- Преподавателю
- Начальные классы
- Тезисы выступления на ШМО учителей начальных классов «Роль самооценки как эффективного инструмента повышения качества образования в условиях безотметочного обучения»
Тезисы выступления на ШМО учителей начальных классов «Роль самооценки как эффективного инструмента повышения качества образования в условиях безотметочного обучения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бокарева Е.В. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов
«Новые подходы в системе оценки качества образования»
Тезисы:
«Роль самооценки как эффективного инструмента повышения качества образования в условиях безотметочного обучения»
Составитель: Бокарева Елена Витальевна
учитель начальных классов
I категория
2012-2013 уч. год Встречая новый класс, учитель задаёт себе серьёзные вопросы. Насколько самостоятельны ученики? Могут ли они понимать себя, своё Я, давать оценку своим качествам, поступкам? Этот оценочный компонент Я называется самооценкой. Самооценка является ядром самосознания. С самооценкой связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается степень трудностей целей, которые человек ставит перед собой. Притязания, самооценка могут быть адекватными и неадекватными. Неадекватные - завышенные или заниженные. Самооценка и уровень притязаний ребёнка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом. Дети с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете. Делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Показано, например, что трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как о неспособных к учёбе. В процессе общения ребёнок постоянно получает обратную связь. Позитивная связь сообщает о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребёнок убеждается в своих достоинствах и компетентности. Улыбка, похвала, одобрение - это всё примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ Я. Обратная связь, в негативной форме заставляет ребёнка сознавать свою неспособность, малоценность. В школе достижения и неудачи ребёнка приобретают официальный характер, регистрируются и провозглашаются публично. В результате ребёнок оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода. Задача родителей и учителя в условиях безотметочного обучения заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к этому сложному периоду его жизни, сформировать положительную самооценку. Формируя адекватную самооценку учащегося можно говорить о повышении качества образования. Если сравнить формирование положительной, объективной, здоровой самооценки первоклассника со строительством дома, то это крохотный кирпичик в фундаменте. В сентябре было проведено тестирование на определение самооценки и уровня притязаний ребёнка. (См. приложение 1)
На родительском собрании познакомила родителей с особенностями, которые указывают на низкий уровень самооценки и притязаний, а также с семью правилами формирования у ребёнка положительной, адекватной самооценки. Вот они:
- Любите ребёнка.
- Развивайте чувство компетентности у ребёнка.
3. Больше поощряйте и меньше наказывайте. 4. Предоставляйте ребёнку самостоятельность. Никогда не делайте за ребёнка то, что он уже может делать сам. Дайте ему посильное поручение. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение. 5. Не требуйте от ребёнка невозможного. Соблюдайте равновесие. Важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребёнок не утратил веры в свои силы. 6. Воспитывайте уверенность в том, что он хороший человек. 7. Меньше критикуйте. Не « навешивайте ярлыки» - «копуша», «глупый». Эти фразы- фразы - убийцы - они постепенно убивают в ребёнке самоуважение, снижают его самооценку. Я сама как классный руководитель придерживаюсь этих правил.
Основной вид деятельности ребёнка, поступившего в школу - учебная деятельность, в которой необходим новый подход к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности. Важно, чтобы новые формы оценивания позволяли - в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей; - на определённом этапе сравнивать их достижения с некоторым эталоном.
На уроках письма и математики были введены «карты успехов» уже с первых уроков. Эти карты вклеиваются в тетрадь каждому ученику (см. приложение 2) Благодаря этим картам дети и родители видели, над чем мы будем работать в первой четверти. Как только начинали работу над написанием букв я раздала детям кальку (книжечки, сделанные родителями), Дети обводят на кальку образцы. После написания буквы делают сверку. Стараются писать так, как в образце. Также работаем над написанием цифр. Результаты отмечаем в «карте успехов» в конце каждой недели звёздочками (мелкими и покрупней). Таким образом, родители и сами дети видели, что у ребёнка получается хорошо, а над чем ещё надо поработать. Ученики научились пользоваться своей картой, могли сами определять ошибки в написании букв и соединений и в следующие недели исправлять их. Это для них стало главным успехом. Я считаю, что работа с «картами успехов» способствует формированию адекватной самооценки учащихся, повышению качества образования. А также служит для обратной связи с родителями в условиях безотметочного обучения. В 4 четверти я планирую новые «карты успехов» по русскому языку и математике. Они будут храниться в специальных папках. Учёт знаний будет вестись иначе. Результаты самостоятельных, творческих, проверочных работ будем отмечать условными значками: М - молодец. Х- хорошо. Н - неплохо, П - помочь. Надеюсь, что детям и родителям будет видно, что усвоено хорошо, а над чем ещё надо поработать дополнительно. Спустя неделю-другую можно будет судить, произошёл ли у ребёнка прогресс в усвоении материала или нет. В конце изучения темы планирую подведение итогов работы. Отмечу детей, которые не получили ни одного значка «помочь». Похвалю и тех, кто приложил усилия и сумел исправить знак «помочь» на знак «неплохо» и «хорошо». Конечно, итоги работы за четверть будут подведены на родительском собрании. Также для обучения первоклассников приёмам самопроверки и умениям оценивать себя я применяю цветные сигнальные карточки. Вот пример с урока математики. Дети самостоятельно решают выражения, записанные на доске. После окончания работы открываются ответы. Ребята выполняют самопроверку и сигналят цветными карточками. Зелёный цвет- всё удалось, жёлтый - были ошибки, красный - нужна помощь. Красную карту можно поднять после получения задания, если забыл вычислительный приём.
Сигнальные карточки можно использовать и для оценки своей деятельности на уроке.
«Карты успехов» и сигнальные карточки выполняют несколько функций в организации учебного процесса:
- контроль и оценка индивидуальных достижений учащихся;
- коррекция учебных умений и навыков;
- обратная связь с учеником;
- развитие оценки, самооценки и самоконтроля;
- связь с родителями;
- подкрепление или поощрение.
Карта успехов (пример)
Письмо 1 четверть
Навыки письма недели 1 2 3 4 5 6 7 8 Размер букв
наклон
форма
пространство
соединения
Карта успехов. Математика 3 четверть темы недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вычисления в пределах 10
Нумерация в пределах 100
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд
Черчение отрезков
Длина ломаной