Урок по математике Сантиметр

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике Сантиметр

Урок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике СантиметрУрок по математике Сантиметр


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52»




Проект урока математики по теме: «Сантиметр»

1 класс








Выполнил учитель начальных классов

Барышева Татьяна Анатольевна

Квалификационная категория 2

Стаж работы 15 лет







Нижний Новгород

2014 год

Проект урока

Учебный предмет: Математика

УМК: Школа России

Тема урока: Сантиметр

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока: Познакомить обучающихся с единицей измерения длины - сантиметром, учить измерять отрезки в сантиметрах и чертить отрезки заданной длины

Ожидаемые результаты:

предметные - знать и воспроизводить понятие «сантиметр»; уметь измерять длину с помощью линейки.

метапредметные:

познавательные (осуществлять рефлексию способов и условий действий, чертить с помощью линейки отрезки заданной длины; сравнивать предметы по длине; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков; использовать общие приемы решения задач);

коммуникативные (уметь слушать и вступать в диалог ; формулировать свои затруднения; корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы);

регулятивные (уметь определять цель предстоящей деятельности; осуществлять итоговый само- и взаимоконтроль правильности и полноты выполнения заданий; осуществлять поиск информации на страницах учебника)

личностные - формировать социальную роль ученика; выражать положительного отношения к процессу познания

Оборудование для обучающихся: учебник, тетрадь, линейка, простой карандаш

Оборудование для учителя: магнитная доска, двухсторонние карточки (буквы- цифры) для игры «Отгадай ключевое слово»; карточки с отрезками на клетчатой бумаги для игры «Найди ошибку», картинки машинок (для дифференцированной работы)

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся знают нумерацию и состав чисел в пределах 10, умеют сравнивать числа, знают отличительные признаки геометрических фигур (прямая, луч, отрезок), владеют ВП + 1, - 1, + 2, - 2, умеют сравнивать длины полосок одинаковыми мерками, умеют пользоваться линейкой для вычерчивания прямых линий

Этапы урока и хронометраж:

1.Начало - 6 мин.

2.Объяснение нового материала - 7 минут

3.Закрепление - 6 минут

4.Повторение - 9 минут

5.Контроль - 5 минут

6.Конец - 2 минуты

Содержание урока:

Этап урока, время

Конспект урока

Теоретическое обоснование

1.Начало - 6 минут






2.Ознакомление

с новым материалом - 7 минут







3.Закрепление - 6 минут




4.Повторение - 9 минут







5.Контроль - 5 минут



6.Конец - 2 минуты


На парте учебник, тетрадь, линейка, карточки с машинками , карточки с отрезками.

-Здравствуйте, ребята, давайте проведём математическую разминку и поиграем в игру «Отгадай слово».

(На магнитной доске примеры и цифры-буквы)

5+2=

3

Л

7

И

4

И

8

Я

5

Н

1+4=

6+2=

3+1=

5-2=

- Правильно решив примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы расшифруйте ключевое слово(дети по одному выходят к доске ,решают примеры и присоединяют к нему ответ)

-Какое слово у вас получилось ?

-Линия.

(Открывается доска с нарисованными линиями )

-Вспомните названия этих линий .

-Прямая. У нее нет начала и нет конца.

-Луч. У луча есть начало ,но нет конца.

-Отрезок. У него есть начало и есть конец.

-Какой учебный предмет помогает чертить нам эти геометрические фигуры?

-Линейка.

-А что можно измерять линейкой ?

-Длину какого-то предмета.

-А вы знаете, чем в старину измеряли длину?

(Выходят дети с подготовленными картинками старинных мер длины : дюйма, шага, локтя)

-Дюймом измеряли маленькие предметы, как в сказке «Дюймовочка».

А что можно измерить шагами ?

-Ширину класса, дорогу домой .

(Выходит ученик. Учитель и ученик своими локтями измеряют длину доски )

-Почему получились разные меры?

-Разная длина локтя.

-Шаги ,локти у всех людей разные, поэтому трудно измерить точно этими величинами .Ученые всего мира договорились измерять длину одинаковыми мерками.

-Как вы думаете, что же нового мы сегодня узнаем на уроке математики? (Дети высказывают предположения, а учитель подводит их к выводу)

- Итак, с одной из единиц измерения длины мы сегодня познакомимся. Это -сантиметр. А теперь давайте определим, как он выглядит. Откройте учебник на странице 66.Рассмотрите отрезок, равный одному сантиметру. Можно ли отмерить один см без линейки ?

- Можно , используя клеточки в тетради .1 см = 2 клеточкам .

-Верно. Но можно ли таким способом измерить длину каждого отрезка?

-Нет.

-Чему равна длина красного отрезка ?

-7 см.

-Почему вы легко определили это ?

-Он уже разделен на сантиметры.

-Чему равна длина зеленого отрезка ?

-5 см.

-Какой инструмент помогает измерить длину?

-Линейка.

-Да, на линейку уже нанесены деления ,равные 1см.

-Посмотрите, как нужно прикладывать линейку , чтобы произвести правильное измерение. Один конец предмета приложи на линейке к нулю. Чему равна длина голубого отрезка?

-8см.

-А длина голубого карандаша?

-9см.

-Измерьте длину отвертки и шурупа.

Что длиннее?

-Отвертка длиннее, а шуруп короче.

-Откройте тетради, сейчас мы сами будем учиться чертить отрезки .Поставьте точку отступив от края тетради одну клетку. Отступите еще две клеточки и поставьте вторую клеточку. Линейкой соедините точки. Что начертили ?

-Отрезок.

-Какой длины?

-1см.

-А теперь укажите эту длину на отрезке (учитель дублирует работу на доске)

-Сантиметр -это удобная мера длины ,которой мы будем пользоваться на уроках.

- А теперь попробуйте дать друг другу задания в вычерчивании отрезков какой-то длины в пределах 10 см. Не забудьте подписать длину своего отрезка.

-Поменяйтесь тетрадями ,проверьте измерения и работу своего соседа.

- Чей сосед правильно начертил заданный вами отрезок? А кто пока ошибся? Не расстраивайтесь. Я уверена, что вместе, тренируясь, мы сможем преодолеть ваши затруднения.

-А теперь давайте решим задачу. Посмотрите на рисунок к №2 на стр. 66.Сколько у Коли легковых машин ?

-4.

-А сколько грузовых?

-1.

- Найдите и прочитайте вопрос к задаче. (Сколько всего машинок у Коли ?) - Кто может сделать схематический рисунок к задаче?(один ребенок у доски)

-Каким действием вы ответите на вопрос задачи? Запишите решение

-4+1=5 (м.)

- Мы ответили на вопрос задачи? Можем писать ответ.

-Посмотрите, у вас на партах тоже сегодня есть машинки. Они «привезли» вам задания. (Примечание: с обратной стороны машинок записаны следующие задания: пожарная машина - 6 + 1 … 5

8 - 2 …6

3 - 1 … 7

4 + 2 … 9

легковая машина -

5+1=

6+1=

7-1=

8-1=

- грузовая машина -

5+1 4+1

6+1 5+1

7-1 8-1

8-1 7-1)

- Сами выполните оценку своей работы (учитель открывает обратную сторону доски с правильно выполненными заданиями).

-У кого нет ошибок, поставьте на полях «!», кто допустил 1 ошибку - «+», кто 2 и больше ошибки - « - ».

- Ребята, у вас на партах лежат листочки в клеточку, где начерчены 2 отрезка. Прежде чем мы приступим к выполнению задания, начертите на полях этого листочка (сверху вниз) отрезок длиной 2 см (действия дублируются учителем на доске). Поднимите руку, кто считает, что он хорошо научился чертить и измерять отрезки? Тогда поставьте на только что начерченном на полях отрезке «крестик» вверху. Кто считает, что ему ещё необходимо потренироваться, - в середине, и кто думает, что он ничего не понял, - внизу.

- А теперь посмотрите на сами отрезки. Нет ли в измерениях ошибки, если да, то найдите ее и исправьте. (Учитель собирает листочки в конце урока и сам проверяет выполнение этого задания)

- Что нового мы узнали на уроке?

- Старые меры длины: дюйм , шаг, локоть. Обще принятая мера длины- сантиметр.

- Что мы хотели научиться делать с помощью линейки?

- Чертить и измерять отрезки.

- Получилась у вас эта работа?

- Да.

- Ребята, а где наши новые знания могут нам пригодиться в жизни? (например, рассчитать длину, ширину, высоту комнаты, чтобы купить нужное количество обоев; измерить высоту учебника, чтобы подобрать обложку и т.п.)

- Молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.

Для формирования познавательной мотивации и коммуникации использована дидактическая игра «Отгадай слово»

Репродуктивная коллективная деятельность с элементами творчества, повышающая активность обучающихся и развивающая интерес к предмету

Познавательная деятельность (воспроизведение по памяти ранее изученной информации; нахождение дополнительной информации в справочной литературе)

Индивидуальная работа (умение презентовать найденную информацию)

Связь с жизнью.

Личностные УД - желание знать больше

Проблемный диалог (обнаружение незнания), выявление сходства и различия объектов

Регулятивная деятельность - умение определять цель деятельности

Объяснительно-иллюстративный метод, умение работать с информацией учебника

Проблемный диалог, фронтальная форма работы

Познавательная и коммуникативная деятельность - сопоставление разных объектов в процессе их рассматривания, умение отвечать на вопросы учителя

Регулятивная деятельность - планирование последовательности действий (алгоритм)

Познавательная деятельность - сравнение объектов

Объяснительно-иллюстративный метод


Коммуникативная деятельность при работе в парах

Регулятивная деятельность при взаимопроверке; личностные УД - считаться с мнением других, проявление доброжелательности, оценка собственных неудач

Познавательная деятельность - выявление известного и неизвестного

Умение моделировать

Регулятивная деятельность - самоконтроль

Дифференцированная работа по группам (по уровню трудности)




Регулятивная деятельность - самоконтроль по эталону, личностные - анализ собственной работы

Осмысление учебного материала всеми учащимися (индивидуальная работа)

Прогностическая самооценка

Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру «Найди ошибку»

Регулятивная деятельность - оценка уровня владения материалом;

Практическая направленность обучения (связь с жизнью) Коммуникативная деятельность - умение выстраивать монолог



Выводы

На наш взгляд, урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС и принципам развивающего обучения. Задача урока выполнена. Реализуемые формы (фронтальная, парная, индивидуальная) и методы работы (объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой), повышающие степень активности обучающихся на уроке , дифференцированная работа , а также используемые средства обучения помогли достичь положительных результатов.

Учитель систематически учил детей осуществлять рефлексионную деятельности (обнаружение незнания, нахождение причин затруднений и т.п.). Развивал коммуникативные навыки (уметь слушать и вступать в диалог ; формулировать свои затруднения; корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы). Обучал детей осуществлять итоговый само- и взаимоконтроль правильности и полноты выполнения заданий, определять цель предстоящей деятельности. Формировал положительное отношение к процессу познания, акцентировал внимание на практической направленности изучения математики (связь с жизнью). Добивался полноты осмысления учебного материала всеми обучающимися, по мере необходимости оказывал индивидуальную помощь. Старался поддерживать минимальные успехи каждого ребенка.

Литература:

1. Бань И.В. О формировании интереса к математике // Начальная школа, 1999. - №4.

2. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики .- Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2002 3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 4. Моро М.И.Математика, учебник для 1 класс - М., Просвещение, 2011 г. 5.Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учащимися. - М., АПК и ПРО, 2006 6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит «уметь учиться». - М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008

Оценка проекта урока

Бланк №1

№ п\п

Порядковый № в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО 1

1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3
2

2 Реализация компетентностного подхода 2
3

3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 2
4

4 Развивающая направленность заданий 2
5

6 Логика построения урока 3
6

7. Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора 2
7

8 Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора 3
8

9 Характер используемой наглядности 2
9

10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 3
10

12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей 2
11

13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 2
12

14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания 3
13

15 Формирование познавательных УУД 3
14

16 Формирование регулятивных УУД 3
15

17 Формирование коммуникативных УУД 3
Всего баллов


Максимальная сумма - 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная - 15 баллов (урок является традиционным).



Анализ соответствия структурных частей проекта урока

Бланк №2

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

2

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

3

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

3


Для оценивания используется следующая шкала: 3 - соответствует требованиям, 2 - частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 - полностью не соответствует. Максимальная сумма - 18 баллов, минимальная - 6 баллов.

Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.

Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:

  • менее 31 балла - не зачтено

  • 32 - 45 - зачтено с замечаниями

  • 46 - 63 - зачтено

14


© 2010-2022