок начинается с чтения стихотворения ).
Слайд №2
«Когда рождается желанье рассказать….
КОГДА РОЖДАЕТСЯ ЖЕЛАНЬЕ РАССКАЗАТЬ
О ТОМ, КАК ТЫ ЖИВЁШЬ НА БЕЛОМ СВЕТЕ,
О ТОМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ О РАДОСТИ МЕЧТАТЬ
И УДИВЛЯТЬСЯ КРОХОТНОЙ ПРИМЕТЕ,
ДЕЛИТЬСЯ С ДРУГОМ ТЕМ, ЧТО МИР ОТКРЫЛ
В ПРОЧИТАННОЙ ТОБОЮ СЛАВНОЙ КНИЖКЕ,
ТЕМ, ЧТО ВЧЕРА ТАК ДОЛГО ГОВОРИЛ
ВИХРАСТОМУ СОСЕДСКОМУ МАЛЬЧИШКЕ,
ТОГДА ТЫ ВДРУГ САДИШЬСЯ ЗА ПЕРО,
БЕРЁШЬ БУМАГУ И СТРОЧИШЬ ОБ ЭТОМ…
И ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ ТВОЁ ПИСЬМО!
ОНО ТЕПЛОМ ДУШИ ТВОЕЙ СОГРЕТО…
- Знаете ли вы, как давно люди пишут письма?
( Ответы детей).
- Зачем они это делают? ( Ответы детей)
Слайд № 3
2. Постановка и решение проблемного вопроса.
- Как вы думаете можно ли утверждать, что письмо- это литературный жанр? Почему?
- Почему письмо считается одним из самых удивительных литературных жанров. Попробуем мы с вами ответить на этот вопрос.
- Как же это здорово! Мы же будем не только знакомиться с другими посланиями, но составлять свои.
- Вспомним нашу литературную игру «Продолжи строку.» Сейчас мы с вами напишем письмо. ( Игра по рядам, у всех одна и та же строка ) «Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?»
(дети парами продолжают в рифму дописать следующую строку, затем загибают самую верхнюю и передают данный листочек последующей парте) ( Чтение писем)
Полученный результат:
1 ряд.
«Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?
Всё у нас хорошо,
И здоровье ничего.
Всего хорошего!»
2 ряд:
«Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?
Как прошли уроки?
Это прекрасные строки.
Погуляли в саду?
Погуляли в игру?»
3 ряд:
«Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?
Хорошо и отлично,
Вот какие у нас делишки.
Мы читаем замечательные книжки.
И пишем интересные рассказы,
И все мы песенки поём.»
- Получилось ли у нас письмо? ( Нет )
-А почему? ( Каждый писал своё )
- Не припомните, ли вы, где была такая же история как у нас? ( М/ф. « Простоквашино» письмо писал дядя Фёдор, кот, пёс, и т. д.) Слайд №4
- Давайте исправим свои ошибки.
- Для этого познакомимся со стихотворением, а точнее, его началом «Почтовая история» Ю. Н. Кушака. Слайд № 5
-К сожалению, о биографии этого автора мало сведений.
Юрий Наумович Кушак - русский поэт, переводчик, известный детский писатель, родился в 1936 году. Написал такие произведения:
«Где зимуют радуги».
«Дом друзей».
«Есть на свете чудеса».
«Заветная дверца».
«Игра в солдатики».
«Ищет клоуна щенок».
«Плывёт кораблик в гости».
«Подарок».
«Покупал баран баранки».
«Почтовая история».
«Приглашение на уху».
«Про снег».
- Как вы думаете, с каким произведением мы будем знакомиться? ( «Почтовая история».) Слайд № 6
(работа по учебнику с.115)
«Белые мишки,
Бедные мишки!
О вашем страшном горе
Узнали мы из книжки.
Как сообщает пресса,
Живёте вы без леса,
Одни, на голой льдине,
Где вьюги да мороз,
Где мёда нет в помине,
Ромашек и стрекоз!
О, на этом месте мы горько плачем
И не можем писать в рифму…
Мы шлём с приветным словом
Вам пять больших конфет-
На каждой нарисован
Семейный наш портрет.
А также шлём посылку:
Солому на подстилку:
Вязанку хвойных веток,
Валенки для деток
И напоследок-
Целую колоду
Липового мёду!
Ваши бурые родственники».
-Так кому написано это письмо? (белым медведям)
Выделите в тексте те строки, в которых звучит обращение к адресату? ( «Белые мишки,
Бедные мишки!)
- Кто же написал это письмо? Найдите в тексте подпись адресанта. («Ваши бурые родственники».)
-Я в своей речи употребила слова адресат, адресант. Знаете ли вы, лексическое значение этих слов?
-Напишите свой ответ в рабочей тетради.
- А что, выдаёт толковый словарь. Слайд № 7
Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой
Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.
Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.
Словарь иностранных слов Л.П.Крысина
Работа в группах.
-Я предлагаю поработать вам в группах. Вернитесь к отрывку стихотворного письма, подумайте и укажите, из каких частей оно состоит.
-Запишите рядом со строчками название выделенных частей.
(Готовый ответ Слайд № 8, 9)
-
обращение к бурым родственникам;
-
выражение чувств сострадания (указана причина);
-
приветное слово (пояснение того, что есть в посылке для белых родственников; варианты пожелания);
-
подпись адресанта.
Работа по тексту. (найти каждую часть письма). Слайд №10
-Вот теперь каждый сможет написать письмо самостоятельно. Предлагаю браться за дело.
-Теперь важно узнать, а какой ответ напишут белые медведи бурым. Попробуйте написать ответное письмо бурым родственникам.
(зачитать несколько писем в классе).
-У меня есть одно письмо, написанное учеником 3 класса от имени «белых родственников». Предлагаю прочитать его вслух. Слайд № 11
ЗДРАВСТВУЙТЕ, БУРЫЕ МИШКИ!
СПАСИБО ВАМ ЗА ПИСЬМО, ВАШУ ЗАБОТУ И ПОСЫЛКУ.
ВСЁ, ЧТО ВЫ ПРИСЛАЛИ, НАМ ОЧЕНЬ ПРИГОДИЛОСЬ В ЖИЗНИ. ВАЛЕНКИ - ЭТА ТАКАЯ УДОБНАЯ ПОДСТИЛКА ДЛЯ КАТАНИЯ С ГОРКИ! ИЗ СОЛОМИНОК МЫ ПЬЁМ ХОЛОДНЫЙ МОРС. А НЕДАВНО У НАС ТРЕСНУЛА ЛЬДИНА, И МЫ С УСПЕХОМ ЗАКЛЕИЛИ ЕЁ ВАШИМ МЁДОМ.
ШЛЁМ ВАМ БОЛЬШУЮ ВКУСНУЮ РЫБУ, КОМ СНЕГА ДЛЯ ПЕРИНЫ И ЗВЕНЯЩИЕ СОСУЛЬКИ, КОТОРЫЕ БУДУТ БУДИТЬ ВАС ПО УТРАМ.
ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ, БУДЕМ ВМЕСТЕ СМОТРЕТЬ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ,
ЖДЁМ ВАС С НЕТЕРПЕНИЕМ!
ДО СВИДАНИЯ. ВАШИ БЕЛЫЕ РОДСТВЕННИКИ.
-Понравилось ли вам это письмо?
Обсуждение:
-
выдержана модель письма;
-
среда обитания белых медведей и бурых разная то, что кажется диким бурым медведям очень комфортно для белых. т.д.)
-А я хочу сообщить, что есть настоящее продолжение «Почтовой истории».
3.Рефлексия.
-Мы учимся писать письма, исследуем жанр послания.
Тогда ответьте на вопросы:
-
Когда у человека (или героя произведения) возникает необходимость в написании письма? Слайд № 12
-
Каким требованиям должно отвечать письмо. Слайд № 13
-
Следует ли учиться писать письма?
-
Что такое письмо? Что такое послание?
-Дайте определение этим понятиям.
Слайд № 14
Письмо-записка, послание, уведомление, обращение от адресанта к адресату.
Послание-произведение, написанное в форме письма-обращения к реальному или условному адресату.
4.Итог. Слайд № 15-16
-Письма бывают разные. На последующих уроках мы с вами разберём типы этих писем. (личные, деловые, благодарственные, поздравительные).
-Почта связывает нашу страну со всем миром.
Так давайте же писать друг другу письма! Получив их, адресат улыбнется, а каждая улыбка - это лучик нашего солнца
Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!
Список источников информации:
-
Произведение «Почтовая история» Ю. Н. Кушака;
-
Рабочая программа по «Литературному творчеству» автор Е.И. Матвеева (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова);
-
Словарь иностранных слов Л.П.Крысина;
-
Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой;
-
Учебник по «Литературному творчеству 3 класс» Е.И. Матвеева.