Приёмы ознакомительного чтения в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тактики и стратегии смыслового чтения на разных уроках

в начальной школе

Приёмы ознакомительного чтения в 1 классе.

Среди универсальных учебных действий, которыми должны овладеть первоклассники, одним из важнейших является умение работать с книгами, учебными, и художественными. С учебными книгами мы учим работать на всех без исключения уроках, а с художественной литературой работаем на уроках литературного чтения.

По любой системе учебников к концу обучения в первом классе под руководством учителя первоклассники должны освоить следующие читательские действия:

- ориентироваться в книге (произведении) по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;

- прогнозировать содержание книги (произведения) до чтения (по фамилии автора, по заголовку определять тему и жанр)

- собирать информацию о книге (произведении) с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Решать эти задачи позволяют приёмы ознакомительного чтения.

Приём 1.

Работа с книжной выставкой (в парах).

1. Рассматривая обложки книг, представленные на этой выставке, дети решают свою первую учебную задачу:

- Какая книга «заблудилась»?

- Почему вы так решили?

После этого составляют связный рассказ, отвечая на эти вопросы. Вот образцы такого совместного решения:

  1. Мы считаем, что учебник математики и есть та книга, которая заблудилась, потому что все другие книги этой выставки не учебники.

  2. Мы решили, что здесь заблудились сразу две книги: учебник математики и русская народная сказка «Колобок», потому что эти книги нам знакомы, а другие мы видим впервые.

Приём 2

Познавательный рефлексивный анализ

Первоклассники читают выводы хором (с доски):

Книги бывают учебные и художественные, знакомые и незнакомые.

Так формируется уважительное отношение к иному мнению, происходит овладение логическими действиями сравнения, анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей. Дети получают пример того, как слушать собеседника и как можно готовить совместный ответ при работе в парах, как правильно аргументировать свою точку зрения.

После этого учитель убирает с выставки две или одну из указанных книг и предлагает детям новую учебную задачу.

Приём 3.

Коллективное рассматривание книги (работа в малых группах, по 4 - 5 человек)

Каждая группа берёт одну из книг с выставки и рассматривает её по единому алгоритму, который дан на доске или на слайде.

  1. В этой книге сказка, стихи или рассказ?

  2. Как вы это определили?

  3. Кто герои этого произведения?

  4. Как вы считаете, с чего всё началось, и как это было?

  5. Как вы узнали об этом?

С опорой на текст вопроса дети составляют свои ответы по просмотренной книге так, чтобы получился коллективный связный рассказ. Тем, кто пока ещё затрудняется, учитель с помощью указки показывает те слова из каждого вопроса, которые следует выбирать для формулировки ответа.

Приём 4.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Когда мы искали ответы на поставленные вопросы, мы УЗНАЛИ, как распознать стихи, сказки, рассказы:

1-й способ.

Даже не умея читать, можно много узнать о книге. Если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со стихами.

2-й способ.

Мы узнали, зачем нужно запоминать фамилии писателей.

Отыскать среди незнакомых книг сказки помогают иллюстрации, фамилии знакомых нам писателей-сказочников.

3-й способ

Мы узнали, что может рассказать о книге её заголовок.

4-й способ.

Узнать о книге больше и найти нужное произведение помогает оглавление или содержание. (Как в книге Л.Н.Толстого «Лев и собачка»)

Вывод: эти умения помогут выбрать нужную книгу и правильно настроиться на чтение или слушание.

Так в ходе ознакомительного чтения формируются следующие метапредметные умения и навыки:

- способность принимать и сохранять цели и задачи совместной учебной деятельности;

- определять общую учебную цель и пути её достижения

- умение договариваться и совместно решать проблемы поискового характера.

При работе с книгами (произведением) до чтения первоклассники осваивают следующие предметные умения и навыки:

- учатся осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

- учатся использовать текстовую и нетекстовую информацию книги для точного понимания её содержания при дальнейшем самостоятельном чтении или слушании;

- практически осваивают приёмы ознакомительного чтения как обязательный элемент читательской грамотности, т.е. приёмы работы с книгой до чтения и в ходе самостоятельного чтения.

Приёмы ознакомительного чтения с учебной книгой представят мои коллеги. Благодарю за внимание!


© 2010-2022