- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами (начальная школа)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами (начальная школа)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костецкая О.Р. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №2
Копейского городского округа
Программа внеурочной деятельности
ОРИГАМИ
Направление: общекультурное, художественно-эстетическое
Класс: 1
Составитель: Костецкая О.Р. учитель начальных классов
2013-2014
учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- обучение различным приемам работы с бумагой;
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству оригами;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Методы, используемые на занятиях кружка:
-
репродуктивный (воспроизводящий);
-
объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-
частично - поисковый.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
-
отбор содержания доступного учащимся 7-8 лет;
-
постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,
-
индивидуального подхода к детям.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Формы подведения итогов реализации внеурочной программы «Оригами»:
-
составление альбома лучших работ.
-
проведение выставок детских работ.
Программа внеурочной деятельности «Оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 3 раз в неделю по 30 минут. Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-
создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
-
применение индивидуальных, групповых форм обучения;
-
формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Соответствие нормативно - правовым актам (см. письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 г.) В 2009 году был утверждён и введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход, который предполагает:
-
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя:
-
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
-
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
-
умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать со схемами.
Таким образом, предлагаемая программа «Оригами» была разработана и утверждена на педагогическом совете в нашей школе, как программа для внеурочной деятельности, являющаяся составной частью основной образовательной программы школы, цель и задачи соответствуют цели и задачам основной образовательной программы школы. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно - урочной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (в условиях введения ФГОС).
-
СТРУКТУРА КУРСА
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Знакомство с оригами
1
1
2.
Квадрат - основная фигура оригами
1
4
5
3.
Базовая форма «Треугольник»
1
4
5
4.
Базовая форма «Воздушный змей»
1
4
5
5.
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
4
5
6.
Базовая форма «Двойной квадрат»
1
4
5
7.
Базовая форма «Конверт»
1
4
5
8.
Базовая форма «Рыба»
1
4
5
9.
Базовая форма «Дверь»
1
4
5
10.
Базовая форма «Дом»
1
4
5
11.
Базовая форма «Катамаран»
1
4
5
12.
Базовая форма «Птица»
1
4
5
13.
Базовая форма «Лягушка»
1
4
5
14.
Цветы к празднику
1
3
4
15.
Модульное оригами
1
4
5
16.
Оригами на праздничном столе
1
5
6
17.
Валентинки из оригами
2
2
18.
Цветы и вазы оригами
3
3
19.
Оригами - почта!
3
3
20.
Оформление выставочных работ
3
3
ИТОГО:
16
71
87
Программа внеурочной деятельности «Оригами» способствует формированию и развитию следующих универсальных действий:
- Познавательные
-
формулирование познавательной цели;
-
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-
поиск и выделение информации;
-
моделирование;
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
- Личностные
-
мотивация учения;
-
самоопределение;
-
нравственно- этическое оценивание;
-
смыслообразование;
-
- Коммуникативные
-
постановка вопросов;
-
умение выражать свои мысли полно и точно;
-
оценка действий партнера;
-
- Регулятивные
-
целеполагание;
-
волевая саморегуляция;
-
планирование и прогнозирование;
-
контроль;
-
коррекция;
-
оценка;
-
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Дата
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Знакомство с оригами
1 ч.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
2 Квадрат - основная форма оригами
5 ч.
Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
Личностные - самоопределение;
3 Базовая форма:
«Треугольник»
5 ч.
Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- построение логической цепи рассуждений;
- анализ, синтез, классификация;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; - планирование; - оценка действий партнера; - построение речевых высказываний
Регулятивные
- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция; - оценка действий партнера;
Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование; - мотивация учения
4 Базовая форма:
«Воздушный змей»
5 ч.
Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».
5 Базовая форма:
«Двойной треугольник»
5 ч.
Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.
6 Базовая форма:
«Двойной квадрат»
5 ч.
Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».
7 Базовая форма «Конверт»
5 ч.
Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».
8 Базовая форма: «Рыба»
5 ч.
Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду».
9 Базовая форма: «Дверь»
5 ч.
Мышь и поросёнок. Бурёнка.
Композиция «В деревне».
10 Базовая форма «Дом»
5 ч.
Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
11 Базовая форма «Катамаран»
5 ч.
Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
12 Базовая форма «Птица»
5 ч.
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
13 Базовая форма «Лягушка»
5 ч.
Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
14 Цветы к празднику
4 ч.
8 марта - международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
15 Модульное оригами
5 ч.
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- моделирование;
- знаково-символические;
Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- контроль и коррекция;
- волевая саморегуляция;
16 Оригами на праздничном столе
6 ч.
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные - построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание; - планирование;
- прогнозирование;
17 Валентинки из оригами
2ч.
Изготовление валентинок.
18 Цветы и вазы оригами
3ч.
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики, игольчатая астра, объемный нарцисс) и японская ваза для цветов.
19 Оригами - почта
3 ч.
Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта).
20 Оформление выставочных работ
3 ч.
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.
Познавательные
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - оценка и коррекция;
Личностные
- самоопределение;
- смыслообразование.
-
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Методическое обеспечение программы:
- специальная, методическая литература (см. список литературы).
- инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
- ксерокопии схем создания изделий оригами.
- образцы изделий.
- Методическое обеспечение программы:
-
- Список литературы:
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома». М.: «Аким», 1998. - 80 с., ил.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Игры и фокусы с бумагой». СПб.: «Химия», 1994. - 64 с., ил.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Универсальный бумажный конструктор - оригами». М.: «Аким», 1997. - 64 с.: ил.
- Афонькин С.Ю., Капитонова И.В. «Оригами и геометрия». Чебоксары, ЧГУ, 1993. - 28 с.
- Белим С.Н. «Путешествие в страну оригамию». Омск, ОмГУ, 1994. - 28 с.
- Катханова Ю.Ф. «Оригами. Читай, думай, складывай, рисуй». М.: «Владос», «Аким», 1994. - 64 с.: ил.
- Оригами помогает геометрии. М.: МПГУ, под ред. Н.И.Чиканцевой, 1995. - 30 с.: ил.
- Оригами. Искусство складывания из бумаги. М.: «Московский центр оригами», 1993. - 52 с.: ил.
- Письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. - М.: «Айрис-Пресс», 2010.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 2005
- Урсу Н.А. «Знакомьтесь, оригами». Каунас, «Швиеса», 1991. - 16 с.: ил.
- Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального общего образования.
- Шумаков Ю.В., Кочеткова Е.Р. «Учимся оригами. Практический курс для начинающих», выпуск 1. Ростов-на-Дону, «Лицей», 1995. - 48 с.: ил.
- Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. «Оригами • чудеса из бумаги». Ростов-на-Дону, 1997. -104 с.: ил.
-
- Образовательные интернет-ресурсы:
- Схемы оригами. origama.ru/
- Путь оригами. origami-do.ru/index.htm
- Схемы, инструкции, пошаговая сборка оригами. origami-paper.ru/
- Образовательные интернет-ресурсы:
-
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ
УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К концу обучения учащиеся должны
знать:
-
что такое оригами;
-
правила работы с бумагой;
-
различные приёмы работы с бумагой;
-
обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
-
базовые формы оригами, последовательность их изготовления, основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник);
-
название, приемы складывания модулей;
-
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы.
уметь:
-
подбирать бумагу нужного цвета;
-
выполнять разметку листа бумаги;
-
следовать устным инструкциям;
-
разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
-
определять виды геометрических фигур;
-
конструировать по образу, по замыслу, проявлять творчество;
-
соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем месте;
-
проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся 1 класса:
-
научатся различным приемам работы с бумагой;
-
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-
научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами и художественные композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
-
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
-
познакомятся с искусством оригами;
-
овладеют навыками культуры труда;
-
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.