Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности

(модифицированная) «Краеведение»

для 2-3 класса

учитель начальных классов

Самохвалова Людмила Николаевна


Данная программа по внеурочной деятельности «Краеведение» составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом НОО (Примерные программы Внеурочной деятельности. Раздел IV. Патриотическое направление, стр.77), на основе пособия Н.А. Князевой «Маленький пермяк: азбука краеведа» для учащихся начальной школы (Н.А.Князева1. «Маленький Пермяк: азбука краеведа», Пермь. Книжный мир, 2000г).

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы Актуальна не только патриотическая и духовно-нравственная направленность занятий, но и экологическая. На протяжении многих лет темы краеведения включались нами в тематическое планирование по предметам. Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что учащиеся проявляют интерес к малой родине, к родному краю, но временные рамки урока не позволяют использовать весь потенциал краеведческого материала. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому и настоящему, к природе родного края, видя заинтересованность детей, и учитывая запрос родителей, мы пришли к необходимости выделить краеведение в отдельное направление внеурочной деятельности.
Цель - развитие духовно-нравственных качеств личности средствами краеведения.

  • Обучающие задачи: развивать познавательный интерес к истории, культуре и природе родного края, учить работать с информационными источниками, выбирать необходимый материал.
  • Воспитательные задачи: воспитывать общественно активную личность с чётко выраженной гражданской позицией, прививать культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.
  • Развивающие задачи: развивать личностные качества - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и творческие способности учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности.
Для создания программы мы ознакомились с различными наработками по краеведению. Проанализировав их, мы пришли к выводу, что наиболее подходит нам программа Н.А.Князевой «Маленький пермяк: азбука краеведа». При выборе направлений внеурочной деятельности на классных родительских собраниях от родителей поступило предложение о внесении изменений и дополнения данной программы новыми модулями - мой город и моя семья. В этом и заключается НОВИЗНА программы. В ФГОС НОО семье и развитию личностных качеств ребёнка отводится особая роль. История любой семьи неразрывно связана с историей малой Родины и, значит, с историей страны. Изучение краеведения через изучение истории отдельной семьи происходит на деятельностной основе на доступном для детей материале, с учётом их жизненного опыта и возрастных особенностей. Это позволяет формировать знания, умения и ценностные ориентиры, соответствующие культуросообразному поведению в нашей стране и регионе; развивать творческие способности, воспитывать уважение к культуре и истории родного края. Для внесения изменений в данную программу послужило поводом то, что содержание изученных нами материалов не отражает богатую историю нашего города, носящего имя великого русского композитора П.И.Чайковского; не учитывает наш опыт работы в течение многих лет по разработке и проведению творческих мастерских для учащихся начальных классов школы «Литературное Прикамье» в тесном сотрудничестве с коллективом городской библиотеки-филиала № 9. Новая история города тесно связана с зимними видами спорта. Изучение истории развития спорта в нашем городе и крае в свете Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр нашло отражение в нашей программе.

2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

/34 часа за год: 1час в неделю х 34 учебные недели/

№п/п

Дата

Тема занятия

Содержание

Форма


Продукт

.

МОЯ СЕМЬЯ

МОЙ ГОРОД

МОЙ КРАЙ


3класс


Моя семья, мой род

Моя школа, мой город

Мой край, моя Отчизна



Методическое обоснование программы Занятия по данной программе построены на основе совместной творческой деятельности учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается, прежде всего, в активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен, а формы работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, конкурсы, праздники, походы, презентации, литературные гостиные, заочные путешествия, индивидуальные и коллективные проекты. Эти виды деятельности позволяют использовать разнообразные методы для развития учащихся. Данная программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть осуществляется через применение следующих методов обучения:
- словесный - рассказ, беседа, объяснение; - наглядный - иллюстрация, демонстрация.
Практическая часть предусматривает разработку учебно-исследовательских проектов, участие в социальных проектах, изготовление сувениров, создание презентаций, публикации материалов в СМИ. Предусмотрено использование методов обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- репродуктивный;- частично-поисковый;- проектирование;- исследовательский.
Продукт, который может появиться в результате: индивидуальные и групповые учебно-исследовательские работы учащихся (Улицы Завокзального района), участие в социальных проектах (Посадка деревьев), созданные компьютерные презентации, оформленные альбомы, стенды, газеты, сувениры, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях, публикации материалов в СМИ.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

  • ЛИЧНОСТНЫЕ:

- выросший учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности во внеурочной деятельности; - ориентация на понимание причин успеха в различных видах деятельности;
  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;

- составление плана и последовательности действий; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • ПРЕДМЕТНЫЕ:

Содержание

Характеристика планируемых результатов деятельности учащихся

Форма контроля

Ценностно-смысловое содержание понятий:

Родина, Отечество, Отчизна.

Пермский край на карте России.

Представление о Пермском крае как части России.

Рельеф. Водоёмы.

Великие люди Прикамской земли


- находить на карте России Пермский край, на карте края города Пермь, Чайковский;

- называть с опорой на карту«соседей» края (республика Коми, Удмуртия, Башкирия, Кировская и Свердловская области);

- называть с опорой на картукрупные города Пермского края и России, реки;

- выделять особенности природы: рельеф;

- называть 5-6 наименований растений и животных природных сообществ;

- называть 3-4 пермских авторов и их произведения

- Почётные люди города и Пермского края (не менее 2-3 человек);

- спортсмены, прославившие город и край - работа по карте, - составление родословной семьи, - участие в социальных проектах, - представление и защита учебно-исследовательских проектов, - участие в творческих конкурсах,

- участие в мероприятиях, проводимых в библиотеке-филиале № 9, в микрорайоне, в городе,

- публикация материалов на школьный сайт,

- выступления перед учащимися младших классов и детьми детских дошкольных

учреждений. Для освоения содержания данной программы имеются:

  • материалы Банка данных ЭОР школы, созданные нами:

- «Чайковский - жемчужина Прикамья»; - «Почётные люди нашего города»; - «Литературная гостиная: Евгения Трутнева»; - «Они приближали победу»; - «Вчера, сегодня, завтра: быт народов Прикамья»;
  • материалы Банка данных ЭОР школы, созданные коллегами нашей школы:

- «Памятники города Чайковского»; - «Сказы Павла Бажова»; - «Пермский театр оперы и балета»; - «Кунгурская ледяная пещера»;
  • материалы к программе Н.А.Князевой «Маленький пермяк» (подборка компьютерных презентаций):

- «Введение в краеведение», - «Глазами историка», - «Миллионы лет назад», - «Заселение Прикамья», - «Века металлов», - «Географические названия», - «Ботанический сад», - «Строгановы», - «Соликамск», - «Кунгур», -«Путешествие по старой Перми», - «Попов», - «В.И.Воробьёв», -«Великая Отечественная война», - «Ротонда»,

- «П.П.Бажов»


  • литературные источники:

- Бажутин Г.В. Словарь Пермских говоров / под ред. Борисовой А.Н. - Пермь: Книжный мир, 2000. - Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. - Пермь: Книжный мир, 2003.

- Князева Н.А. Маленький пермяк: азбука краеведа. - Пермь: Книжный мир, 2007.

- Твоё Прикамье. Береги свой дом: эколого-краеведческая хрестоматия /Сост. Е.А.Черных, Т.В. Похожаева - Пермь: Пушка, 2002. 1



© 2010-2022