Рабочая программа для 1 класса (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, физ. культура)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Первомайский центр образования»

Тульской области Новомосковского района

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 28.08.2015 г.

Руководитель

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

___________________

Конякина Т.В.












Принята на заседании

Педагогического совета пр.№11 от 01.09.15 г.


УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МКОУ «Первомайский ЦО» №67 о/д от 01.09.15 г.



Рабочая программа

учебного предмета литературное чтение

1 класс



учитель начальных классов:

Кабацкова Нина Николаевна








2015год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе
ФГОС начального общего образования по литературному чте-
нию, авторской программы общеобразовательных
учреждений: авторов Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), 2013. Является структурным элементом основной образовательной программы начального общего образования.
Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является формирова-
ние навыка чтения, развитие речевых умений, обогощение и активизация словаря, совершенст-
вование фонематического слуха. осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. При этом решаются следующие задачи: - формирование первоначального представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений: - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов: добу-
кварного (подготовительного), букварного ( основного) и послебукварного (заключительного). Блок «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса
к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг
и самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отно-
шения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной ли-
тературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен-
ности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многона-
циональной России и других стран.

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. Рабочая программа по литературному чтению 2015-2016 год
рассчитана на 132 часа в год при 4 часах в неделю (33 учебные недели).



Изменения, вносимые в авторскую программу Логика изложения учебного материала, предусмотренная авторскими программами, сохраняется в рабочей программе.

Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он
формирует общеучебных навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к
чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-
нравственному и эстетическому воспитанию. Учебный предмет состоит иэ двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте и «Литературное
чтение». Добукварный период является введением в систему литературного образования и охва-
тывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание направ-
лено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу
чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости
устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача-
приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенных
обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными
звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специ-
фическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, ус-
воению его механизма. Первоклассника осваивают два вида чтения: орфографическое («читаю,
как написано») и орфоэпическое («читаю, как говорю»); работают со слоговыми таблицами и
словами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными
видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе
обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется
умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного,
темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе
чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и вклю-
чаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит
осмысление знаний, полученных в период обучения грамоте. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и дру-
гих видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным
чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для рас-
ширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоя-
тельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,
справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию чита-
тельской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребно-
стью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пони-
манием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятель-
но выбрать и оценить. Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а
также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и
синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической форме
букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с
языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и
графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием син-
таксических руктур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществля-
ется становление личности. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лек-
сике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной при-
роды языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; овладе-
нию умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, ад-
ресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собст-
венный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических пред-
ставлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы
важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков рабо-
ты с информацией. В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной
культурой: умение читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистиче-
скими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной
в разных форматах ( тест, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся ана-
лизировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также
создавать новые информационные объекты: сообщения, сборники творческих работ и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует
включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет
закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого
развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками.

Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ на изучение данного учебного предмета отводит 132 часа, учебным планом МКОУ «Первомайская СОШ» на 2015-2016 учебный год выделено 132 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Личностные, метапредметные и предметные результаты Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метопредметных и
предметных результатов. Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на получение сле-
дующих личностных результатов: - чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей эт-
нической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального россий-
ского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий; - уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развиваю-
щемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дея-
тельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и пичной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к ра-
боте на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метопредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в первом клас-
се является формирование регулятивных познавательных и коммуникативных универсальных
учебных действий. Реаулятивные универсальные учебные действия: - способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения; - сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия 2-3 ша-
га) в соответствии с поставленной задачей; - начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку
результатов своей учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: - умение осознанно читать, строить речевые высказывания; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответ-
ствии с цепями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; - начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; - начальные умения излагать свое мнение и аргументировать; - начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси-
фикации по родовидным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отношения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение»; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими суще-
ственные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные универсальные учебные действия: Активное использование Речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность су-
ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и ар-
гументировать свою точку зрения; - умение определять общую цепь и пути её достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собствен-
ное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания; - позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека; - умения ориентироваться в цепях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составле-
нии несложных монологических высказывании; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения ис-
пользовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохра-
нения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений;
понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компе-
тентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарны-
ми приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использо-
ванием элементарных литературоведческих понятий; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча-
ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочны-
ми источниками для понимания и получение дополнительной информации; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать при-
чинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказы-
вать произведение; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-
познавательных, учебных и художественных произведений.


Содержание учебного предмета (132 часа)


Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного
анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахо-
ждения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематиза-
ции, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе разви-
вается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленно-
го отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Обучение грамоте (чтение) - 92 ч Литературное чтение - 40 ч

Обучение грамоте (чтение) - 92 ч Добукварный период (17 часов) является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Содержание букварного периода (62 часа) - охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный) (13 часов) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

Блок «Литературное чтение» (40 часов)
Виды речевой и читательской деятельности Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности со-
бытий, осознание цепи речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирова-
ние у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к главному, осмысленному, правильному чтению це-
лыми словами вспух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение ско-
рости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений
с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз-
ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического
слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго-
товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить
логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, вы-
борочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: худо-
жественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение цепей создания этих
видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произве-
дений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и само-
стоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз-
ными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя-текст. Привле-
чение справочных и иллюстративно-изобразитепьных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник не-
обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти-
тульный пист, аннотация, иллюстрации. Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тема-
тического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и
другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художе-
ственного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание
заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осозна-
ние мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо-
знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и со-
бытия. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступ-
ков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, харак-
тер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе,
анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой
части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мыс-
ли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформупированных высказы-
ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвос-
хищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия про-
изведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного
и научно-попупярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опор-
ные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение
текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пере-
сказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными задания-
ми, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Осо-
бенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятель-
но задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в веж-
ливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художествен-
ному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собесед-
нику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использо-
вание норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального
этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправпенное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам- матически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отраже-
ние основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослу-
шанного с учётом специфики научно-попупярного, учебного и художественного текстов. Пере-
дача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или про-
изведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выра-
зительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического
высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
пиний, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Круг детского чтения «Жили-были буквы» (8 часов). Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные
сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И Гамазковой,
Е. Григорьевой. «Сказки, загадки, небылицы» (7 часов). Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Тере-
мок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.
Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А.С. Пушкина. «Апрель, апрель. Звенит капель!» (5 часов). Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева,
Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки. «И в шутку и всерьёз» (7 часов). Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуков-
ского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для де-
тей Я Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. «Я и мои друзья» (7 часов). Рассказы о детях Ю. Ермалаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова,
И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. «О братьях наших меньших» (6 часов). Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа,
И. Токмаковой, Г. Сапгира, М Пляцковского. Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.


Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности

учащихся

Литературное чтение. Обучение грамоте. (92 часа)

Добукварный период ( 17 часов)

1

«Азбука» -

первая учебная книга. Формы устного ответа. Праздник «Посвящение в ученики». Ознакомление с инструкцией ИОТ - 015 - 2014.

Регулятивные универсальные учебные действия: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; корректировать свою деятельность: вносить свои изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать пути их устранения; Познавательные универсальные учебные действия: осмысливают процесс общения как способ получения и передачи информации; последовательно и логично рассказывают о событии, явлении; формулируют ответы на вопросы; составляют рассказы по плану, из личного опыта, описание предмета с фабульным развитием действия; строят рассуждения о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», об употреблении вежливых слов в речи, о необходимости учебной деятельности; овладение способностью работать с моделями

изучаемых объектов.

Коммуникативные универсальные учебные действия: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают ), конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные универсальные учебные действия: положительно отзываются о школе; хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности; проявление интереса к народной культуре

2

Речь устная и письменная. Предложение. Умение выражать свои эмоции.

3

Слово и

предложение. Парная форма работы.

4 Устная речь. Звуки речи. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Слово и слог.

5

Письменная речь. Ударение.

Ударный слог.

6

Слова и звуки в окружающем мире и в речи. Установление числа и последовательности звуков в слове.

7 Слова и звуки в окружающем мире и в речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

8 Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

9

Слог-слияние.

10 Гласные и согласные звуки. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

11

Звуки и буквы. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

12

Гласный звук [а], буквы А, а.

Буквы гласных как показатель твердости - мягкости согласных звуков.

Регулятивные универсальные учебные действия: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном ( с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ); выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения между эталоном, реальным действием и его результатом; предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временные характеристики.

Познавательные универсальные учебные действия: используют знаково-символические средства (рисунки, схемы ); осуществляют анализ иллюстраций; употреблять в речи сложные предложения разных видов, раскрывать смысл информации; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия: учатся работать в группе; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения; приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные универсальные учебные действия: принимают и осваивают социальную роль обучения; положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности; понимать значения границ собственного знания и незнания; осознавать необходимость самосовершенствования; адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

13

Гласный звук [о], буквы О, о.

14

Гласный звук [и], буквы И, и.

15

Гласный звук [ы], буква ы.

16

Гласный звук [у], буквы У, у.

17

Гласные буквы и звуки. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка.

Букварный период (62 часа)

Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления, осуществлять пробы; удерживать цель деятельности до получения её результата; определение плана выполнения заданий с помощью учителя.

Познавательные универсальные учебные действия: использовать знаково-символические средства представления информации; моделировать слова при помощи схем; осуществлять классификацию информации; перевод в устный текст данные из рисунков, схем, умение дополнить или достроить их, соотношение предметов и информации; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; сопоставлять учебный материал; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; выделять главное из полученной информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия: выражение готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь работать коллективно, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и способность ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные универсальные учебные действия: овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умениями не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, семье; проявление интереса к окружающему миру.

18

Согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

19

Согласные буквы Н, н.

20

Согласные

звуки [с], [с'], буквы С, с.

.

21

Согласные

буквы С, с.

Развитие речи.

22

Согласные

звуки [к], [к'], буквы К, к.

23

Согласные буквы К, к.

24

Согласные

звуки [т], [т], буквы Т, т.

25

Согласные

буквы Т, т.

26

Согласные

звуки [л], [л], буквы Л, л.

27 Чтение слов с буквой Л.

28 Чтение. Развитие речи. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка.

29

Согласные

звуки [р], [р'], буквы Р, р.

30

Согласная буква Р.

31

Чтение. Развитие речи. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

32

Согласные

звуки [в], [в'], буквы В, в.

.

33

Согласная буква В. Развитие речи.

34

Гласные

буквы Е, е.

35

Гласная буква Е. Развитие речи.

36

Согласные

звуки [п], [п'], буквы П, п.

37******

Согласные буквы П, п.

38

Чтение. Развитие речи

39

Согласные

звуки [м], [м'], буквы М, м.

40

Обобщение изученного о буквах и звуках.

41

Согласные

звуки [з], [з'], буквы З, з.

.

42

Звонкие и глухие звуки.

43 Обобщение изученного о буквах и звуках. Развитие речи. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Регулятивные универсальные учебные действия: анализ эмоционального состояния, полученного от успешной /неуспешной трудовой деятельности; контроль своих действий и действий партнёра при решении познавательной задачи; удерживать цель деятельности до получения результатов; умение отличать верно выполненное задание от неверного; умение совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия: познание окружающего мира по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям; выделять частное в предлагаемой теме, информации; находить ответы на вопросы в иллюстрации, анализ учебных заданий; называть основные отличительные признаки учебного материала; осуществлять синтез как составление целого из частей; ориентирование на разнообразие способов решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия: использовать выразительные средства языка; работать в парах: задавать друг другу вопросы и отвечать на них; выслушивать и оценивать ответы сверстников и свои; строить понятные для окружающих высказывания.; умение формулировать своё мнение и позицию, тактично отстаивать свою точку зрения, используя аргументы и доказательства своей правоты; умение контролировать действия партнёра.

Личностные универсальные учебные действия: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявление интереса к трудовой деятельности, природе родного края; выражать готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту; проявление понимания и уважения к культуре своей страны, произведениям русских писателей и поэтов.

44

Согласные

звуки [б], [б'], буквы Б, б.

45 Буквы Б, б

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

46

Согласные

звуки [д], [д'], буквы Д, д.

47 Буквы Д, д Сопоставление букв д - т в слогах и словах.

48

Гласные

буквы Я, я.

49 Чтение текстов с буквой Я

50 Чтение текстов с буквой Я

51

Согласные

звуки [г], [г'], буквы Г, г.

52

Буквы Г, г. Смысловая связь слов в предложении.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

53

Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч.

54 Буква Ч Чтение текстов с буквой Ч. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

55

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

56

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

57

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

58 Чтение текстов с буквой Ш.

59 Чтение. Развитие речи. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

60

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

61

Правописание сочетаний ЖИ-ШИ. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

62

Гласные

буквы Ё, ё.

63 Буква Ё

64

Звук [j'],

буквы Й, й.

65

Чтение. Развитие речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Регулятивные универсальные учебные действия: адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной/неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием дополнительной литературы; использовать знаково-символические средства для решения задания; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; воспроизводить по памяти информацию (содержание текса ), необходимую для решения учебной задачи, осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; составлять небольшие монологические высказывания; «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

Личностные универсальные учебные действия: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь, толерантность.

66

Согласные

звуки [х], [х'], буквы Х, х.

67 Согласные

звуки [х], [х'], буквы Х, х.

68

Гласные

буквы Ю, ю.


69 Буквы Ю, ю


70

Твёрдый

согласный

звук [ц],

буквы Ц, ц.

71

Твёрдый согласный звук [ц],

буквы Ц, ц.

72

Гласный звук [э], буквы Э, э.

73

Гласный звук [э], буквы Э, э.

74

Мягкий глухой согласный

звук [щ'].

Буквы Щ, щ.

75 Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.Мягкий глухой согласный звук [щ'].

76

Согласные

звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф.

77

Согласные

звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф.

78

Мягкий и

твёрдый

разделительные знаки. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).

79

Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Послебуквенный период ( 13 часов)


80

Как хорошо уметь читать. К. Ушинский «Наше

Отечество». Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Ознакомление с инструкцией ИОТ - 015 - 2014.

Регулятивные универсальные учебные действия: принимать учебную задачу сформулированную самостоятельно или вместе с учителем; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; умение проговаривать своих действий на уроке

Познавательные универсальные учебные действия: осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков; поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; делать ввод в результате совместной работы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; составление небольших рассказов, «удерживают» логику повествования, умение работать в парах; оформлять свою мысль в устной форме ( на уровне одного предложения или небольшого текста ).

Личностные универсальные учебные действия: эмоционально «проживать литературные произведения»; выражать свои эмоции; выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; проявление интереса к новому материалу.

81 Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»». Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.

82

История славянской азбуки. В. Крупин

«Первоучители словенские». Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

83

«Первый

букварь». Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.

84

А.С. Пушкин «Сказки».

Выставка книг. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

85

Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

86 К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

87

К.И. Чуковский. «Путаница» Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).

88

В.В. Бианки «Первая охота». Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).

89

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

90

М.М. Пришвин «Предмайское утро». «Глоток молока» Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

91

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А. Барто, С.В.Михалков,

Б. Заходер, В.Д.Берестов. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

92

Прощание с Азбукой. Творческий проект «Живая Азбука». Конкурс чтецов. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Литературное чтение (40 часов)


«Жили - были буквы» - (8часов)

93 Знакомство с учебником по литературному чтению. Урок- путешествие. Умение работать с разными видами информации. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Регулятивные универсальные учебные действия: принимать учебную задачу; соотносить свои действия с этой задачей, поиск способов её решения, осуществлять пробы;

Познавательные универсальные учебные действия: осуществление классификации предметов; воспроизводство по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, осуществление сравнений, делать выводы; находить ответы на вопросы используя учебник и дополнительную литературу.

Коммуникативные универсальные учебные действия: оказание взаимопомощи в учебном труде; использование выразительных средств речи

Личностные универсальные учебные действия: восприятие важности (ценность ) учёбы как интеллектуального труда и познания нового; осознание себя ценной частью большого разнообразного мира ( природы, общества).

94

Стихотворения В. Данько «Загадочные буквы». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка.

95

Литературные сказки

И. Токмаковой «Аля, кляксич и буква «А»» Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

96 С.Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет». Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

97

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчёлкой», И. Гамазкова «Кто как кричит». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.

98

С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Подробный пересказ текста.

99

Творческая

работа: волшебные превращения. Из старинных книг. Особенности фольклорного текста.

100 Повторение и обобщение по теме «Жили - были буквы» последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Сказки, загадки, небылицы. (7 часов)

101

Е. Чарушин «Теремок». Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации; выполнение учебных действий в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентирам на правильность их выполнения. Познавательные универсальные учебные действия: умение прогнозировать содержание раздела по названию; сравнение литературных произведений и их героев; выделение существенной информации из текста и осуществление анализа текста, понимать и правильно употреблять новые слова и понятия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания; сотрудничество с одноклассниками, участие в групповой деятельности, владение диалогической формой речи в заданной сюжетной ситуации;

Личностные универсальные учебные действия: проявление положительного отношения к процессу чтения, книгам, к урокам литературного чтения; опыт оценки свих эмоциональных реакций на прочитанные произведения; умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев.

102

Русская народная сказка «Рукавичка» Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

103

Проект «В мире русских народных сказок» - драматизация сказки «Рукавичка». Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

104

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту.

105 Сказки А.С. Пушкина. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

106

Русская народная сказка «Петух и собака». Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов.

107 Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». Подробный пересказ эпизода. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.

Апрель, апрель. Звенит капель… (5 часов)

108

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»,

А. Плещеев «Сельская песенка» Описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Регулятивные универсальные учебные действия: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Познавательные универсальные учебные действия: знание основ смыслового чтения художественного произведения.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы; умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям; ориентировка на позицию партнёра; выработка общих позиций.

Личностные универсальные учебные действия: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относится к нравственному содержанию поступков; интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей 9 героев произведений, окружающих ), чувство сопереживания.

109

Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель». Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.

110

Стихи - загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

111 Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

112 Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…» Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

И в шутку и всерьёз. ( 7 часов)

113

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!». Характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое).

Регулятивные универсальные учебные действия: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы ( авторская или народная ) и выявление авторской точки зрения; умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнёра.

Личностные универсальные учебные действия: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков; развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

114 Н. Артюхов «Саша - дразнилка» Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

115 К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук» Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

116

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки - пулинаки», К.Чуковский «Телефон» Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

117 М. Пляцковский «Помощник». Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту

118

Проектирование. Из старинных книг. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

119 Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям.

Я и мои друзья. ( 7 часов)

120

Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок». Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников о одноклассников ).

Познавательные универсальные учебные действия: сравнение различных произведений больших и малых жанров; умение находить общее и отличие; умение анализировать средства выразительности произведения, находить сходства и различия разных жанров литературы; понимать знаки, символы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывания в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение сотрудничать с одноклассниками; участвовать в групповой деятельности; формулировать ответы и вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.

Личностные универсальные учебные действия: положительное отношение к чтению; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями; оценивать своё отношение к учёбе, оказывать помощь в сотрудничестве с одноклассниками.

121 В. Орлов «Кто первый», С. Михалков «Бараны» Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

122 Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня», В. Орлов «Если дружбой дорожить…». Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

123 С. Маршак «Хороший день» Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

124

Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу». Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст.

125 Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

126

Обобщение по теме «Я и мои друзья». Проект «Наш класс - дружная семья». Создание летописи класса. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение).

О братьях наших меньших. ( 6 часов)

127

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…». Определение главной мысли текста. Деление текста на части.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно оценивать правильность выполнения учебных действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок; умение различать способы и результаты учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия: поиск слов, которые помогают передать настроение и замысел автора, картины природы, им созданной, героев произведения; самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; понимать знаки, символы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: совершенствование речевых умений и навыков в процессе деятельности на уроке; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывания партнёра; умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам; умение работать в парах, договариваться и приходить к общему решению; умение строить монологическое высказывание на заданную тему; сопоставлять и описывать поступки героев, их внешность, описывать пейзаж; адекватно использовать соответствующую лексику в процессе прочитанного произведения и объяснение смысла его названия.

Личностные универсальные учебные действия: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над произведением; умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства; наблюдение за окружающим миром; развитие эстетических чувств.

128

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку». Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики текеста.

129

Г. Сапгир «Кошка», М. Пляцковский «Цап Царапыч». Отражение основной мысли текста в высказывании.

130

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». Самостоятельное построение плана собственного высказывания.

131

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С.Аксаков «Гнездо». Выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.

132

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

Урок - викторина «Знай и люби родную литературу». Устное словесное рисование. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.

Описание материально-технического обеспечения:

  1. С.А. Шейкина Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы Москва, «планета», 2013

2..Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва 2014

3..Э.Н.Золотухина, А.В.Коровина, Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова, В.А.Попова Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России» Москва «Просвещение» 2012

Материально-технические средства для реализации программы


Демонстрационные и печатные пособия - Магнитная доска. - Наборное полотно. - Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого. - Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв». - Набор печатных букв, слогов. - Касса букв и сочетаний. - Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. - Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). - Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов. - Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям. - Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

Технические средства обучения

- Персональный компьютер, ноутбуки на каждого учащегося.

- Мультимедийный проектор.

- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные

пособия:

1. Азбука. 1 кл. В 2-х ч. / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.- М.: Про-
свещение, 2014.

2. Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс (Диск СО-ЙОМ), автор
В.Г. Горецкий.

3. Прописи. В 4-х ч. / Горецкий В.Г., Федосова Н.А.- М.: Просвещение, 2014.

4. Литературное чтение. Учебник 1 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В. и др. - М.: Просвещение, 2014.

5. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск СО-ЙОМ), автор
Л.Ф. Климанова.

6. Литературное чтение. 1-4 кп. Рабочие прописи. / Климанова Л.Ф. - М.: Просвещение, 2014.

7. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. М.В. - М. Бойкина.: Просвещение,

2014.

Интернет-ресурсы:

Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). -Режим доступа: nsc.lseptember.ru/index.php

Я иду на урок начальной школы: обучение грамоте. - Режим доступа : nsc.lseptember.ru/ urok/index.php?SubjectID= 150010

Уроки обучения грамоте. - Режим доступа : eIenasadigova.ucoz.ru/publ/ prepodavanie_ v_nachalnoj_shkole/uroki_obuchenija_gramote/l О

Учительская. - Режим доступа : nachalka.com

Азбука 1 класс. Методическое пособие. - Режим доступа : akademkniga.ru/cgi-\ bin/page.cgi?node=l 11

Методическая копилка. - Режим доступа : it-n.ru/resource. aspx?cat_no-201360

Медиатека. Обучение грамоте. Раздел «Начальные классы». - Режим доступа : http.7/ pedso-vet.su/load/273

Мы и образование. - Режим доступа : alleng.ru/index.htm

Журнал «Начальная школа». - Режим доступа : n-shkola.ru

Обучение грамоте. 1 класс. Буквы, звуки, русский алфавит. - Режим доступа : nachal-ka.info

Лукошко сказок. - Режим доступа : lukoshko.net

Детская литература. - Режим доступа : wet.by.ru/kds

Русская литература. - Режим доступа : fplib.ru/about

Стихи и песни для детей. - Режим доступа : lel.khv.ru/poems/poems.phtml

Слушаем сказки Мудрейкина. - Режим доступа : metodika.ru/?id=29


9


© 2010-2022