Урок окружающего мира (2 класс) «Материки и океаны»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100»

Тема урока: «Материки и океаны».

Тип урока: открытия новых знаний

Основные цели:

1.Тренировать способность к умению учиться;

2.Тренировать способность к построению и реализации проекта выхода из затруднения;

3.Развивать внимание, память, речь, самоконтроля, самоанализа, познавательные интересы.

4.Повторить понятия «часть света», «материк» и «океан».

5. Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

6. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.

7. Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности:

Цели: организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»), создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на 1 этапе:

-Давайте прочитаем девиз урока.

«Ученье везде найдёт примененье!»

-Как вы понимаете девиз?

-А чему мы учились на предыдущих уроках? Каких успехов достигли?

-Где мы сможем применить знания?

-Что мы будем сегодня делать на уроке? (открывать новое)

-А что нужно сделать, чтобы узнать новое? (повторить необходимые знания)

-Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей планете? Как она называется?

II: Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности:

Цели: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Зафиксировать эти способы вербально и знаково и обобщить их. Организовать актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов, досточных для построения нового знания. Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию. Предъявить индивидуальное задание для пробного действия и проанализировать его с целью выявления нового учебного содержания.

1.

-А вот и наш путешественник. Лучший в мире специалист…. С собой в путешествие он взял глобус. И я никак не могу его убедить в том, что лучше взять карту.

-Попробуйте Карлсону доказать, что лучше взять с собой карту и напомним, что такое карта.

-Каким цветом на карте изображают водоёмы, равнины, горы?

-Чего на поверхности больше воды или суши?

-Какую форму имеет Земля?

-Что такое полушарие?

-Сколько можно выделить их на глобусе? Как они называются?

2.Отркройте карту полушарий на странице 128.

-Каждый путешественник должен уметь «читать» карту, т.е понимать условные знаки.

-Можете ли вы показать на карте стороны горизонта? (на любой карте север находится сверху)

-Мы видим огромные водные пространства. Как они называются?

-Что такое океан?

Спят четыре океана,

Синеглазых великана.

Солона у всех водица

Не удастся вам напиться.

Тихий океан к Востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон.

- Сколько океанов на Земле? Кто сможет назвать их и показать на карте? (1 у доски ученик, остальные ребята в учебнике)

-Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками.

-Что такое материк? Сколько их на земном шаре?

-Назовите их. Кто может назвать и показать на карте материки? ( у доски ученики по одному, остальные ребята в учебнике).

-Назовите самый большой материк, самый маленький.

-Что вы сейчас повторили?

-Какое задание я вам предложу? (задание, из которого мы узнаем что-нибудь новое)

-За 1 минуту составьте рассказ- рекламу о материке Евразия для Карлсона - путешественника.

-Проверим результаты.

-Кто-то не смог выполнить задание, а у остальных отрывочные знания.

III. Выявление места и причины затруднения.

Цели: организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения, организовать согласование темы и цели урока.

-Какое задание выполняли?

-Где возникло затруднение?

-Сформулируйте цель урока. (Узнать как можно больше о материках)

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Цели: в коммуникативной форме организовать построение проекта будущих учебных действий: уточнение цели проекта, построение плана достижения цели.

-Что нам поможет добиться цели? (карта, знания, энциклопедия, план рассказа о материке)

-Составьте план рассказа о материке.

1.В каком полушарии находится материк? (Западном или Восточном)

2.Какие океаны омывают этот материк?

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате?

4. Что вы знаете о материке и его обитателях?

V.Реализация построенного проекта.

Цели: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний, организовать фиксацию построенного способа действий в речи и знаково ( с помощью эталона), организовать уточнение общего характера нового знания.

-Используя наш план, составим рассказ о самом большом материке Евразия. На нём находится две части света: Европа и Азия. (коллективно)

-1.В каком полушарии находится материк? ( в Восточном)

2.Какие океаны омывают этот материк? (все 4)

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (На севере холодно, долгая зима, полярная ночь, полярный день. Здесь нет высоких деревьев, а карликовые берёзки, ивы, кустарники. Южнее - умеренный пояс, хвойные леса- тайга, смешанный лес)

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (На этом материке, омываемом 4 океанами, расположена огромная страна-Россия, Российская Федерация. Исследуем карту: в Евразии самые высокие горы на земле -Гималаи. Здесь самая высокая гора Эверест. Евразия богата реками и озёрами. Одна из них Волга- величайшая река Европы. Самое большое озеро -Каспийское, его ещё называют Каспийским морем. Самое глубокое озеро-Байкал. В него впадает 336 рек, а вытекает одна- Ангара. Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразных животных (используя карту в учебнике). На севере встретим северного оленя, полярного волка, песца, птиц. На юге Азии - тигры, носороги, верблюды. *Доп-но. -А что у верблюда на спине? Зачем верблюду горб? Территорию населяет огромное количество людей разных национальностей.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели: организовать усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах)

-Достигли мы всех целей? (нет, не про все материки узнали)

-Что же надо сделать? (потренироваться)

-Предлагаю поработать в парах. Работаете по плану. Составляете рассказ об Африке (примерный рассказ с пропущенными фразами у детей на столе), используете энциклопедию.

1.В каком полушарии находится материк? (в Восточном, второй по величине материк)

2.Какие океаны омывают этот материк? (Атлантический и Индийский)

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (находится в жарком поясе, круглый год тепло, многообразие растений, гигантские баобабы)

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Большую часть пустыни занимает пустыня Сахара, температура воздуха достигает 57 градусов, можно поджарить яичницу прямо на песке. В Африке находится самая длинная река в мире -река Нил. Её длина -6670км. Богат животный мир Африки. Самое крупное животное суши -слон, обитает на этом материке (можно доп-ный материал), самое высокое животное -жираф (можно доп-ный материал), львы, зебры (можно доп-ный материал).

-Проверяем у доски ( можно один начинает, другой продолжает)

-У всех ли получилось?

VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать проверку на основе сопоставления с эталоном, по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию усвоения нового способа действий.

-Вы работали вместе, в парах, а теперь работаем в группах.

- 1 группа - материк Австралия, 2 группа - Северная Америка, 3 группа- Южная Америка. (на столах заготовки рассказов с пропущенными словами, карты, энциклопедии, в которых закладки). Работаем 5-6 минут. Один учащийся от группы рассказывает.

Примерные рассказы: /дополнительно по желанию/

Австралия.

1.В каком полушарии находится материк? (Самый маленький и засушливый материк находится в Восточном полушарии, южная часть)

2.Какие океаны омывают этот материк? (Омывают два океана: Тихий и Индийский)

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Климат засушливый, дождей выпадает мало. Очень красивые эвкалиптовые леса./ Листья и кора эвкалиптов богата эфирными маслами, используют в медицине./ )

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Только здесь водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру и маленький, очаровательный сумчатый медведь -коала. /У кенгуру детёныши рождаются маленькими с грецкий орех и мама долго вынашивает малыша в кармане-сумке на животе, пока не подрастёт./

Северная Америка.

1.В каком полушарии находится материк? ( Материк Северная Америка находится в Западном полушарии. )

2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды трёх океанов -Северного-Ледовитого, Тихого, Атлантического.

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Находится в умеренном поясе. Природа разнообразна. На юге-заросли кактусов, на севере- секвойи - красные деревья.)

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Встречаются разные животные. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. У дикобраза тоже есть средство защиты - 30 000 игл. Он может метнуть иглы в морду зазевавшегося врага. В реках т озёрах Северной Америки водятся аллигаторы. В западной части материка тянутся горы Кордильеры. С них стекает самая крупная река материка - Миссисипи. С них стекает самая крупная река материка - Миссисипи. На реке Ниагаре находится знаменитый Ниагарский водопад).

Южная Америка.

1.В каком полушарии находится материк? (Находится в Западном полушарии)

2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического)

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Большая часть материка находится в жарком поясе. Разнообразие растений. Южная Америка -родина картофеля, помидора, шоколадного дерева)

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Материк населяют необычные животные. Ламы -выносливые, покорные животные. Ценится шерсть лам, их мясо идёт в пищу. Ягуар - занесён в Красную книгу. Хорошо лазает по деревьям, плавает, длина тела до 2 метров. Броненосец- рыцарь в латах. Питается насекомыми и личинками. Мясо броненосца съедобно, поэтому на него охотятся. В случае опасности превращается в бронированный шар. На этом материке самые длинные горы- Анды и вторая по длине река планеты-Амазонка).

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

  1. Загадки о животных, растениях. (назвать материк)

-На каких материках побывали?

-Везде ли одинаковый животный и растительный мир?

-От чего это зависит?

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности; организовать обсуждение и запись домашнего задания.

-Какова была цель урока?

-Достигли цели?

-У кого были затруднения? Удалось преодолеть препятствия?

-Как оценили работу класса?

-Оцените свою работу.

-Д/з на выбор составить рассказ о материке.









© 2010-2022