Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Галдина И.В./

Ф.И.О.

Протокол №____ от

« 26 » августа 2014 г.


«Согласовано»

Зам.директора по УР МАОУ «СОШ №4» г.Нурлат РТ

__________/ Газизова А.М./

Ф.И.О.

« 27 » августа 2014 г.


«Утверждено»

Директор МАОУ «СОШ №4» г.Нурлат РТ

____________/ Ахметзянов С.Ф./

Ф.И.О.

Приказ №145 от«28»августа 2014 г.





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Нурлат Республики Татарстан





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

учителя 1 квалификационной категории

Ибрагимовой Алсу Минхарисовны предмет Литературное чтение класс 2Б

Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «28» августа 2014 года









2014- 2015 учебный год

Пояснительная записка




Данная рабочая программа является составной частью УМК «Школа России», разработана на основе

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

-образовательной программы МАОУ «СОШ №4» г.Нурлат,

-основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №4» г.Нурлат,

-учебного плана МАОУ «СОШ №4» г.Нурлат на 2014-2015 уч.год, утверждённого приказом директора от 28.08.14 г. № 145,

-примерной программы по 1-4классы. Примерные программы по учебным предметам.-М,:Просвещение, 2011.

-программы по литературному чтению авторов Климановой Л.Ф., Головановой М.В., Горецкого В.Г. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ 1-4 классы.-М: Просвещение, 2011 -положения о рабочей программе учителя (локальный акт школы) Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Оно формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Курс «Литературное чтение» рассчитан во 2 классе - 140 ч. (4 ч в неделю, 35 учебных недель).

Общая характеристика курса «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Результаты изучения курса Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс (140ч) Вводный урок . Самое великое чудо на свете (5 ч) Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя. Устное народное творчество (15 часов) Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». Люблю природу русскую. Осень (8ч) Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина. Русские писатели (14ч) А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы. О братьях наших меньших (12 ч) Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. Из детских журналов (9ч) Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч) Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева. Писатели детям (17 ч) К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова. Я и мои друзья (10ч) Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. Люблю природу русскую. Весна (10ч) Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. И в шутку и всерьёз (14 ч) Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения. Литература зарубежных стран ( 17 ч) Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».





Наименование разделов и тем

Всего часов

1 Вводный урок . Самое великое чудо на свете

5

2 Устное народное творчество

15

3

Люблю природу русскую. Осень

8

4

Русские писатели

14

5

О братьях наших меньших

12

6

Из детских журналов

9

7

Люблю природу русскую. Зима

9

8

Писатели детям

17

9

Я и мои друзья

10

10

Люблю природу русскую. Весна

10

11

И в шутку и всерьёз

14

12

Литература зарубежных стран

17

Итого:

140 часов


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценки знаний по литературному чтению составлены на основе Методического письма Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Моисеева И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1- 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.)


«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к контрольной работе; не более 4-6 ошибок или недочётов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытие обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность её основных положений.


Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушений темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Печатные пособия.


Автор

Название

Год издан.

Издательство

Для ученика

1

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Литературное чтение. Учебник.2 класс в 2 ч.

Ч.1 Литературное чтение. Учебник. 2 класс в 2 ч. Ч.2

2012

М.: Просвещение

2

Климанова Л.Ф, «Рабочая тетрадь по литературному чтению» 2 класс.

2012 М.: Просвещение,

Для учителя

1

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Литературное чтение: рабочие программы. 1-4 классы

2011

М.: Просвещение

2

С.В. Кутявина

Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Школа России»)

2013

М.: ВАКО

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты писателей и поэтов.


2. Информационно- коммуникативные средства. Литературное чтение: электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой и др. («Школа России») (CD). 3.Материально-технические средства.

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Цифровые образовательные ресурсы:

poezd23.ucoz.ru/

school-collection.edu.ru/

cor.edu.27.ru

files.school-collection.edu.ru

urkinanv.21419s02.edusite.ru

km.edu.tatar.ru/

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению.

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля


Планируемые результаты освоения материала


УУД

Дата провед

план

факт

1

1

Введение. Знакомство с учебником

1

Комби-ниров.

Знакомство с учебником и системой его условных обозначений.

Текущий.

Знать:

-структуру учебника;

-приемы ориентирования в учебнике.

различать элементы книги(обложка ,оглавление, титул. лист, иллюстрация, аннотация).

Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы;

Регулятивные: организовывать рабочее место.

Самое великое чудо на свете (4 часа)

2

1

Игра «Крестики-нолики

1

Урок-игра

Участие в конкурсе

Текущий.

Обобщить знания

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы,задавать вопросы,уточнять непонятное).

3

2

Самое великое чудо на свете.

1

Комби-ниров.

Составление рассказа по картинке.

Текущий.

Уметь:-составлять небольшое монологическое высказы-

вание с опорой на авторский текст

4

3

Библиотеки

1

Комби-ниров.

Беседа о библиотеке, каталоге

Фронталь

ный опрос

Знакомить с библиотекой, правилами обращения с книгой

5

4

Книги

1

Комби-ниров.

Беседа о бережном отношении к книге

Текущий.

Знать историю создания книги


Устное народное творчество(15 часов)

6

1

Устное народное творчество

1

Комби-ниров.


Понятие устного народного творчества

Текущий.

Прогнозировать содержание раздела

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

7

2

Русские народные песни.

1

Комби-ниров

Выразительное чтение, использование аннотаций, соответствующих замыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Фронталь-ный.

Знать :

названия, содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его; -делить текст на смысловые части;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему. -

8

3

Русские народные потешки, прибаутки.

1

Комби-ниров.

Текущий.

9

4

Скороговорки, считалки и небылицы.

1

Комби-

нир.

Произношение скороговорок,

Выразительное чтение.

Текущий.

Знать:

-правила заучивания стихотворений;

-малые фольклорные жанры: считалки ,небылицы и др.

10

5

Загадки. Пословицы и поговорки.

1

Урок-игра

Чтение и анализ загадок, отгадывание,обьяснение смысла пословиц

Текущий.

11

6

Ю. Мориц «Сказка по лесу идет»

1

Комби-

нир.

Чтение, пересказ, соотнесение

содержания сказки с пословицами.

Выразительное чтение.

Уметь:

-читать осознанно текст

художественного произведения;

-пересказывать текст;

-различать сказки народные и литературные

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

12

7

Рус. нар.сказка «Петушок и бобовое зернышко.»

1

Комби-ниров.

Текущий.

13

8

Сказка «У страха глаза велики».

1

Комби-нир.

Чтение по цепочке, чтение хором. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Тематический тест (8 мин.)

Текущий.

Знать понятия «бытовая

сказка», «сказка о животных».

Уметь: -читать выразительно и

осознанно;

-пересказывать содержание сказки по картинному плану;

-участвовать в диалоге при обсуждении текста.

14

9

Сказка «Лиса и тетерев»

1

Комби-ниров.

15

10

«Лиса и журавль».

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста, чтение по ролям, работа со словарем.

Индиви-

дуальный.

Уметь:

-пересказывать с опорой на картинный план;

-читать осознанно текст

художественного произведения;

-приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.


16

11

«Каша из топора».

1

Комби-ниров.

Выразительное чтение.

17-18

12

13

Сказка « Гуси-лебеди»

2

Комби-

нир.

Анализ сказки, выборочное чтение, составление вопросов по содержанию прочитанного.

Индиви-

дуальный, выразительное чтение.

Знать понятия « драмати-зация», « волшебная сказка».

Уметь:

-читать выразительно текст художественного

произведения;

-пересказывать;

-делить текст на смысловые части, состав-лять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

19

14

Викторина по сказкам

1

Урок закрепления

тест

20

15

КВН «Обожаемые сказки»

1

Урок -квн

Обобщить знания по разделу

Текущий.


Люблю природу русскую . Осень.(8часов)

21

1

Люблю природу русскую.

1

Комби-

нир.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами

Фронталь

ный опрос.

Знать: произведения рус.

поэтов о природе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы;

Регулятивные: организовывать рабочее место.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы,задавать вопросы,уточнять непонятное

22-23

2

3

Осень.

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»А Плещеев «Осень наступает…»

2

Комби-

нир.


рассуждения и описания.

Наблюдать за жизнью слов в худ тексте

Текущий.


Уметь:-выразительно читать стихотворения;

-использовать интонацию;

-читать стихотворные

произведения наизусть по выбору.

24

4

А.Фет. «Ласточки пропали»

1

Комби-

нир.

Различать стихотворный и прозаический текст

Текущий.

25

5

«Осенние листья»-тема для поэтов

1

Комби-нир.

Декламация стихотворений.

Чтение наизусть.

Знать понятие «рифма».

Уметь:- находить рифму в произведении;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-оценивать события, героев произведения

26

6

В.Берестов «Хитрые грибы»

1

Комби-

нир.

Передавать с помощью интонации настроение поэта

Текущий.

27

7

М.Пришвин

«Осеннее утро»

И. Бунин «Сегодня так светло кругом»

1

Комби-

нир.

Передавать с помощью интонации настроение поэта

Текущий.


28

8

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую»

1

Урок-игра

Обобщить знания по разделу

Текущий.

Русские писатели(14 часов)

29

1

А.С.Пушкин

«У Лукоморья дуб зеленый...»

1

Кобми-нир.

Выразительное чтение, использование интонаций , соответствующих смыслу текста.

Фронталь

ный.

Знать произведения

А.С.Пушкина о природе.

Уметь:

-читать выразительно и осознанно;

-осуществлять выборочное чтение отрывков,

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

30

2

Стихотворения А.С.Пушкина.

1

Комби-нир.

Декламация.

Чтение наизусть.

Знать понятие «олицетворение».

Уметь:

-анализировать поэтические тексты, средства ;художественной вырази-

тельности в них.

освоение приёмов поиска нужной информации;

31-33


3-

5

А.С.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»


3


Комби-нир.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки , аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.

Чтение наизусть, выразитель

ное чтение.

Знать содержание сказки.

Уметь:

-сравнивать авторские сказки и народные;

-читать осознанно и вы-

разительно текст художественного произведен.;

-определять тему и главную мысль ; -создавать небольшой устный текст на заданую тему.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

34

6

Обобщение по разделу «Сказки А. Пушкина»

1

Урок-путешествие

Обобщение по разделу

тест

35

7

И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

1

Комби-нир.

Выразительное чтение, использование интонаций соответствующих смыслу текста.

Фронталь

ный опрос.

Знать: понятие «басня»;-басни И.А.Крылова.

Уметь:

- читать выразительно,

осознанно текст;

-давать характеристику главным героям;

-участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Участвовать в диалоге, беседе, осуществлять совместную деятельность

36

8

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».

1

Комби-нир.

Выразительное чтение, использование интонаций соответствующих смыслу текста.

Текущий.

37

9

Л.Н. Толстой «Старый дед и

внучек».

1

Комби-нир.

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Индиви-дуальный. Выразительное чтение.

Знать:

- понятие «быль»;

- творчество Л.Толстого

38-39

10

11

Л.Н.Толстой «Филипок».

2

Комби-

нир.

Выразит чтение. Построение

Небольшого монологического

высказывания о героях, событиях.

Текущий.

Уметь читать бегло, выразительно, осознанно.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

40

12

Л.Н.Толстой «Котёнок» «Правда всего дороже»

1

Комби-

нир.

Работа с книгой.

Выразитель-

ное чтение.

Уметь воспринимать на слух худ произведения

освоение приёмов поиска нужной информации; овладение

алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана,

41

13

Весёлые стихи

1

Комби-

нир.

Знакомство со стихами И. Токмаковой, Ю. Могутина

Текущий.

уметь различать стихотворный и прозаический текст

42

14

Обобщение по разделу «Русские писатели».

1

Урок-игра

Обобщение по разделу

Тестирова

ние.

Уметь отвечать на обобщающие вопросы по

теме.

О братьях наших меньших (12 часов)

43

44

1

2

« О братьях наших меньших».

« О братьях наших меньших».

1

1

Комби-нир.

Самостоятельное чтение впол-

голоса ,расстановка пауз, конкурсное чтение стихотворений.

Текущий.

Текущий.

Уметь:

-прогнозировать жанр произведения;

-определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

-создавать небольшой уст-

ный текст на заданную тему.

овладение основами коммуникативной деятельности


45

3

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

Комби-нир.

Читать вслух с постепенным переходом про себя

Текущий.

Уметь прогнозировать содержание текста

46

4

Домашние животные

1

Комби-нир.

Читать вслух с постепенным переходом про себя

Текущий.

Уметь создавать небольшой уст-

ный текст на заданную тему.

47-48

5

6

М.М.Пришвин «Ребята и утята»

2

Комби-нир.

Чтение цепочкой по одному

предложению, выделение смысловых частей, чтение с сокращением текста, подготовка к сжатому пересказу

Пересказ.

Уметь:-определять от какого лица идет повествование;

-пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой

план.

Осознавать познавательную информацию

49-50

7

8

Е. Чарушин «Страшный

рассказ».

2

Комби-нир.

Построение небольшого моно-

логического высказывания о

произведении (героях, событии)

Пересказ текста. Постановка

Вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Индиви

дуальный. Выразитель

ное чтение.

Знать:-понятие «логическое ударение».

Уметь:

-определять построение,

характер текста;

-использовать силу голоса для постановки

ударения;-формулировать и высказыватиь свое мнение о прочитанном.

51

9

Б.Житков «Храбрый утенок».

1

Комби-нир.

Выразительное чтение отрывка по собственному выбору, поиск и чтение предложений, которые читаются громко, тихо, медленно, быстро.

Фронталь

ный опрос.

Уметь:-объяснять авторское и

собственное отношение к персонажам;-работать с иллюстрациями;-определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части и составлять его простой план;

-оценивать события, героев произведений.

овладение основами коммуникативной деятельности,

на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

52

10

В.Бианки

«Музыкант».

1

Комби-нир.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Устное сочинение повествова-

тельного характера с элемента-

ми рассуждения и описания.

Фронталь

ный опрос.

Уметь:

- определять эмоциональ-

ный тон персонажа;

-проводить лексическую

работу;

-создавать небольшой

устный текст на задан-

ную тему.

на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

53

11

В.Бианки

«Сова».

1

Комби-нир.

Текущий.

54

12

Обобщение по разделу « О братьях наших меньших».

1

Комби-нир.

Тест

Из детских журналов (9ч.)

55

56

1

2

Из детских журналов»

Д.Хармс «Игра».

1

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение, игры со словами.

Фронталь

ный опрос.

Знать:

-названия детских журналов,

-понятие «темп чтения» .

Уметь :

-устанавливать темп чтения от смысла читаемого,

- работать с иллюстрациями,

-читать стихотворные произведения.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

57

3

Д.Хармс «Вы знаете?»

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение.

Фронталь

ный опрос.

58

4

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чи-

жи».

1

Комби-нир.

Конкурсное чтение стихотво-

рений.

Текущий.


59

5

Д. Хармс «Что это было»

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение.

Текущий.

60

6

Н.Гернет,

Д.Хармс «Очень-очень вкусный пи-

рог»

1

Комби-

нир.

Осознанное чтение произведения.

Индиви

дуальный.

Уметь:

-прогнозировать содержание текста по заголовку;

-определять тему и главную мысль;

-участвовать в диалоге;

-составлять небольшой устный текст на заданную тему.

61

7

Ю.Владимиров «Чудаки».

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение.

Выразитель

ное чтение.

62

8

А,Введенский «Ученый Петя».

«Лошадка».

1

Комби-

нир.

Конкурсное чтение стихотво-

рений.

Индиви

дуальный

Знать названия детских журналов.

Уметь:

-представлять свой любимый журнал;

-пересказывать понравившиеся произведения, строки из них;

-составлять небольшое

монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе

63

9

Обобщение по теме.

1

Урок-игра

Обобщить знания по разделу

Текущий.

тест

Люблю природу русскую. Зима (9ч.)

64

1

Люблю природу русскую. Зима.

1

Комби-

нир.

Устное сочинение повествова-

тельного характера с элементами рассуждения и описания.

Фронталь

ный опрос.

Знать произведения о зиме.

Уметь:

-определять средства ху-

дожественной выразительности.

овладение основами коммуникативной деятельности

65

2

Стихи о пер-

вомснеге.

1

Комби-

нир.

Текущий

66

3

Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

1

Комби-

нир.

Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и

содержанием стихотворения в комплексе.

Чтение наизусть.

Текущий.

Знать :-творчество С.Есенина;

-понятие «звукопись»;

Уметь :-определять в тексте средства выразительности-«звукопись»;

-читать стихи наизусть.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Текущий.

67

4

С.Есенин «Поет

зима- аукает»,

«Береза».

1

Комби-

нир.

68

5

сказка« Два Мороза»

1

Комби-

нир.

Комбинированное чтение, постановка вопросов

содержанию прочитанного ,ответы на них.

Текущий.

Уметь:-рифмовать слова;

-читать осознанно текст

произведения;

-делить текст на смысловые части ;-создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему.

овладение основами коммуникативной деятельности

69

6

С.Михалков «Новогодняя быль».

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций соответствующих смыслу текста,

Индиви

дуальный. Выразительное чтение.

Уметь читать бегло, правильно, осознанно,

выразительно.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

70

7

А.Барто « Дело

было в январе»

1

Комби-нир.

Сопоставление иллюстраций с

содержанием, игра «Доскажи

словечко».

Фронталь

ный

опрос.

Уметь определять тему

и находить главную

мысль произведения.

на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

71

8

Обобщение по разделу» Люблю природу русскую»

1

Урок-игра

Текущий.

Знать содержание произведений

72

9

Игра «Поле чудес»

1

Урок-игра

Обобщить знания по прочитанным произведениям

Текущий.

Знать содержание произведений

Писатели детям (17 часов)

73

1

Писатели детям

1

Комбе-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций соответствующих смыслу текста, игра

«Я начну, а ты продолжи».

Фронталь

ный опрос.

Текущий

Знать творчество К,И.Чу-

ковского, содержание произведений.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

74

2

К.И.Чуковский

«Путаница».

1

Комби-

нир.

Текущий


75

3

К.И.Чуковский

«Радость».

1

Комби-

нир.

Текущий

76-77

4

5

К.И.Чуковский

« Федорино горе».

2

Комби-

нир.

Чтение по цепочке ,конкурсное

чтение.

Индиви

дуальный. Выразительное чтение.

Уметь различать народные и литературные сказки.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

78

6

С.Я.Маршак «Кот и лодыри».

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение.

Фронталь

ный опрос.

Знать творчество С.Я.Маршака, С.В.Михалкова

Уметь:

-анализировать юмористические стихотворения;

-давать характеристику

героям.

79

7

С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

1

Комби-

нир.

Поиск и чтение слов с логическим ударением, составление

вопросов по прочитанному.

Фронталный

опрос.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

80

8

С.В.Михалков

«Мой щенок».

1

Комби-

нир.

Выявление отношения автора кживотным; комментирование

прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному.

Фронталный опрос.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

81

9

А.Л.Барто «Веревочка»

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Индиви

дуальный. Выразитель

ное чтение.

Знать творчество А.Л.Барто.

Уметь:

-определять тему и главную мысль произведения;

-выразительно читать

произведения наизусть.

82

10

А.Л.Барто «Мы не заме-

тили жука» , «В школу»

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Фронталь

ный опрос.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

83

11

А. Барто«Вовка-добрая душа».

1

Комби-

нир.

Текущий

84

12

Н.Н.Носов «Затейники».

1

Комби-

Нир.

Участие в диалоге при обсуждении произведения . Выражение

личного отношения к прочитанному, аргументация

своей позиции с привлечением

текста произведения.

Фронталь

Ный опрос. Пересказ.

Тест.

Знать творчество Н.Н.Но-

сова.

Уметь:

-читать осознанно текст

художественного произведения;

-определять тему и главную мысль;

пересказывать;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план:

-оценивать события, героев произведений.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

т

85-86

13

14

Н.Носов«Живая шляпа».

2

Комби-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Фронталь

ный опрос.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

87-

88

15

16

Н.Носов «На горке».

2

Комби-

нир.

Составление вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Составление картинного плана к рассказу.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

89

17

Обобщение по разделу «Писатели детям»

1

Я и мои друзья (10 часов)

90

1

Я и мои друзья

1

Комби-

нир.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Фронталь

ный опрос. Тест.

Уметь:

-подбирать эпизоды из

текста к иллюстрациям;

-определять мотивы поведения героев путем подбора правильного ответа из ряда предложений;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-оценивать события, героев произведений.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата


91


2

Стихи о дружбе и обидах

1

92

3

Н.Булгаков «Анна, не грусти»

1

Комби-

нир.

Декламация стихотворных произведений.

Чтение стихов наизусть.

Уметь:

-читать по ролям;

-читать осознанно текст художественного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения.

93

4

Ю.Ермолаев «Два пирож-

ных».

1

Комби-

нир.

Осознавать главную мысль произведения

Текущий.

94-95

5

6

В.Осеева «Волшебное слово».

2

Комби-

нир.

Пересказ текста: последова-

тельное воспроизведение содержания рассказа.

Индиви

дуальный. Выразительное чтение.

Уметь:

-использовать в речи вежливые слова;

-строить рассказ по опорным картинкам.

96

7

В.Осеева «Хорошее».

1

Комби-

нир.

Пересказ текста: последова-

тельное воспроизведение содержания рассказа.

Индиви

дуальный. Выразительное чтение.

Уметь:

-прогнозировать жанр произведений;

-определять мотив поведения героев путем подбора правильного ответа из текста;

-читать осознанно текст

художественонго произведения.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

97-98

8

9

В.Осеева «По-

чему».

2

Комби-

нир.

99

10

Обобщение по разделу.

1

Проверочная работа

Повторить материал раздела

Текущий.

Люблю природу русскую. Весна(10 ч.)

100

1

Люблю природу русскую

1

Комби-

нир.

Осознанное чтение, выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Фронталь

ный опрос.

Текущий.

Знать произведения о весне.

Уметь:

-читать выразительно стихотворения наизусть;

-анализировать средства

художественной вырази-

тельности;

-использовать связь литературы с разными

видами искусства.

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

101

2

Стихи Ф.И.Тютчева о весне

1

Комби-

нир.

102

3

Стихи

А.Н.Плещеева о весне

1

Комби-

нир.

Осознанное чтение, выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу

Фронталь

ный опрос.

103

4

А.А.Блок «На лугу»

1

Комби-

нир.

Текущий.

104

5

С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот»

1

Комби-

нир.

Декламация стихотворных произведений.

Текущий.

105

6

И.Бунин «Матери».

1

Комби-

нир.

Построение небольшого моно-

логического высказывания о произведении.

Фронталь

ный опрос.

Знать пословицы и поговорки о матери.

Уметь:

-выразительно читать стихотворения наизусть;

-подбирать к прочитанным стихотворениям

пословицы и поговорки;

-анализировать средства художественнойсамоде-

тельности.

106

7

А. Плещеев « В бурю»

1

Комби-

нир.

Осознанное чтение, выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу

Обобщить знания по разделу

Фронталь

ный

опрос.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

107

8

Е.А.Благинина «Посидим в тишине».

1

Комби-

нир.

Текущий.

Текущий.

Текущий.

108

9

Э.Э.Мошковс-

Кая « Я маму мою обидел»

1

Комби-

нир.

109

10

Обобщение по разделу

1

Комби-

нир.

И в шутку и всерьёз. (14 часов)

110

1

И в шутку и всерьёз

1

Комби-

нир.

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Выражение личного отношения

к прочитанному, аргументация

своей позиции с привлечением

текста произведений.

Фронталь

ный

опрос.

Знать понятие «орфоэпическое чтение».

Уметь:

-читать орфоэпически;

-читать по ролям;

-определять тему и главную мысль произведения;

-делить текст на смысловые части;

-составлять его простой план.

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

111

2

Б.Заходер «То-

варищам де-

тям», «Что красивей все-

го?».

1

Комби-

нир.

Текущий.

112-113

3

4

Б.Заходер «Песенка Вин-

ни-Пуха».

2

Комби-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Фронталь

ный опрос.

Знать творчество Б.Заходера.

Уметь:

-отвечать на вопросы по тексту;

-анализировать поступки героев;

-выразительно читать стихотворения.

114

5

Э.Н.Успенский «Чебурашка».

1

Комби-

нир.

Построение небольшого монологического высказывания

о произведении. Пересказ текста.

Индиви

дуальный. Выразитель

ное чтение.

Знать творчество:

- Э.Успенского;

-образы сказочных героев.

Уметь:

-прогнозировать эмоцио-

нальный тон произведения по названию и иллюстрациям;

- отвечать на вопросы по тексту;

-анализировать поступки героев;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

115-116

6

7

Стихи Э.Н.Успенско-

го.

2

Комби-

нир.

Выразительное чтение.

Фронталь

ный опрос. Тест.

117

8

Стихи В.Д.Берестова

1

Комби-

нир.

Выразительное чтение, испольование интонаций, соответствующих тексту.

Фронталь

ный опрос. Чтение

наизусть.

Знать творчество В.Берестова.

Уметь:анализироватьюморис-

тические ситуации в стихотворениях;

-выразительно читать стихи наизусть;

-давать характеристику героям произведения.

118

9

Стихи И.П.Токмаковой

1

Комби-

нир.

Осознанное чтение доступных

по объему и жанру произведений.

Индиви

дуальный. Выразитель

ное чтение.

Уметь:

-объяснять авторское отношение к героям;

-определять тему и главную мысль произведения;

-анализировать юморис-

тические ситуации в сти-

хотворениях.

119-120

10

11

Г.Остер «Будем знакомы».

2

Комби-

нир.

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением

текста произведения.

Фронталь

ный опрос.

Уметь:

-выполнять творческие задания ( пересказ в фор-

ме продолжения рассказа);

- читать осознанно текст

художественного произведения.

121-122

12

13

В.Ю.Драгун-

ский «Тайное становится явным».

2

Комби-

нир.

Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа.

Фронталь

ный опрос. Пересказ.

Уметь :-определять характер произведения по рисункам;

-работать с иллюстрациями;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в

123

14

Обобщение по разделу

1

Текущий.


Литература зарубежных стран (17 часов)

124

1

Литература зарубежных стран

1

Комби-

нир.

Участие в диалоге при обсуждении текста.

Тестирова

ние.

Знать произведения зару-

бежных писателей в переводе на русский язык.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

125-126

2

3

Фольклор народов зарубежных стран.

2

Комби-

нир.

Знакомить с зарубежным фольклором

Текущий.

127-128

4

5

Ш.Перро «Кот в сапогах».

2

Комби-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций , соответствующих смыслу текста.

Индиви

дуальный. Вырази-

тельное чтение.

Знать творчество Ш.Перро .

Уметь:

- выделять эпизоды из текста;

-читать осознанно текст

художественного произведения ;

-определять тему и главную мысль;-различать сказки худо-

жественные и литературные.

129-131

6

7

8

Ш.Перро «Красная ша-

почка».

3

Комби-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций , соответствующих смыслу текста.

Текущий.

132-133

9

10

Г.Х.Андерсен «Принцесса на

горошине».

2

Комби-

нир.

Выразительное чтение, использование интонаций , соответствующих смыслу текста.

Индиви

дуальный. Вырази-

тельное чтение

Уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;

-пересказывать.

134-136

11

12

13

Эни Хогарт «Мафин и паук».

3

Комби-

нир.

Участие в диалоге при обсуждении текста.

Текущий.

137

14

Обобщающий урок.

1

Урок обобще-

ние.

Чтение понравившегося отрывка.

138

15

КВН «Цветик-семицветик»

1

Урок-игра

Обобщить знания по предмету

Текущий.

139-140

16

17

Повторение пройденного

2

Комби-

нир.

Текущий.




© 2010-2022