Конспект урока русского языка в 3 классе на тему Имя существительное

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема Имя существительное

Цель Ознакомить учащихся с термином «имя существительное», с функцией существительного в тексте и в предложении, формировать умения различать имена существительные, обозначающие живые и неживые предметы; развивать умения подбирать имена существительные, близкие и противоположные по значению, составлять ними предложения, умение классифицировать предметы. Воспитывать интерес к изучению родного языка, любовь к чтению.

Оборудование Схема «Части речи», карточки для работы в парах, для игры «Собери пословицу».

Тип урока Комбинированный

Ход урока

. Организация класса

Учитель Прозвенел уже звонок, начинается урок,

И на парте всё в порядке:

Ручки книжки и тетрадки.

Ножки вместе, спинки ровно-

И к уроку всё готово.

Начинаем урок русского языка. В начале урока вспомним

5 золотых правил русского языка:

1.Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

2.Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания.

3.Переношу с одной строки на другую по слогам.

4.Помню о красной строке.

5.Пишу, проговаривая себе по слогам.

. Минутка чистописания

Дети Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я от вас, друзья, не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Какое сегодня число и день недели?

-Запишите Тринадцатое февраля

Классная работа

На доске запись:

Ло ол оло лол мо ом

- Запишите эти соединения.

- Прочитайте слова, которые записаны ниже:

Скучать, лопата, сорока, молоко, олень, хороший, солнце

- Найдите и запишите только те слова, в которых есть данные соединения и подчеркните их.

- Какие встречаются орфограммы?

. Актуализация опорных знаний

1. Рассказ учителя

В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В ней живут очень дружные жители. Они обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов. Когда они собираются вместе, получаются предложения. Из предложений получаются тексты: рассказы, сказки, которые мы читаем и узнаём из них много полезного.

2. Игра «Микрофон»

-Какие вы знаете части речи?

- Как различаются части речи?

-Для чего они нужны?

- К какой части речи нельзя поставить вопрос?

-На какой вопрос отвечают данные слова?

- Как они называются?

- Как вы думаете, как называется тема нашего сегодняшнего урока?

V. Сообщение темы и задач урока

- Да, сегодня мы будем работать над именем существительным, будем учиться отличать его от других частей речи, узнаем, почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто?, а другие - на вопрос что?

V. Изучение нового материала

1. Выборочный диктант.

-Ребята, внимательно послушайте стихотворение:

Есть много интересных слов, их знаете давно.

Вот, например: собака, стол, часы, жираф, кино.

И долго можно говорить про разные предметы,

Возьмём слова: утюг, пенал, котёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить - читать, писать, произносить.

- Запишите слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? (по памяти)

2. А теперь внимание! Сложное задание!

- Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопрос кто?

- Что обозначают эти слова? (людей, животных)

-А теперь слова, отвечающие на вопрос что?

-Что обозначают эти слова? ( неживые предметы, явления природы, события, состояния)

Вывод: Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Физкультминутка (дети встают)

Игра «Кот внимательнее»

- Если слово отвечает на вопрос кто?, поднимите руки вверх,

если на вопрос что? - руки вперёд, а если другая часть речи - присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость, сосед, день.

3. Игра «Собери пословицу»

-На доске слова рассыпались: Книга, испокон, растит, века, человека

Соберите из них пословицу.

( Испокон века книга растит человека)

- Как вы понимаете эту пословицу?

-Что означает слово испокон?

-Кто любит читать?

- Что нового вы узнали из книг?

- Запишите пословицу, подчеркните главные члены предложения.

- Назовите имена существительные.

V Закрепление и осмысление знаний учащихся

1. Работа в парах.

-А сейчас поработаем парами. ( Задания по уровням)

1 уровень

-Запишите слова в два столбика: кто? что?

Синичка, дерево, яблоко, петух, собака, малина, белка, корова, цветок, берёза.

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (животные)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (растения)

-К какой природе они относятся?

2 уровень

- К каждому слову из левого столбика подберите близкие по значению существительные ( синонимы) из второго столбика:

вьюга зной

друг метель

жара Отчизна

Родина приятель

-Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

-А какие ещё слова пишутся с большой буквы?

3 уровень

- К каждому существительному из левого столбика подберите противоположные по смыслу (антонимы):

мир враг

друг война

радость ночь

день горе

4 уровень

-Измените в каждом слове одну букву так, чтобы слово отвечало на вопрос кто?

коса сон

мак сыр

капля ночь

2. Работа с учебником

А сейчас внимательно мы правило прочтём

И всё, что мы узнали, теперь мы назовём.

(Дети читают правило)

-Приведите примеры:

Люди: Явления природы:

Животные: Состояние души:

Неживые предметы:

3. Игра «Угадай»

- В каком столбике имена существительные? Докажите.

повар варить варёный

цветок цвести цветной

старушка стареть старый

коля

- Есть ли здесь ошибка?

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

-Как ещё можно назвать эти слова?

-Назовите в них корень.

V Итог урока

«Микрофон»

-Над какой частью речи мы работали на уроке?

-Что такое имя существительное?

-Что нового вы узнали об этой части речи?

Игра «Кто я?»

В школе я пешеход

В магазине я ученик

На улице я покупатель

В транспорте я пассажир

Дома я сын, дочь, внук, внучка

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо работали.

-На следующем уроке мы ещё больше узнаем об имени существительном.

V Домашнее задание

Выучить правило.


© 2010-2022