- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока. Русский язык (3 класс). Тема: Глаголы прошедшего времени
Технологическая карта урока. Русский язык (3 класс). Тема: Глаголы прошедшего времени
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Овсянникова А.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Учитель: Овсянникова А.В. Класс: 3Б Предмет: Русский язык Дата проведения: 17.03.2016г.
Тема урока (Т): Глаголы прошедшего времени
Цели урока (Ц):
1.Образовательная (познавательная) - познакомить детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, формообразующим суффиксом -л - , с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Создать условия по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
2. Развивающая - создать условия для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся: развивать мышление, память, монологическую речь, воображение. Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от форм рода и числа. Совершенствовать орфографические навыки. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; создать условия для развития умения ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками, планировать свои действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
3. Воспитательная - создать условия для формирования личностных УУД обучающихся: мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к учебному материалу; создать условия для развития способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ожидаемые результаты урока:
1. Личностные - ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; развивать способность к выполнению самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Метапредметные
- познавательные: ученик получит возможность учиться коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме (знако-символические средства при выделении суффикса), переводить её в словесную форму.
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Проводить целенаправленные наблюдения.
Выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; делать умозаключения, выводы, обобщения.
-коммуникативные: ученик получит возможность участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
- регулятивные: ученик получит возможность коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.
Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
3. Предметные-ученик получит возможность учиться выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова,находить суффикс - л -, определять число и роду глаголов прошедшего времени, применять комплекс орфографических умений.
Методы обучения:
-
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
-
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
-
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: объяснение нового материала.
Материалы к уроку, оборудование:
Учебник «Русский язык». Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; слайды с заданиями, карточки с индивидуальным заданием, таблица «Родовые окончания глаголов прошедшего времени»; проектор.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Обучающиеся имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи:
-
имени существительном, имени прилагательном, имени числительном, местоимении, глаголе, союзе, частице, предлоге;
-
о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён.
Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам.
Время, мин
Элементы структуры занятия
Содержание этапов занятия
Планирование действий педагогической оценки
3
ПЭУ
1.Орг. момент.
Мотивация.
- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
2.Актуализация знаний.
- Послушайте стихотворение - загадку.
Ракета, люди, хлеб, сады.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета, Люди строят здания,
Цветут сады, И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи говорится в стихотворении?
(На доске - начало темы «Глаголы…»)
- Сейчас ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Блиц - опрос. Слайд 1. (Работа в парах, индивидуальные карточки - 3 человека)
Глагол - это……..часть речи
Глаголы отвечают на вопросы…….что делать? что сделать?
Глаголы обозначают……..действие предмета
Глаголы изменяются …….по числам и по временам
В настоящем времени обозначает действие, которое …совершается сейчас
В прошедшем времени обозначает действие, которое …совершалось в прошлом
В будущем времени обозначает действие, которое …будет совершаться в будущем
Фронтальный опрос
Работа в парах Индивидуальные карточки - 3 человека
2
Тема (Т)
Игра «Третий лишний». Слайд 2.
- Тему сегодняшнего урока нам подскажет игра
« Третий лишний».
- Прочитайте слова: Читает, читают, читал.
- Что общего и чем различаются эти слова?
Все слова - глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол - в форме прошедшего времени.
- Какое слово лишнее?
- Кто назовёт тему урока? Глаголы прошедшего времени. (На доске…)
Оценивание
учащихся, участвующих в ЦП
1
Цель урока (Ц)
- Чему будем учиться на уроке?
Познакомимся с особенностями глаголов в прошедшем времени.
Задачи урока (З)
1.Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.
2.Узнаем, как правильно их употреблять в речи.
3. Выполним правильно задания.
I этап
4.«Открытие» нового знания.
Цель 1
(Ц1)
Научиться выделять глаголы прошедшего времени. Познакомиться с формообразующим суффиксом -л -
Оценивание учащихся, включенных в работу
Оценивание у доски
Фронтальный опрос
12
Суть работы на I этапе
Минутка чистописания.
Задания профессора Самоварова
1.Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания. Она находится в лишнем глаголе и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук. Буква Лл
(Проектор…)
- Половину строки запишите сочетание Лл, во второй половине: 2 сочетания с гласной, чтобы буква «эль» обозначала твёрдый звук, 2 сочетания, чтобы - мягкий.
2.Словарь: запишите слова, в которых есть буква «эль», определите, какой согласный звук она обозначает в каждом слове: твёрдый или мягкий.
(1 человек работает у доски). 5 слов, одно самостоятельно.
3.Постановка проблемы.
- Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему?
- Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения, не используя глаголы?
- А я решила попробовать. Вот, что получилось. Чтение стихотворения без глаголов.
4.«Открытие» нового знания. Слайд 3.
- Посмотрите, как радует нас природа! Прочитайте стихотворение В.Степанова «Чудеса».
По опушке шла весна,
Вёдра с дождиком несла,
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли,
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.
Вёдра с дождиком весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло. Чу-де-са!
- Какое задание можно предложить к тексту? Найти и записать глаголы прошедшего времени.
Проверка. Слайд 4.
Ставим вопросы и доказываем, что глаголы прошедшего времени.
Шла, несла, оступилась, опрокинулись, зазвенели, загалдели, испугались, заперли, не донесла, убежало, повисло.
Проверка (11 глаголов)
- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. Суффикс Л.
- Это суффикс прошедшего времени глагола.
- Обозначьте суффикс -л- в словах.
Итог 1
(И1)
- Сделайте вывод: для чего служит суффикс -л-? Образует форму прошедшего времени. Если в глаголе есть -л-, то глагол стоит в форме прошедшего времени.
4
ЭЛП
- А вот задание от Незнайки. Слайд 5.
Ветер прилетел
Метель прилетел
Облако прилетел
Птицы прилетел
Проблемный диалог.
-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?-Чего не хватает? Окончаний.
- А для чего служит окончание? Для изменения слов. Оценивание учащихся, участвующих в работе по открытию алгоритма
II этап
Особенности глаголов прошедшего времени
Цель 2 (Ц2)
Познакомиться с родовыми окончаниями глаголов в прошедшем времени
5
Суть работы на II этапе
- С чем познакомимся ещё на уроке? С изменением глаголов прошедшего времени.
-Для чего нам это нужно знать? Чтобы правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
- Какие окончания поставим? (На слайде добавить окончания) (Проектор)
5.Первичное закрепление изученного материала.
- Давайте посмотрим таблицу.
М.р.
Л
Ж.р.
а
Ср.р.
о
Мн.ч.
и
Итог 2 (И2)
- Какие окончания вы выделите у глаголов прошедшего времени?
- Такие окончания можно назвать родовыми.
- Какой вывод можно сделать? Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.
Физминутка Творческое задание: Поставим все глаголы в прошедшее время
ЭЛП
Проверим знания на практике Оценивание учащихся, участвующих в работе по применению алгоритма
(2 человека)
III этап
6.Самостоятельная работа.
Цель 3 (Ц3)
Научиться выделять глаголы прошедшего времени, определять число
8
Суть работы на III этапе
6.Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- Проверим знания на практике: Самостоятельная работа стр. 67 №122.
- Скажите, есть ли в тексте упражнения пропущенные буквы, что надо сделать? Подчеркнуть.
- Назовите этапы работы с упражнением. Прочитать задание, выполнить, проверить написанное, проверить выполнение всех заданий к тексту.
(2 человека сдают работу на проверку учителю)
Взаимопроверка.
Итог 3 (И3)
Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок…
Поднимите руки те, кто допустил 1-2 ошибки…
Поднимите руки те, кто допустил больше 2-х ошибок…
5
ЗЭУ
7.Подведение итога в форме разбора домашнего задания.
Д/З. Стр. 67, №121.
- На какие две группы можно разделить данные слова?
- Какой вывод сделаем:
Научились выделять глаголы прошедшего времени.
Вывод по уроку (В)
- Группу глаголов прошедшего времени можно ещё разделить на группы?
- Какой вывод сделаем:
Узнали, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Суффикс -л- образует глаголы прошедшего времени.
МП
Выпишите глаголы в 4 группы в форме таблицы. Выделите суффикс, окончание.
Рефлексия.
- Какое задание было интересным?
- Если бы мы стали волшебниками, то какие бы глаголы убрали из нашей речи?
- Какие действия убрали из жизни?
- А с какими глаголами вы бы хотели встречаться чаще?
- На следующем уроке, с какими глаголами будем работать?
Задание профессора Самоварова: Подумайте, какие глаголы в форме будущем времени вам нравятся, и вы бы хотели, чтобы это произошло.
Спасибо за урок!