Урок литературного чтения с применением ИКТ на тему «Необычные уроки письма»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени А.А. Иноземцева № 1»

города Братска Иркутской области




Необычные уроки письма.

Создание послания по открытой модели.

«Почтовая история» Ю.Н. Кушак

урок
литературного чтения с применением ИКТ,
3 КЛАСС,
(система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

Автор:

Пономарёва Варвара Леонидовна,

учитель начальных классов

Братск 2012

Данный урок предусмотрен программой по литературному творчеству 3 класс.

Тема: Необычные уроки письма. Особенности жанра послания. Создание послания по открытой модели. «Почтовая история» Ю.Н. Кушак.

Цель: раскрыть особенности жанра послания, создание послания по открытой модели.

Задачи:

  1. познакомиться с особенностями жанра послания, открыть модель жанра;

  2. создать собственный текст в жанре послания по открытой модели;

  3. развивать умения анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;

  4. формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение;

  5. формировать умение работать со справочной литературой, словарями.

На данном уроке использовалась педагогическая технология развивающего обучения.

Тип урока: постановки и решения У.З.(учебной задачи), который включает в себя следующие этапы:

  1. ситуация успеха (актуализация знаний)

  2. проблемная ситуация

  3. постановка У.З.

  4. решения У.З.

  5. контроль и оценка способа (рефлексия)

Методы обучения: 1. Проблемный (перед детьми был поставлен проблемный вопрос письмо- это литературный жанр?)

По характеру дидактических задач прослеживался метод:

- закрепления;

- повторения;

- контроля;

- самостоятельной групповой работы.

Формы организации:

- групповая работа;

- общеклассное обсуждение.

Дети в совместном учебном диалоге выходят на способ, тем самым решая задачи, достигается цель урока.

В ходе групповой работы дети учатся и развивают коммуникативные универсальные умения. Доказывают друг другу, объясняют, учатся слышать и слушать.

Ход урока:

Слайд №1

1. Погружение.

( Урок начинается с чтения стихотворения ).

Слайд №2

«Когда рождается желанье рассказать….

КОГДА РОЖДАЕТСЯ ЖЕЛАНЬЕ РАССКАЗАТЬ

О ТОМ, КАК ТЫ ЖИВЁШЬ НА БЕЛОМ СВЕТЕ,

О ТОМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ О РАДОСТИ МЕЧТАТЬ

И УДИВЛЯТЬСЯ КРОХОТНОЙ ПРИМЕТЕ,

ДЕЛИТЬСЯ С ДРУГОМ ТЕМ, ЧТО МИР ОТКРЫЛ

В ПРОЧИТАННОЙ ТОБОЮ СЛАВНОЙ КНИЖКЕ,

ТЕМ, ЧТО ВЧЕРА ТАК ДОЛГО ГОВОРИЛ

ВИХРАСТОМУ СОСЕДСКОМУ МАЛЬЧИШКЕ,

ТОГДА ТЫ ВДРУГ САДИШЬСЯ ЗА ПЕРО,

БЕРЁШЬ БУМАГУ И СТРОЧИШЬ ОБ ЭТОМ…

И ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ ТВОЁ ПИСЬМО!

ОНО ТЕПЛОМ ДУШИ ТВОЕЙ СОГРЕТО…

- Знаете ли вы, как давно люди пишут письма?

( Ответы детей).

- Зачем они это делают? ( Ответы детей)

Слайд № 3

2. Постановка и решение проблемного вопроса.

- Как вы думаете можно ли утверждать, что письмо- это литературный жанр? Почему?

- Почему письмо считается одним из самых удивительных литературных жанров. Попробуем мы с вами ответить на этот вопрос.

- Как же это здорово! Мы же будем не только знакомиться с другими посланиями, но составлять свои.

- Вспомним нашу литературную игру «Продолжи строку.» Сейчас мы с вами напишем письмо. ( Игра по рядам, у всех одна и та же строка ) «Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?»

(дети парами продолжают в рифму дописать следующую строку, затем загибают самую верхнюю и передают данный листочек последующей парте) ( Чтение писем)

Полученный результат:

1 ряд.

«Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?

Всё у нас хорошо,

И здоровье ничего.

Всего хорошего!»

2 ряд:

«Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?

Как прошли уроки?

Это прекрасные строки.

Погуляли в саду?

Погуляли в игру?»

3 ряд:

«Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?

Хорошо и отлично,

Вот какие у нас делишки.

Мы читаем замечательные книжки.

И пишем интересные рассказы,

И все мы песенки поём.»

- Получилось ли у нас письмо? ( Нет )

-А почему? ( Каждый писал своё )

- Не припомните, ли вы, где была такая же история как у нас? ( М/ф. « Простоквашино» письмо писал дядя Фёдор, кот, пёс, и т. д.) Слайд №4

- Давайте исправим свои ошибки.

- Для этого познакомимся со стихотворением, а точнее, его началом «Почтовая история» Ю. Н. Кушака. Слайд № 5

-К сожалению, о биографии этого автора мало сведений.

Юрий Наумович Кушак - русский поэт, переводчик, известный детский писатель, родился в 1936 году. Написал такие произведения:

«Где зимуют радуги».

«Дом друзей».

«Есть на свете чудеса».

«Заветная дверца».

«Игра в солдатики».

«Ищет клоуна щенок».

«Плывёт кораблик в гости».

«Подарок».

«Покупал баран баранки».

«Почтовая история».

«Приглашение на уху».

«Про снег».

- Как вы думаете, с каким произведением мы будем знакомиться? ( «Почтовая история».) Слайд № 6

(работа по учебнику с.115)

«Белые мишки,

Бедные мишки!

О вашем страшном горе

Узнали мы из книжки.

Как сообщает пресса,

Живёте вы без леса,

Одни, на голой льдине,

Где вьюги да мороз,

Где мёда нет в помине,

Ромашек и стрекоз!

О, на этом месте мы горько плачем

И не можем писать в рифму…

Мы шлём с приветным словом

Вам пять больших конфет-

На каждой нарисован

Семейный наш портрет.

А также шлём посылку:

Солому на подстилку:

Вязанку хвойных веток,

Валенки для деток

И напоследок-

Целую колоду

Липового мёду!

Ваши бурые родственники».

-Так кому написано это письмо? (белым медведям)

Выделите в тексте те строки, в которых звучит обращение к адресату? ( «Белые мишки,

Бедные мишки!)

- Кто же написал это письмо? Найдите в тексте подпись адресанта. («Ваши бурые родственники».)

-Я в своей речи употребила слова адресат, адресант. Знаете ли вы, лексическое значение этих слов?

-Напишите свой ответ в рабочей тетради.

- А что, выдаёт толковый словарь. Слайд № 7

Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой

Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

Словарь иностранных слов Л.П.Крысина

Работа в группах.

-Я предлагаю поработать вам в группах. Вернитесь к отрывку стихотворного письма, подумайте и укажите, из каких частей оно состоит.

-Запишите рядом со строчками название выделенных частей.

(Готовый ответ Слайд № 8, 9)


  • обращение к бурым родственникам;

  • выражение чувств сострадания (указана причина);

  • приветное слово (пояснение того, что есть в посылке для белых родственников; варианты пожелания);

  • подпись адресанта.

Работа по тексту. (найти каждую часть письма). Слайд №10

-Вот теперь каждый сможет написать письмо самостоятельно. Предлагаю браться за дело.

-Теперь важно узнать, а какой ответ напишут белые медведи бурым. Попробуйте написать ответное письмо бурым родственникам.

(зачитать несколько писем в классе).

-У меня есть одно письмо, написанное учеником 3 класса от имени «белых родственников». Предлагаю прочитать его вслух. Слайд № 11

ЗДРАВСТВУЙТЕ, БУРЫЕ МИШКИ!

СПАСИБО ВАМ ЗА ПИСЬМО, ВАШУ ЗАБОТУ И ПОСЫЛКУ.

ВСЁ, ЧТО ВЫ ПРИСЛАЛИ, НАМ ОЧЕНЬ ПРИГОДИЛОСЬ В ЖИЗНИ. ВАЛЕНКИ - ЭТА ТАКАЯ УДОБНАЯ ПОДСТИЛКА ДЛЯ КАТАНИЯ С ГОРКИ! ИЗ СОЛОМИНОК МЫ ПЬЁМ ХОЛОДНЫЙ МОРС. А НЕДАВНО У НАС ТРЕСНУЛА ЛЬДИНА, И МЫ С УСПЕХОМ ЗАКЛЕИЛИ ЕЁ ВАШИМ МЁДОМ.

ШЛЁМ ВАМ БОЛЬШУЮ ВКУСНУЮ РЫБУ, КОМ СНЕГА ДЛЯ ПЕРИНЫ И ЗВЕНЯЩИЕ СОСУЛЬКИ, КОТОРЫЕ БУДУТ БУДИТЬ ВАС ПО УТРАМ.

ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ, БУДЕМ ВМЕСТЕ СМОТРЕТЬ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ,

ЖДЁМ ВАС С НЕТЕРПЕНИЕМ!

ДО СВИДАНИЯ. ВАШИ БЕЛЫЕ РОДСТВЕННИКИ.

-Понравилось ли вам это письмо?

Обсуждение:

  1. выдержана модель письма;

  2. среда обитания белых медведей и бурых разная то, что кажется диким бурым медведям очень комфортно для белых. т.д.)

-А я хочу сообщить, что есть настоящее продолжение «Почтовой истории».

3.Рефлексия.

-Мы учимся писать письма, исследуем жанр послания.

Тогда ответьте на вопросы:

  1. Когда у человека (или героя произведения) возникает необходимость в написании письма? Слайд № 12

  2. Каким требованиям должно отвечать письмо. Слайд № 13

  3. Следует ли учиться писать письма?

  4. Что такое письмо? Что такое послание?

-Дайте определение этим понятиям.

Слайд № 14

Письмо-записка, послание, уведомление, обращение от адресанта к адресату.


Послание-произведение, написанное в форме письма-обращения к реальному или условному адресату.

4.Итог. Слайд № 15-16

-Письма бывают разные. На последующих уроках мы с вами разберём типы этих писем. (личные, деловые, благодарственные, поздравительные).

-Почта связывает нашу страну со всем миром.

Так давайте же писать друг другу письма! Получив их, адресат улыбнется, а каждая улыбка - это лучик нашего солнца

Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!

Список источников информации:

  1. Произведение «Почтовая история» Ю. Н. Кушака;

  2. Рабочая программа по «Литературному творчеству» автор Е.И. Матвеева (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова);

  3. Словарь иностранных слов Л.П.Крысина;


  1. Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой;

  2. Учебник по «Литературному творчеству 3 класс» Е.И. Матвеева.


© 2010-2022