Формирование УУД в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование УУД в начальной школе (коммуникативные)

Учитель начальных классов Горелова Т. С. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.



Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

  1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность, познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы, личностные - определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности.
  1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
  2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
  3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
  4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
  5. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио (раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
  6. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Формирование коммуникативных учебных действий начинается с первого класса с первых уроков. В учебниках есть соответствующий знак (две звездочки, группа звездочек, большая и маленькая звездочка), которая подразумевает работу в паре, в группе или взрослого и ученика. Математика, 3 класс « Наберите число13», «Цепочка», «Заполните магический квадрат», «Найдите лишнюю фигуру», «Найдите и исправьте ошибку». Создание проекта «Орнамент в посуде» 2 класс Проект «Сочини математическую сказку» 3 класс (По началу продолжите сказку) Русский язык, 3 класс, тема «Типы текстов» В парах, в группах. - Определите тип текста по заголовкам:
  1. Как мы ходили в лес за грибами.
  2. Почему нельзя собирать мухоморы?
  3. Красив гриб - боровик!
Задание в рабочей тетради. Поработайте в парах: подготовьте ответы на данные вопросы.
  1. Что такое корень слова?
  2. Как найти корень в словах ленточка, котята, дорожка?


Литературное чтение, 3 класс, сказка «Иван - царевич и Серый волк» Задание в парах «Почему именно Иван - царевич сумел обрести счастье, а не его братья? Обсудите с другом. Работа в группах «Проверим и оценим свои достижения» по теме «Поэтическая тетрадь №1» Прочитывается отрывок: На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным ковром. На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из - под черных кудрей… (К доске выходят по три человека и рисуют по одному элементу так, чтобы получилась картина, соответствующая данному отрывку)

Окружающий мир, 3 класс, тема «Разнообразие веществ» В парах, «Пользуясь текстом учебника, устно опишите 1 - 2 вещества по плану: название вещества, внешние признаки, главные свойства, где встречается в природе (содержится), как используется человеком. В группах, «Какие кислоты встречаются в природе» (ими защищаются растения и животные от врагов). Работаем со взрослыми. «Дома возьми три блюдца и насыпь в одно из них сахар, в другое - поваренную соль, в третье - крахмал. Как различить эти вещества?»

Во внеурочной деятельности, кружок «Квиллинг», выполнение работ в группах по 5 - 6 человек, 18 человек. Обязательное обсуждение, которое можно закончить творческой работой «Настроение».

© 2010-2022