• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую работу на тему: «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой»

Патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую работу на тему: «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филинюк Я.Л

Патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую работу на тему: «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой» МОУ «Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда» г. Волгоград
В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как патриотизм, приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача возложена на работу учителя начальных классов. Сегодня наконец мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания. Это направление является обязательным основанием оздоровления современной школы. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Метод проектов является также подготовкой ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. В своей работе по формированию патриотического чувства у детей через семью, целесообразно использовать следующие виды проектов:

  1. Исследовательско - познавательные - совместное экспериментирование детей и родителей и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных изданий;
  2. Творческие - оформление результата деятельности в виде презентаций.
  3. Информационно - практико - ориентированные - сбор информации и её реализация.
Темы проектов могут быть разнообразны, но главное - это эмоциональная заинтересованность детей и взрослых. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На базе своего класса нами была предложена тема, раскрывающая связь поколений, а самое главное осмысление понятий, которые утратили актуальность и самое главное эмоциональную окраску: «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой». В работе над проектами мы выделили следующие этапы деятельности:
  1. мотивационный (был заявлен общий замысел проекта, обсуждались и предлагались идеи);
  2. планирующий - подготовительный (была определена тема и цели проекта, сформулированы задачи, выработан план действий);
  3. информационно-операционный (дети совместно с родителями собирали материал, работали с литературой и другими источниками, непосредственно выполняли проект; учитель координировал работу);
  4. рефлексивно-оценочный (обучающиеся представляли проекты).
Далее мы предлагаем ознакомиться с проектами трёх обучающихся класса на тему «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой». Белоконь Арсений, 4 класс. « «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой» - эти слова из песни относятся и к нашей семье. В годы ВОВ на фронт ушли более10 человек из семей моих прабабушек и прадедушек. Не все вернулись живыми с войны. Они тогда были очень молодыми. На войну добровольцем ушел и мой прапрадедушка Полозов Кирилл Алексеевич, которому было больше 50 лет. Он воевал в казачьей бригаде в кавалерии. Второй прадедушка Дуденко Дмитрий Иванович погиб защищая Сталинград во время переправы через Волгу. Я расскажу о своем прадедушке Дуденко Михаиле Дмитриевиче, его военные фотографии я видел у своей бабушки. Он был военным журналистом. Ушел на фронт сразу, как только началась война, ему тогда было 28 лет. День Победы встречал в Германии. Был участником Сталинградской Битвы, десанта по освобождению Крыма и многих других сражений. Однажды во время боя он заслонил от фашистской пули своего командира и был тяжело ранен. За это его наградили боевым орденом « Красная Звезда». Прадедушка Миша не любил много рассказывать о войне. Во время Сталинградской Битвы было очень страшно, когда горела Волга. Реку все время бомбили и огромные руины переправ, барж, плотов с раненными солдатами, мирными жителями, военной техникой горели от взрывов бомб. Очень страшные воспоминания! Еще рассказывал о том, как был участником морского десанта при взятии Керчи, их в декабре в нескольких километрах от берега высадили в море. Холодно жутко, ноги сводило от холода, такого холода больше ни когда не чувствовал! У него много орденов и медалей, фотографии и писем с фронта, которые бережно сохранила моя бабушка. Моя прабабушка Полозова Анна Кирилловна, ушла на фронт, когда ей было 18 лет. Сразу после школы закончила курсы медсестер и всю войну была медицинской сестрой, спасала наших раненых бойцов. Она прошла свой боевой путь до г. Вены в Австрии, там и встретила День Победы. После войны ей многие писали, благодарили её за спасение! В нашей семье знают о войне и чтят своих героев!» Семёнова Вероника, 4 класс. ««Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой». Моего прадедушку звали Крош Марк Федорович. Он родился в 1916году. В ноябре 1939 года он был призван в Советскую Армию и направлен в Среднеазиатский военный округ. 15 июня 1941 прадедушка был направлен в город Гомель. В Гомель он прибыл на 4-ый день войны, т.е. 26 июня 1941 года. 2 июля во время бомбежки аэродрома был ранен в ногу. После госпиталя был направлен в 10-ую авиационную школу. Оттуда в числе ёще 30-ти человек из команды были направлены в Уфимское горнолыжное пехотное училище. Окончил училище в звании лейтенанта и был направлен на Северный фронт в город Архангельск. По прибытии на место был переадресован на Калининский фронт в 39 отдельную стрелковую бригаду, где воевал до 2 апреля 1942 года. 2 апреля в бою получил осколочное ранение. По окончании лечения был направлен на Брянский фронт, где 18 августа 1942 года получил тяжелое осколочное ранение. В полевом госпитале №1869 в городе Лебедяни перенес 10 операций на раненой ноге…4 августа 1944 года был направлен во 2-ой Прибалтийский фронт. После взятия города Кретингена 43-ая армия вошла в состав второго Белорусского фронта. В 43-ей армии генерала армии Белобородова воевал до конца ВОВ. При штурме Кенигсберга был контужен, но из боя не выходил. На третий день штурма наши солдаты вышли к площади, за которой увидели высоченные круглые башни с зубчатым верхом. На красной кирпичной стене замка было написано: «Слабая русская крепость Севастополь держалось 250 дней против непобедимой германской армии. Кенигсберг - лучшая крепость Европы - не будет взята никогда» Эта неприступная крепость была взята Красной армией за 3дня. Марк Федорович после был уволен в запас по указу в звании капитана. Награды: Орден Отечественная война 1-ой степени. Орден Александра Невского. Медали: За взятие Кенигсберга, За Победу над Германией в ВОВ в 1941-45гг. 20 лет Победы в ВОВ 1941-45гг, 50 лет вооруженных сил СССР , 30 лет Победы в ВОВ 1941-45гг, 60 лет вооруженных сил СССР». Подколоднева Людмила, 4 класс. «Мой дедушка Куксов Константин Николаевич родился в 1912 году в городе Тамбов. В 1937 году поступил в военное училище, которое окончил в 1941 году. В звании лейтенанта Кавалерии он был направлен в действующую армию. Дедушка Костя воевал в составе конной армии, где был командиром разведки. Его боевой путь прошел от Москвы до польского города Гданьск. Дедушка был отважным и смелым, ходил в разведку в тыл к немцам, добывал у них секретные документы, приводил «языков», взрывал мосты и ходил в атаку против захватчиков. За боевые заслуги наша Родина наградила моего дедушку орденами: «Боевого Красного Знамени», «Отечественной Войны», а так же медалью «За Отвагу» и др. Дедушка не дожил до победы 3 месяца. Он погиб в январе 1945 года при освобождении Польского города Гданьск. С почестями похоронен он на центральном кладбище. Благодарный польский народ чтит память капитана Куксова К. Н., и польские граждане приглашали мою бабушку на его могилу в 1974 году. «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой»». Таким образом, осуществляя работу по патриотическому воспитанию детей через семью посредством метода проектов, происходит формирование навыков исследовательской деятельности, осознанное восприятие нравственного отношения детей и родителей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес, а затем - бережное отношение к тому, что окружает, любовь к Родине, семье, истории. Деятельность взрослых в интересах ребёнка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка в разных ситуациях, чему и способствует метод проектов. В результате такой совместной деятельности, знания и впечатления, полученные детьми и взрослыми в работе над проектами, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой патриотического воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни.

Список литературы

  1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.
  2. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
  3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
  4. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. - Собрание соч. т.2 М.: Педагогика, 1998. - 321 с.


© 2010-2022