Урок русского языка на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4-м классе по теме:

« Определение склонения имен существительных.»



Цели

  • Развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
  • Совершенствование умения распознавания части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи.
  • Развитие внимания, зрительной памяти учащихся.
  • Воспитание любви, бережного отношения к природе.
Учащиеся должны уметь: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст и др.) Оборудование: картина "Лес зимой", таблицы-опоры, карточки со словами, иллюстрации снежинок, животных.(всё показывается через проектор на экран)

План

I. Минутка чистописания.


- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие. А куда, вы узнаете, если аккуратно выполните "минутку чистописания".

ЛЛ (одна строка) лл(вторая строка) Из каких элементов состоит эта буква? Лес (третья строка) Так куда мы с вами пойдем? (В лес) (открываю картинку леса).
Какое время года на картинке? Почему так решили? Скажем хором: Здравствуй, лес! Волшебный лес! Полный сказок и чудес!

III. Актуализация знаний


Подбор и запись слов с корнем - лес. лесок, лесная, перелесок, лесник. -Какая орфограмма во всех этих словах? Какое слово является проверочным? - Определите часть речи каждого слова. Назовите существительные. Докажите. 1) Повторение изученного об имени существительном по опоре. 2) Разбор слов по составу (2 слова - коллективно, 1 слово - на индивидуальной доске) лесок перелесок лесная 3) Проверка индивидуальной работы. 4) Игра "Конкурс предложений" Составьте предложение по картине с прилагательным - лесная. Ребята идут по лесной дороге. В каких словах спрятались орфограммы? 5) Разбор предложения по членам (1 ученик с места).

IV. Работа над определением склонений имен существительных.

- Чем мы занимались на предыдущих уроках русского языка? (определяли склонения имен существительных) -Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня?
1) Распознавание типа склонения имен существительных. Шли мы по лесной дороге и вышли на поляну. На ней зашифрованы слова(на экране ) Попробуйте не отгадывая слов, определить на какие группы разделены эти слова? (По склонениям)
б_ _ _ _ а к _ _ н е _ ь о _ _ _ а т _ _ _ _ ь с _ _ _ _ ь с _ _ _ а я _ _ _ ь я _ _ _ _ я д _ б
- Почему так решили? -Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного? - Какие существительные относятся к I склонению? Ко второму? К третьему? (Таблица склонений выводится на экран) Здесь зашифрованы слова, обозначающие растения. Назовите их. (Береза, осина, сосна, яблоня, клен, тополь, ясень, дуб, ель, сирень). Переворачиваю карточки, на которых слова записаны полностью. -Какое из растений является национальной гордостью России? (Береза). -Береза украшает наши леса. Именно березе посвятили свои стихи многие поэты. ( С. Есенин «Белая берёза») -Какая орфограмма в этом слове? - Написание ещё какого слова надо запомнить ? (Осина). 2) Закрываю экран . Учащиеся записывают слова в тетради под диктовку учителя по склонениям. Учитель диктует слова в разброс. 3) Проверка. Открывается экран. Соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. 4) Распознавание склонения имен существительных одного и того же рода. А теперь закройте глаза, представьте, что падает снег. Подставьте ладошки. (На доске появляется 7 снежинок: три пары одинаковых и 1 без пары). -Сколько пар одинаковых снежинок? Найдите их. (С обратной стороны снежинок написаны слова: снег - снежинка, ночь - ночка, ладонь - ладошка). -Определите, какого рода имена существительные? -Какого склонения могут быть существительные женского рода? (1-го или 3-го). -От чего это зависит? (От окончания в именительном падеже). -Из каждой пары я уберу по 1 снежинке (1 слову), а вы запишите все эти слова по памяти, распределяя по склонениям. Проверка. Учитель называет слово, учащиеся - склонение. 6) Найдите "лишнюю" снежинку. (На ней написано слово - банка). -Наверное кто-то в лесу оставил мусор. Хотите быть волшебниками? Переставьте в слове буквы и вы получите слово, обозначающее обитателя леса (кабан). (Иллюстрация) - Определите склонение. 7) Развитие речи. Распознавание склонения имен существительных, имеющих одинаковые окончания. Часть детей получают своё задание. ( в тексте стихотворения С.Есенина «Белая берёза» найти имена существительные и определить склонение и падеж) -А мы перейдем на другую полянку, понаблюдаем за другими обитателями леса. Вставьте подходящие по смыслу существительные. (Предложения на экране, картинки животных) Уснул до весны в своей берлоге........(медведь). Веточками деревьев питается......(лось). Осторожно крадется........ (рысь). (Дети записывают предложение, вставляя подходящие по смыслу слова) - Чем сходны эти имена существительные лось - рысь? (По написанию?) (ь на конце). - Что обозначает - ь в этих словах? - К какому склонению могут относиться существительные с мягким знаком на конце слова в начальной форме? (2,3). Списать текст, озаглавив его, указать склонение существительных

V. Домашнее задание: записать по 10 словарных слов имён существительных 3 склонений. Выделить орфограммы, окончание.

V1 . Итог урока

-Как узнать склонение имени существительного? Объясните на своих примерах. -Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? -Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению?
© 2010-2022