Фольклорный праздник (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фольклорный праздник. Цели внеклассного мероприятия: систематизация и обобщение знаний учащихся о жанрах фольклора; выявление и развитие у детей творческих способностей, совершенствование навыков совместного творчества. Формирование основ духовно-нравственного воспитания учащихся через приобщение к устному народному творчеству и музыкальной культуре. Задачи: привить уважение к народным (плясовым, шуточным) песням как историческим корням русского народа; способствовать формированию эмоциональности в раскрытии характера русского народа через потешки, сказки, пословицы, скороговорки, игры, загадки, песни и танцы; развивать основы художественного вкуса.

Ход мероприятия. Звучит русская народная мелодия. Дети в русских народных костюмах. Накрыт русский стол. Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в своей светлице. А ещё пуще радёхонька, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское храните, потому как в этом скрыта душа народа, отчий край. А чем откликается в душе отчий край? Да перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их обычаями, песнями, танцами, костюмами да ремёслами. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася. У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Хозяйка: Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома. Прошу угощения откушать да гармошку послушать. С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести. Ученик: Что за диво: посиделки на Руси! Так и хочется от счастья голосить. Вечерком, зимой студёной В тёплый дом зайти с поклоном, Да совета у сердечка попросить! Хор "2 б" исполняет песню: " В горнице моей светло" Ученик: Испокон веков на Руси-матушке Живёт народ приветливый, Хранит сказки старинные, Игры, забавы разные, Частушки, припевки лукавые, Поговорки и загадки мудрые. Ученик: Небылицы в лицах Сидят в теремах-светлицах, Щёлкают орешки, Да творят насмешки. Хозяйка: Гляньте-ка, что за люди там ходят? Да это же Никодим и Егор! Давайте послушаем, О чём они ведут разговор! Сценка: "Небылицы в лицах" Егор: Здорово, Никодим! Никодим: Здорово, Егор! Егор: Откуда идёшь? Никодим: С Кудыкиных гор? Егор: А как у вас, Никодим, поживают? Никодим: На босу ногу топор надевают! Сапогом траву косят, В решете воду носят. Наши сани едут сами, А лошади наши с усами, Бегают в подполье за мышами! Егор: Да это же кошки! Никодим: Комара тебе в лукошке! Наши кошки живут в гнезде, летают везде, Прилетели во двор, завели разговор: "Кар-р! Кар-р!" Егор: Да ведь это же вороны! Никодим: Мухомор тебе варёный! Наша-то ворона ушаста, В огороды шастает часто. Скок да скок через мосток, Белым пятнышком хвосток. Егор: Да ведь это же зайчишка! Никодим: В нос тебе еловая шишка! Нашего зайца все звери пугаются, Прошлой зимою в лютый мороз Серый зайчище барана унёс. Егор: Да ведь это же волк! Никодим: По лбу тебе щёлк! Неужели не слыхал никогда ты, Что волки у нас рогаты? Волк трясёт бородою, пообедал лебедою! Егор: Да ведь это же козлище! Никодим: Щелчков тебе таща! Наш козёл под корягу ушёл, Хвостом шевелит, Ставить сети не велит! Егор: Да ведь это же налим! Никодим: Нет, не налим! Мы про налима так говорим: Налим Никодим гордится собою, Налим Никодим носит шубу соболью, Ни перед кем её не ломает И шуток не понимает! (Кланяются) Ученик: Гармонь, гармонь! Гуляет песня звонко За каждый покачнувшийся плетень, Гармонь, гармонь! Родимая сторонка, Поэзия российских деревень! Детьми исполняется песня "Купаленка" Ученик: После песни русской славной Ноги сами рвутся в пляс, Мы сейчас попляшем ладно, Гости, поддержите нас. "Спляшем Ваня". Танцует фольклорный ансамбль "2 б". Ученик: Эх, частушка, мелодии кружево, Ты давно на Руси рождена! В зимний день ты в деревне завьюженной, На гулянку девчонок звала. Ученик: Баянист, а ну пошире Ты растягивай меха Мы частушки бы пропели, Так и рвутся с языка. Частушки 1.Эй, девчата - хохотушки Запевайте-ка частушки, Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей. 2.Не хотела я плясать Стояла, стеснялася, А гармошка заиграла, Я не удержалася. 3.Подружка моя Пляшет без оглядки Поломала каблуки, Отдавила пятки. 4.Не ходите, девки в лес, Комары кусаются, А на тех, кто краше всех, Пуще всех бросаются. 5.Ох, довольно, мы напелись, Дайте смену новую, Ой, спасибо гармонисту За игру весёлую. Хозяйка: А сейчас я узнаю, хорошо ли все знают пословицы? 1.Труд человека кормит, а …/ лень портит/. 2.Кто много говорит, тот…/мало делает/. 3.Не спеши языком, …/торопись делом/. 4.С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/. 5.Делу - время, …/ потехе - час/. 6.Не сиди сложа руки, …/ так и не будет скуки/. 7.Сделал дело,…/ гуляй смело/. 8.Повторенье - …/мать ученья/. Хозяйка: Сказки гуляют по свету, Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах. А принц Белоснежку полюбит, А жадность Кощея Загубит. Пусть зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро. ( Все вместе) Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами, На подоконник садятся, В окна, как в речки, глядятся. А Золушку выручит Фея, Не станет Горыныча - змея... Пусть зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро! ( Все вместе) Хозяйка: А сейчас время сказки. Инсценированние русской народной сказки «Лиса и журавль» (Слева и справа на сцене стоят два стола, на них скатерти.) Звучит музыка. Выходит на середину сцены автор и объявляет: - Русская народная сказка «Лиса и журавль». Выходят герои Лиса и Журавль с двух сторон: Автор: - Подружилась лиса с журавлём. (Герои идут навстречу друг другу, берутся за руки и идут к краю сцены) Автор: - Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля и позвала его к себе в гости. Лиса: - Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Журавль: - Спасибо большое, кумушка! С удовольствием! (Герои разошлись по своим сторонам. Лиса расставила тарелки на столе. Журавль взял цветы и идёт к Лисе.) Автор: - Идёт Журавль на званый пир, а Лиса наварила манной каши и по тарелке её размазала. Подала и потчевает. Лиса: - Кушай, голубчик-куманёк! Сама стряпала! Автор: - Журавль тук-тук носом по тарелке - стучал, стучал - ничего не попадает! Автор: - А Лиса в это время лижет да лижет кашу. Так всё сама и съела. Лиса: - Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем! (Журавль встаёт из-за стола, кланяется): - И на этом спасибо, кума! Приходи и ты ко мне в гости. (Журавль уходит к себе. Лиса собирает тарелки и начинает прихорашиваться.) Автор: - На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком и поставил на стол. Журавль: - Кушай, кумушка! Угощайся! Автор: - Лиса вокруг кувшина бегает, суетится. И так зайдёт, и этак. И лизнёт его, и понюхает. Да разве сунешься в него. Голова-то в кувшин не лезет: ничего не достанешь. А Журавль меж тем клюёт себе да клюёт. Так и клевал, пока всё не поел. Журавль: - Ну, кума, не обессудь! Больше угощать нечем. (Хмыкнула лиса.) Автор: - Взяла Лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой - пошла не солоно хлебавши. (Лиса вильнула хвостом и отошла в сторону.) (Журавль хмыкнул и отошёл в другую сторону.) Герои скрестили руки и отвернули взгляды друг от друга. На середину сцены выходит автор, встаёт между героями. Автор: - С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь. Не зря говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Хозяйка А знаете ли вы, что такое ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ? ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ - это произведения народного юмора, потешки, или, как их называли на Руси, СКОМОРОШИНЫ. Дети читают докучные сказки. 1.Жил - был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли сначала? 2. Был себе человек Яшка, на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка? Послушай-ка, сначала! 3. Летел гусь, сел на дорогу - упал в воду. Мок - мок, кис - кис, вымок, выкис, вылез - сел на дорогу и опять упал в воду. Мок - мок, кис - кис, вымок, выкис, вылез и т.д. Хозяйка: Сам весел будешь и других посмешишь, Смешно - грешно, весело - потешно! Народная игра: "Шёл Козёл по лесу"( народный хоровод) Игроки образуют полукруг, в центре которого находится водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова: Шел козел по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем, Головкой покачаем, качаем, качаем, И всё начнём сначала, сначала, сначала. Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да потешек послушать? ( Коробейники угощают гостей конфетами) 1.- Я медведя поймал! - Веди сюда! - Да нейдет! - Так сам иди! - Да не пускает!

2. - Мартын, ты пирог съел? - Нет, не я. - А еще хочешь? - Хочу!

3. - Федул! Чего губы надул? - Да кафтан прожег! - Зачинить можно? - Да иглы нет! - А велика дыра - то? - Да один ворот остался!

4.- Фома, у тебя в избе тепло? - Тепло. В шубе на печи согреться можно.

5.- Сынок, сходи за водицей на речку. - Брюхо болит. - Сынок, иди кашу есть. - Ну, раз мать велит, надо идти.

Хозяйка: А сейчас игра народная "Дедушка-сапожник". Водящий в кругу (дедушка-сапожник) с закрытыми глазами. -Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги! -Погодите, детки, потерял очки. -Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмёшь? -Два рубля с полтиной, пятачок и грош. -Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл? -Погодите, детки, я очки нашёл! (Дед старается поймать кого-нибудь и тот становится водящим) Хозяйка: Летела сова - весёлая голова, Вот она летала-летала и села, Да хвостиком повертела, Да по сторонам поглядела И опять полетела, да пёрышки обронила, А пёрышки непростые, На каждом загадка написана. Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать. Загадки 1.В брюхе - баня, В носу - решето. На голове - пуговка, Всего одна рука и та на спине. (Чайник) 2.Никогда не ест, А только пьёт, А как зашумит - Всех приманит. (Самовар) 3.Всех кормлю с охотою, А сама безротая. (Ложка) 4.Тянется, а не резина, С клапанами, а не машина, Песни поёт, а не радио. (Баян) 5.Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармошка) 6.То толстеет, то худеет И на весь дом голосит. (Гармошка) 7.Сверху кожа, снизу тоже, А в середине - пусто. (Барабан) Ученик: Старинных песен много знаем, Поём их всюду год за годом, Ведь в них живёт, не угасая Бессмертная душа народа. Ученица: Дружбу верную свою С гармонистом покажу, Под весёлую гармонь Песню нашу пропоём. Песня: " Ах, вы сени" «Бой скороговорок». Хозяйка: Эх, хорошо спели! Даже взгрустнулось немного. Но на празднике надо веселиться! Давайте устроим сейчас «Бой скороговорок»! Подготовленные ребята встают друг напротив друга и произносят скороговорки, повторяя их по три раза. - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха! - Тары-бары, ратабары, у Варвары куры стары! - Сыворотка из-под простокваши! -От топота копыт пыль по полю летит! - Щетина у чушки, чешуя у щучки! - Идут бобры во сыры боры! Добры бобры идут во боры! - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Хозяйка: Кто-то пусть скороговорит, Остальных прошу молчать. Приз получит только тот, Кто три раза без запинки Фразу вслух произнесёт. Предлагает желающим участвовать в конкурсе скороговорок. Ученик: Нераздельно сердце с песней русской, Задушевной, ласковой до слёз, От неё то радостно, то грустно, С ней тепло в ненастье и мороз. Ученик: Слышу в песнях голос соловьиный И гармони звонкий перебор, Вижу в песнях русские равнины, Далеко раскинутый простор. Народный хор " 2 б" исполняет песню " Матаня ". Ученик: Заглянули в старину мы, Будто дождь омыл сердца, Только не допели струны Нашу песню до конца. Ученик: Всех не спеть нам славных песен, Добрых слов всех не сказать. Край весёлый наш чудесный, Как и вся Россия-мать. Хозяйка: Всем спасибо за вниманье, За задор, веселье, смех, Говорим мы: "До свиданья!" До счастливых новых встреч!



© 2010-2022