Урок познание мира Песок, глина 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Песок и глина. Практическая работа.

Форма урока: урок - исследование

Цели урока:

  • Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.

  • Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.

  • Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Оборудование: образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики.

Этапы деятельности:

  1. Организационный момент

Приветствие учеников

Я знаю, вы очень дружные, смышленые, любознательные, любите читать и любите учиться.

  1. Создание коллаборативной среды Тренинг «Звезда»

Идите все ко мне. Возьмитесь за руки.
С неба звездочка упала,
Я желанье загадала,
А желанье вот такое:
Будем думать и читать
И пятерки получать,
И небесная звезда
Всем сказала «Да, да, да!

Садитесь на места

  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания в форме « Верные - неверные утверждения»

Раздаются карточки, ученики отвечают, взаимопроверка, ответы на экране, выставление оценок

Ученики берут смайлик соответствующий оценки / цвета светофора/ зеленый -«5»

желтый «4»

красный «3»

прием « Козина идей»

сегодня в нашей корзинке идей, вот такие предметы. Как вы, думаете, почему я их принесла? Как их связать с нашим уроком? / в корзинке лежат предметы из стекла и глины, ученики высказывают все свои идеи. /

Все ваши идеи я принимаю, в конце урока мы с вами посмотрим, совпадут или нет

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? / полезные ископаемые/

- Почему их называют полезными? / они приносят пользу людям/

Будем продолжать изучение этой темы. А чем конкретно вы будите заниматься на уроке , вам поможет узнать стихотворение

Учитель читает стихотворение

Я недавно жила в Белоглиновке,

И обычной девчонкой была!

И конечно же я по - старинке

Без галошей прожить не могла.

Без галош, без сапожек резиновых

В день дождливый гулять не пойдешь.

Кто не знает дорог Белоглиновских -

Не пытайся, меня не поймешь.

Липнет грязь и скользит под ногами,

И не сохнут лужи три дня!!!!

Приезжайте, увидите сами.

Как болота деревня моя!

Но сейчас я живу в Тогузаке

И сапожки уже не нужны,

Ведь у нас хоть на улице слякоть

Одеваем лишь туфельки мы

А причина - песчаная почва

Словно губка впитавшая дождь

И поверьте, такого уж точно

В Белоглиновке ты не найдешь.

- о чем пишет и что сравнивает автор в стихотворении? /состав почвы, почвы разные/

От чего зависит состав почвы / В Белоглиновке много глины, а у нас песка/

Значит в составе почвы в Белоглиновке, какой породы больше? / глины/

А у нас с вами? /песка/

И как вы уже догадались, о каких полезных ископаемых мы будем говорить? / песок и глина/

А зачем нам нужно изучать эту тему? ,/ как добывают, значение для человека/

Значит, наша цель на уроке познакомиться с такими породами как глина и песок, ;

так же проведем исследование, чтобы выяснить, чем они похожи друг на друга или чем отличаются; какое значение имеют для человека


  • Люди какой профессии занимаются изучением горных пород? / геологи/

  • Геологи не только в экспедициях разведывают залежи горных пород, но и проводят исследования в лабораториях. Мы сегодня выступим в роли ученых -геологов, проведём исследования с целью изучения свойств горных пород.

Определение предмета исследования.

- какой объект мы будем сегодня исследовать / песок и глину/


Постановка проблемы Ребята, а вы знаете, как правильно охарактеризовать полезные ископаемые? /нет/ Вы научитесь правильно давать характеристику к концу урока в ходе наших исследований.

Изучение нового материала работа в лабораториях. Ребята, существует такое утверждение: Если песок и глина являются полезными ископаемыми, значит они, приносят пользу людям.

В своих лабораториях изучите, так ли это или нет. Провести самостоятельно исследование вам поможет маршрутный лист. Читайте внимательно задание. Не бойтесь ошибаться, ведь именно на ошибках рождается истина.

Наша задача: по результатам проведённых исследований заполнить таблицу.

Помните технику безопасности, так как вы работаете со стеклом, аккуратно не облейтесь водой.

Вспомните основные законы, работая в паре или группе

На обсуждение и проведение опытов я вам даю 10 минут.

Деление на группы.

- Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

  • 1 группа. " Наблюдатели".

  • 2 группа. " Экспериментаторы".

  • 3 группа. " Испытатели".

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают, остальные слушают ,заносят выводы в таблицу.

  1. Практическая работа. Проведение опытов.

Каждая группа получает задание.

1 группа. " Наблюдатели".

  • Опыт 1. Рассматривают песок и глину. Определяют их цвет и состояние. Высыпают песок и глину из стакана на лист бумаги. Трут песком и глиной по стеклу. Записывают результаты наблюдений. Делают выводы.

  • Опыт 2. Рассматривают песок и глину через лупу. Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.

  • 2 группа. "Экспериментаторы".

  • Опыт 1. В два стеклянных стакана вставляют стеклянные воронки. В воронки помещают фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки кладут влажный песок, а на фильтр второй - размельчённую смоченную глину. С помощью мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту воду одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает воду, а глина - плохо. Глина дольше удерживает воду. Выводы записывают.

  • Опыт 2. Для эксперимента используются образцы сухой глины и вода. Чтобы установить, как глина впитывает воду, ученики смачивают её водой и наблюдают, что происходит: мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. Делается вывод: глина хорошо впитывает в себя воду.

  • Опыт 3. Устанавливает свойства глины в том случае, если она обильно смочена водой. Для этого в блюдце с водой кладут небольшой кусок глины: вода вскоре исчезает с блюдца, понемногу подливая воду, глину разминают до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой. Глина стала пластичной. Выводы записывают.

3 группа. " Испытатели".

  • Задание 1. Ученики придают сырому песку и мокрой глине форму шарика. Ждут, пока немного подсохнет. Определяют, что лучше сохраняет форму: песок или глина? Делают выводы. Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.

  • Задание 2. Ученики из влажной глины лепят чашку и наливают в неё воды. Проверяют, пропускает ли эта чашка воду. Делают вывод: изделия из глины не пропускают воду.

  1. Представление результатов. Формулирование выводов.

Выступающих, оценивают остальные, снова берут смайлики определенного цвета

Опережающее задание подготовили ученики, остальные заполняют таблицу № 2

Использование полученных выводов.

- Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:

  • являются ли песок и глина полезными ископаемыми? /да они приносят пользу человеку/

  • Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

Закрепление изученного.

Тест "Свойства песка и глины / самопроверка/

Берут смайлики по цвету/ красный, зеленый или желтый/

Работа в группе

-Выделите свойства, отличительные и общие для песка и глины. В диаграмме Венна / карточки на столе/

Итог урока. Самооценка на светофоре

Снова обращаюсь к корзинке идей

А теперь какие идеи у вас возникают, увидев эти предметы

Выходят в круг

Формативное оценивание оценивают друг друга,/ дети называют кто, кому понравился на уроке и почему, кто может похвалить и себя.

Д/ з прочитать учебнике , подготовить подборку загадок о полезных ископаемых.

Спасибо за урок!



© 2010-2022