Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами (начальная школа)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №2

Копейского городского округа




Программа внеурочной деятельности

ОРИГАМИ


Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами (начальная школа)





Направление: общекультурное, художественно-эстетическое
Класс: 1
Составитель: Костецкая О.Р. учитель начальных классов















2013-2014

учебный год

СОДЕРЖАНИЕ:




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Оригами» является авторской программой художественно-эстетической и общекультурной направленности, созданной на основе методических пособий Афонькина С. Ю., Афонькиной Е. Ю., Капитоновой И.В., Катханова Ю.Ф. и многих других. Младший школьный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют учащимся удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. Ребята приучаются работать играючи, бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия оригами в начальной школе формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда. Цель программы - всестороннее интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие учащихся 1 класса в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Для достижения цели были определены следующие задачи программы: Обучающие:
  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • обучение различным приемам работы с бумагой;
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:
  • воспитание интереса к искусству оригами;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

  • частично - поисковый.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

  • отбор содержания доступного учащимся 7-8 лет;

  • постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

  • индивидуального подхода к детям.


Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Формы подведения итогов реализации внеурочной программы «Оригами»:

  • составление альбома лучших работ.

  • проведение выставок детских работ.


Программа внеурочной деятельности «Оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 3 раз в неделю по 30 минут. Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;

  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.


Соответствие нормативно - правовым актам (см. письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 г.) В 2009 году был утверждён и введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход, который предполагает:
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.


Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя:
  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать со схемами.


Таким образом, предлагаемая программа «Оригами» была разработана и утверждена на педагогическом совете в нашей школе, как программа для внеурочной деятельности, являющаяся составной частью основной образовательной программы школы, цель и задачи соответствуют цели и задачам основной образовательной программы школы. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно - урочной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (в условиях введения ФГОС).
  1. СТРУКТУРА КУРСА


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Знакомство с оригами

1


1

2.

Квадрат - основная фигура оригами

1

4

5

3.

Базовая форма «Треугольник»

1

4

5

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

4

5

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

4

5

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

4

5

7.

Базовая форма «Конверт»

1

4

5

8.

Базовая форма «Рыба»

1

4

5

9.

Базовая форма «Дверь»

1

4

5

10.

Базовая форма «Дом»

1

4

5

11.

Базовая форма «Катамаран»

1

4

5

12.

Базовая форма «Птица»

1

4

5

13.

Базовая форма «Лягушка»

1

4

5

14.

Цветы к празднику

1

3

4

15.

Модульное оригами

1

4

5

16.

Оригами на праздничном столе

1

5

6

17.

Валентинки из оригами


2

2

18.

Цветы и вазы оригами


3

3

19.

Оригами - почта!


3

3

20.

Оформление выставочных работ


3

3

ИТОГО:

16

71

87




Программа внеурочной деятельности «Оригами» способствует формированию и развитию следующих универсальных действий:


  • Познавательные
    • формулирование познавательной цели;

    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

    • поиск и выделение информации;

    • моделирование;

    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

    • построение логической цепи рассуждений;


  • Личностные
    • мотивация учения;

    • самоопределение;

    • нравственно- этическое оценивание;

    • смыслообразование;


  • Коммуникативные
    • постановка вопросов;

    • умение выражать свои мысли полно и точно;

    • оценка действий партнера;


  • Регулятивные
    • целеполагание;

    • волевая саморегуляция;

    • планирование и прогнозирование;

    • контроль;

    • коррекция;

    • оценка;










  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тематическое планирование

Часы

Дата

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 Знакомство с оригами

1 ч.


Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

2 Квадрат - основная форма оригами

5 ч.


Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

Личностные - самоопределение;

3 Базовая форма:
«Треугольник»

5 ч.


Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- построение логической цепи рассуждений;

- анализ, синтез, классификация;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; - планирование; - оценка действий партнера; - построение речевых высказываний


Регулятивные

- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция; - оценка действий партнера;


Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование; - мотивация учения

4 Базовая форма:
«Воздушный змей»

5 ч.


Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».

5 Базовая форма:
«Двойной треугольник»

5 ч.


Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.

6 Базовая форма:
«Двойной квадрат»

5 ч.


Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».

7 Базовая форма «Конверт»

5 ч.


Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

8 Базовая форма: «Рыба»

5 ч.

Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду».

9 Базовая форма: «Дверь»

5 ч.

Мышь и поросёнок. Бурёнка.

Композиция «В деревне».

10 Базовая форма «Дом»

5 ч.
Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

11 Базовая форма «Катамаран»

5 ч.


Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.

12 Базовая форма «Птица»

5 ч.


Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».

13 Базовая форма «Лягушка»

5 ч.


Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.

14 Цветы к празднику

4 ч.


8 марта - международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

15 Модульное оригами

5 ч.


Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

- моделирование;

- знаково-символические;

Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание;

- контроль и коррекция;

- волевая саморегуляция;

16 Оригами на праздничном столе

6 ч.


Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные - построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание; - планирование;

- прогнозирование;

17 Валентинки из оригами

2ч.


Изготовление валентинок.

18 Цветы и вазы оригами

3ч.


Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики, игольчатая астра, объемный нарцисс) и японская ваза для цветов.

19 Оригами - почта

3 ч.

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта).

20 Оформление выставочных работ

3 ч.

Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.

Познавательные

- доказательство;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные - оценка и коррекция;

Личностные

- самоопределение;

- смыслообразование.


  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

    1. Методическое обеспечение программы:
      • специальная, методическая литература (см. список литературы).
      • инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
      • ксерокопии схем создания изделий оригами.
      • образцы изделий.

    1. Список литературы:
  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома». М.: «Аким», 1998. - 80 с., ил.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Игры и фокусы с бумагой». СПб.: «Химия», 1994. - 64 с., ил.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Универсальный бумажный конструктор - оригами». М.: «Аким», 1997. - 64 с.: ил.
  4. Афонькин С.Ю., Капитонова И.В. «Оригами и геометрия». Чебоксары, ЧГУ, 1993. - 28 с.
  5. Белим С.Н. «Путешествие в страну оригамию». Омск, ОмГУ, 1994. - 28 с.
  6. Катханова Ю.Ф. «Оригами. Читай, думай, складывай, рисуй». М.: «Владос», «Аким», 1994. - 64 с.: ил.
  7. Оригами помогает геометрии. М.: МПГУ, под ред. Н.И.Чиканцевой, 1995. - 30 с.: ил.
  8. Оригами. Искусство складывания из бумаги. М.: «Московский центр оригами», 1993. - 52 с.: ил.
  9. Письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 г.
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года.
  11. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. - М.: «Айрис-Пресс», 2010.
  12. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 2005
  13. Урсу Н.А. «Знакомьтесь, оригами». Каунас, «Швиеса», 1991. - 16 с.: ил.
  14. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального общего образования.
  15. Шумаков Ю.В., Кочеткова Е.Р. «Учимся оригами. Практический курс для начинающих», выпуск 1. Ростов-на-Дону, «Лицей», 1995. - 48 с.: ил.
  16. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. «Оригами • чудеса из бумаги». Ростов-на-Дону, 1997. -104 с.: ил.

    1. Образовательные интернет-ресурсы:
      • Схемы оригами. origama.ru/
      • Путь оригами. origami-do.ru/index.htm
      • Схемы, инструкции, пошаговая сборка оригами. origami-paper.ru/
  1. ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ

УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К концу обучения учащиеся должны

знать:

  • что такое оригами;

  • правила работы с бумагой;

  • различные приёмы работы с бумагой;

  • обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;

  • базовые формы оригами, последовательность их изготовления, основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник);

  • название, приемы складывания модулей;

  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы.

уметь:

  • подбирать бумагу нужного цвета;

  • выполнять разметку листа бумаги;

  • следовать устным инструкциям;

  • разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;

  • определять виды геометрических фигур;

  • конструировать по образу, по замыслу, проявлять творчество;

  • соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем месте;

  • проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе учащиеся 1 класса:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами и художественные композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

  • познакомятся с искусством оригами;

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


© 2010-2022