Урок русского языка «Не с глаголами» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка. 3класс

Тема: « Правописание частицы не с глаголом.

Цель: сформировать представление о частицы не и её употребление с глаголами;

Задачи урока:

- образовательные: закреплять знания о глаголе как части речи,

продолжить работу над грамотностью учащихся,

формировать умение писать частицу «не» раздельно;

-воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие,

доброжелательность,

бережное отношение к природе;

-развивающие: развивать умение слышать и видеть орфограмму

частица не с глаголом, орфографическую зоркость,

творческое воображение;

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, коллективная.

Методы: наглядный, словесный, рассуждение, творческо-

поисковый, проблемный;

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Оборудование: учебник



Урок русского языка. Откройте тетради, запишите дату.

7 апреля. Классная работа.

1. Актуализация знаний.

Поработаем над стихотворением.

Прочитает стихотворение А. Шибаева…….

Платье новое- вполне

Хорошо сидит на мне.

Это платье мне идёт,

А костюм наоборот,

Потому что плохо сшит,

Он на вешалке висит.

-Назовите слова тематической группы « одежда» ( платье, костюм)

Прокомментирует написание этих слов…

Сегодня вам предстоит узнать и угадать новое словарное слово, относящее к теме «одежда»,

это предмет личной гигиены, бывает квадратной и треугольной формы.

Повязывают на шею или надевают на голову .

Платок-

К слову платок подберите однокоренные слова

Платочек, платок, платочная.

Подчеркните непроверяемую гласную а

Выполним морфологический разбор.

Платок- (что?) н.ф. (что) платок- сущ., неодуш., м. р., ед. ч.

Составьте 3 словосочетания с существительным платок по схемам:

1схема: прил.+сущ. синий платок, тёплый платок,

2схема: сущ. +сущ платок с узором,

3схема: глагол+ сущ. снять платок, вернуть платок, надеть…

Продолжим работу над стихотворением.

К какой части речи относятся выделенные слова? (К глаголу)

Расскажите, что вы знаете о нём?

(Глагол- часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы- что делать?, что сделать?)

Глаголы изменяются по временам и по числам.

- Назовите первый глагол из стихотворения.

-Что делает? Сидит……………………………..

-Как сказать ,что человек этого не делает?

(-Не сидит, не идёт, не висит.)

-Изменился ли смысл слов?

2. Постановка проблемы.

Сегодня нам предстоит узнать:

-Что такое не?

-К какой части речи относится это слово?

-Как пишется не с глаголом?

3. Поиск решений.

1.Что такое не?

-на какие группы можно разделить части речи ? (фронтальный опрос)

Части речи:

Самостоятельные.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение

Почему они названы самостоятельными?( к ним можно поставить ?)

Служебные:

Предлог, союз, частица.

НЕ- служебная часть речи, так как к ней нельзя поставить вопрос, это слово ничего не обозначает.

-Какую роль выполняет частица не в речи?

4. Работа по учебнику.

Чтобы ответить на этот вопрос нам поможет учебник.

Прочитает предложения из упр. З60………….

-Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

5. Наблюдение:

- Понаблюдайте: как написана частица не с глаголами?

( выслушать ответы ребят)

6. Работа над иллюстрацией

- А чем занят Афанасий? (копает ямку) Почему?

(ответы детей)

Глаголы терпеть не могут частицу не.

Она такая маленькая, а всё отрицает, что говорят глаголы.

Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

-Как же пишется НЕ с глаголом?

7.Сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока: Правописание частицы не с глаголом.

8. Работа над правилом

Прочитайте про себя текст правила.

Сколько частей в этом тексте .

О чём говорится в первой части?

Во второй?

Запишите слова из правила.

( не_ читал, не _любит)

9. Первичное закрепление.

- .стр. 100, упр. 361

- Прочитайте пословицы , объясните их смысл.

-Какую роль в них играют глаголы с частицей не?

-Волков бояться- в лес не ходить.

-Чего не знаешь- того не говори.

-Не ищи красоты, ищи добра.

-Шила в мешке не утаишь.

-На каждый роток не наденешь платок.

(выпишите глаголы с частицей НЕ)

Выпишите пословицу, с новым словарным словом платок.

Подчеркните орфограммы.

-Прочитайте 1 пословицу.

Поговорим о лесе, о правилах поведения в лесу.

10. Работа по карточкам.

Прочитай текст внимательно, подумай перед какими глаголами нужно поставить частицу не .

Друзья природы.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.

11. Физминутка.

Мы совершили заочную прогулку по лесу, а теперь отдохнём.

Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте.

Не моргайте, не шепчите и не спите.

А теперь вы просыпайтесь

И за дело принимайтесь.

12. Закрепление

Продолжим разговор о правилах.

-Какие правила поведения вы знаете?.

( Ответы детей)

Правила в жизни важны,

Правила очень нужны.

-НО вот беда, надо собрать рассыпанные слова и записать предложения.

Не разговаривай во время еды.

Не перебивай говорящего.

Не переходи дорогу на красный свет светофора.

Итог урока.

Какие цели мы реализовали на уроке?

Расскажите о своих впечатлениях об уроке?

-К какой части речи относится частица НЕ?

-С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

Встретил НЕ с глаголом не спеши-

Частицу НЕ отдельно пиши.

Домашнее задание. Упр. З62, правило.

Оценки.

© 2010-2022