- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по математике Сантиметр
Урок по математике Сантиметр
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Барышева Т.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52»
Проект урока математики по теме: «Сантиметр»
1 класс
Выполнил учитель начальных классов
Барышева Татьяна Анатольевна
Квалификационная категория 2
Стаж работы 15 лет
Нижний Новгород
2014 год
Проект урока
Учебный предмет: Математика
УМК: Школа России
Тема урока: Сантиметр
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока: Познакомить обучающихся с единицей измерения длины - сантиметром, учить измерять отрезки в сантиметрах и чертить отрезки заданной длины
Ожидаемые результаты:
предметные - знать и воспроизводить понятие «сантиметр»; уметь измерять длину с помощью линейки.
метапредметные:
познавательные (осуществлять рефлексию способов и условий действий, чертить с помощью линейки отрезки заданной длины; сравнивать предметы по длине; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков; использовать общие приемы решения задач);
коммуникативные (уметь слушать и вступать в диалог ; формулировать свои затруднения; корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы);
регулятивные (уметь определять цель предстоящей деятельности; осуществлять итоговый само- и взаимоконтроль правильности и полноты выполнения заданий; осуществлять поиск информации на страницах учебника)
личностные - формировать социальную роль ученика; выражать положительного отношения к процессу познания
Оборудование для обучающихся: учебник, тетрадь, линейка, простой карандаш
Оборудование для учителя: магнитная доска, двухсторонние карточки (буквы- цифры) для игры «Отгадай ключевое слово»; карточки с отрезками на клетчатой бумаги для игры «Найди ошибку», картинки машинок (для дифференцированной работы)
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся знают нумерацию и состав чисел в пределах 10, умеют сравнивать числа, знают отличительные признаки геометрических фигур (прямая, луч, отрезок), владеют ВП + 1, - 1, + 2, - 2, умеют сравнивать длины полосок одинаковыми мерками, умеют пользоваться линейкой для вычерчивания прямых линий
Этапы урока и хронометраж:
1.Начало - 6 мин.
2.Объяснение нового материала - 7 минут
3.Закрепление - 6 минут
4.Повторение - 9 минут
5.Контроль - 5 минут
6.Конец - 2 минуты
Содержание урока:
Этап урока, время
Конспект урока
Теоретическое обоснование
1.Начало - 6 минут
2.Ознакомление
с новым материалом - 7 минут
3.Закрепление - 6 минут
4.Повторение - 9 минут
5.Контроль - 5 минут
6.Конец - 2 минуты
На парте учебник, тетрадь, линейка, карточки с машинками , карточки с отрезками.
-Здравствуйте, ребята, давайте проведём математическую разминку и поиграем в игру «Отгадай слово».
(На магнитной доске примеры и цифры-буквы)
5+2=
3
Л
7
И
4
И
8
Я
5
Н
1+4=
6+2=
3+1=
5-2=
- Правильно решив примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы расшифруйте ключевое слово(дети по одному выходят к доске ,решают примеры и присоединяют к нему ответ)
-Какое слово у вас получилось ?
-Линия.
(Открывается доска с нарисованными линиями )
-Вспомните названия этих линий .
-Прямая. У нее нет начала и нет конца.
-Луч. У луча есть начало ,но нет конца.
-Отрезок. У него есть начало и есть конец.
-Какой учебный предмет помогает чертить нам эти геометрические фигуры?
-Линейка.
-А что можно измерять линейкой ?
-Длину какого-то предмета.
-А вы знаете, чем в старину измеряли длину?
(Выходят дети с подготовленными картинками старинных мер длины : дюйма, шага, локтя)
-Дюймом измеряли маленькие предметы, как в сказке «Дюймовочка».
А что можно измерить шагами ?
-Ширину класса, дорогу домой .
(Выходит ученик. Учитель и ученик своими локтями измеряют длину доски )
-Почему получились разные меры?
-Разная длина локтя.
-Шаги ,локти у всех людей разные, поэтому трудно измерить точно этими величинами .Ученые всего мира договорились измерять длину одинаковыми мерками.
-Как вы думаете, что же нового мы сегодня узнаем на уроке математики? (Дети высказывают предположения, а учитель подводит их к выводу)
- Итак, с одной из единиц измерения длины мы сегодня познакомимся. Это -сантиметр. А теперь давайте определим, как он выглядит. Откройте учебник на странице 66.Рассмотрите отрезок, равный одному сантиметру. Можно ли отмерить один см без линейки ?
- Можно , используя клеточки в тетради .1 см = 2 клеточкам .
-Верно. Но можно ли таким способом измерить длину каждого отрезка?
-Нет.
-Чему равна длина красного отрезка ?
-7 см.
-Почему вы легко определили это ?
-Он уже разделен на сантиметры.
-Чему равна длина зеленого отрезка ?
-5 см.
-Какой инструмент помогает измерить длину?
-Линейка.
-Да, на линейку уже нанесены деления ,равные 1см.
-Посмотрите, как нужно прикладывать линейку , чтобы произвести правильное измерение. Один конец предмета приложи на линейке к нулю. Чему равна длина голубого отрезка?
-8см.
-А длина голубого карандаша?
-9см.
-Измерьте длину отвертки и шурупа.
Что длиннее?
-Отвертка длиннее, а шуруп короче.
-Откройте тетради, сейчас мы сами будем учиться чертить отрезки .Поставьте точку отступив от края тетради одну клетку. Отступите еще две клеточки и поставьте вторую клеточку. Линейкой соедините точки. Что начертили ?
-Отрезок.
-Какой длины?
-1см.
-А теперь укажите эту длину на отрезке (учитель дублирует работу на доске)
-Сантиметр -это удобная мера длины ,которой мы будем пользоваться на уроках.
- А теперь попробуйте дать друг другу задания в вычерчивании отрезков какой-то длины в пределах 10 см. Не забудьте подписать длину своего отрезка.
-Поменяйтесь тетрадями ,проверьте измерения и работу своего соседа.
- Чей сосед правильно начертил заданный вами отрезок? А кто пока ошибся? Не расстраивайтесь. Я уверена, что вместе, тренируясь, мы сможем преодолеть ваши затруднения.
-А теперь давайте решим задачу. Посмотрите на рисунок к №2 на стр. 66.Сколько у Коли легковых машин ?
-4.
-А сколько грузовых?
-1.
- Найдите и прочитайте вопрос к задаче. (Сколько всего машинок у Коли ?) - Кто может сделать схематический рисунок к задаче?(один ребенок у доски)
-Каким действием вы ответите на вопрос задачи? Запишите решение
-4+1=5 (м.)
- Мы ответили на вопрос задачи? Можем писать ответ.
-Посмотрите, у вас на партах тоже сегодня есть машинки. Они «привезли» вам задания. (Примечание: с обратной стороны машинок записаны следующие задания: пожарная машина - 6 + 1 … 5
8 - 2 …6
3 - 1 … 7
4 + 2 … 9
легковая машина -
5+1=
6+1=
7-1=
8-1=
- грузовая машина -
5+1 4+1
6+1 5+1
7-1 8-1
8-1 7-1)
- Сами выполните оценку своей работы (учитель открывает обратную сторону доски с правильно выполненными заданиями).
-У кого нет ошибок, поставьте на полях «!», кто допустил 1 ошибку - «+», кто 2 и больше ошибки - « - ».
- Ребята, у вас на партах лежат листочки в клеточку, где начерчены 2 отрезка. Прежде чем мы приступим к выполнению задания, начертите на полях этого листочка (сверху вниз) отрезок длиной 2 см (действия дублируются учителем на доске). Поднимите руку, кто считает, что он хорошо научился чертить и измерять отрезки? Тогда поставьте на только что начерченном на полях отрезке «крестик» вверху. Кто считает, что ему ещё необходимо потренироваться, - в середине, и кто думает, что он ничего не понял, - внизу.
- А теперь посмотрите на сами отрезки. Нет ли в измерениях ошибки, если да, то найдите ее и исправьте. (Учитель собирает листочки в конце урока и сам проверяет выполнение этого задания)
- Что нового мы узнали на уроке?
- Старые меры длины: дюйм , шаг, локоть. Обще принятая мера длины- сантиметр.
- Что мы хотели научиться делать с помощью линейки?
- Чертить и измерять отрезки.
- Получилась у вас эта работа?
- Да.
- Ребята, а где наши новые знания могут нам пригодиться в жизни? (например, рассчитать длину, ширину, высоту комнаты, чтобы купить нужное количество обоев; измерить высоту учебника, чтобы подобрать обложку и т.п.)
- Молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.
Для формирования познавательной мотивации и коммуникации использована дидактическая игра «Отгадай слово»
Репродуктивная коллективная деятельность с элементами творчества, повышающая активность обучающихся и развивающая интерес к предмету
Познавательная деятельность (воспроизведение по памяти ранее изученной информации; нахождение дополнительной информации в справочной литературе)
Индивидуальная работа (умение презентовать найденную информацию)
Связь с жизнью.
Личностные УД - желание знать больше
Проблемный диалог (обнаружение незнания), выявление сходства и различия объектов
Регулятивная деятельность - умение определять цель деятельности
Объяснительно-иллюстративный метод, умение работать с информацией учебника
Проблемный диалог, фронтальная форма работы
Познавательная и коммуникативная деятельность - сопоставление разных объектов в процессе их рассматривания, умение отвечать на вопросы учителя
Регулятивная деятельность - планирование последовательности действий (алгоритм)
Познавательная деятельность - сравнение объектов
Объяснительно-иллюстративный метод
Коммуникативная деятельность при работе в парах
Регулятивная деятельность при взаимопроверке; личностные УД - считаться с мнением других, проявление доброжелательности, оценка собственных неудач
Познавательная деятельность - выявление известного и неизвестного
Умение моделировать
Регулятивная деятельность - самоконтроль
Дифференцированная работа по группам (по уровню трудности)
Регулятивная деятельность - самоконтроль по эталону, личностные - анализ собственной работы
Осмысление учебного материала всеми учащимися (индивидуальная работа)
Прогностическая самооценка
Активизация познавательной деятельности через дидактическую игру «Найди ошибку»
Регулятивная деятельность - оценка уровня владения материалом;
Практическая направленность обучения (связь с жизнью) Коммуникативная деятельность - умение выстраивать монолог
Выводы
На наш взгляд, урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС и принципам развивающего обучения. Задача урока выполнена. Реализуемые формы (фронтальная, парная, индивидуальная) и методы работы (объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой), повышающие степень активности обучающихся на уроке , дифференцированная работа , а также используемые средства обучения помогли достичь положительных результатов.
Учитель систематически учил детей осуществлять рефлексионную деятельности (обнаружение незнания, нахождение причин затруднений и т.п.). Развивал коммуникативные навыки (уметь слушать и вступать в диалог ; формулировать свои затруднения; корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы). Обучал детей осуществлять итоговый само- и взаимоконтроль правильности и полноты выполнения заданий, определять цель предстоящей деятельности. Формировал положительное отношение к процессу познания, акцентировал внимание на практической направленности изучения математики (связь с жизнью). Добивался полноты осмысления учебного материала всеми обучающимися, по мере необходимости оказывал индивидуальную помощь. Старался поддерживать минимальные успехи каждого ребенка.
Литература:
1. Бань И.В. О формировании интереса к математике // Начальная школа, 1999. - №4.
2. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики .- Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2002 3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 4. Моро М.И.Математика, учебник для 1 класс - М., Просвещение, 2011 г. 5.Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учащимися. - М., АПК и ПРО, 2006 6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит «уметь учиться». - М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008
Оценка проекта урока
Бланк №1
№ п\п
Порядковый № в схеме, данной в ч. 3
Параметр оценки
Балл (3,2,1)
Самооценка
учителя
Оценка преподавателя НИРО 1
1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3
2
2 Реализация компетентностного подхода 2
3
3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 2
4
4 Развивающая направленность заданий 2
5
6 Логика построения урока 3
6
7. Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора 2
7
8 Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора 3
8
9 Характер используемой наглядности 2
9
10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 3
10
12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей 2
11
13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 2
12
14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания 3
13
15 Формирование познавательных УУД 3
14
16 Формирование регулятивных УУД 3
15
17 Формирование коммуникативных УУД 3
Всего баллов
Максимальная сумма - 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная - 15 баллов (урок является традиционным).
Анализ соответствия структурных частей проекта урока
Бланк №2
№ п/п
Структурные части проекта и параметры их оценки
Балл (3,2,1)
Самооценка
учителя
Оценка преподавателя НИРО
1
Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы
3
2
Качество диагностического блока проекта
2
3
Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока
3
4
Соблюдение требований к плану урока
3
5
Качество теоретического обоснования
3
6
Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)
3
Для оценивания используется следующая шкала: 3 - соответствует требованиям, 2 - частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 - полностью не соответствует. Максимальная сумма - 18 баллов, минимальная - 6 баллов.
Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.
Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:
-
менее 31 балла - не зачтено
-
32 - 45 - зачтено с замечаниями
-
46 - 63 - зачтено
14