Технологическая карта урока. Русский язык (3 класс). Тема: Глаголы прошедшего времени

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель: Овсянникова А.В. Класс: 3Б Предмет: Русский язык Дата проведения: 17.03.2016г.

Тема урока (Т): Глаголы прошедшего времени

Цели урока (Ц):

1.Образовательная (познавательная) - познакомить детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, формообразующим суффиксом -л - , с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Создать условия по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

2. Развивающая - создать условия для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся: развивать мышление, память, монологическую речь, воображение. Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от форм рода и числа. Совершенствовать орфографические навыки. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; создать условия для развития умения ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками, планировать свои действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

3. Воспитательная - создать условия для формирования личностных УУД обучающихся: мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к учебному материалу; создать условия для развития способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ожидаемые результаты урока:

1. Личностные - ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; развивать способность к выполнению самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

2. Метапредметные

- познавательные: ученик получит возможность учиться коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме (знако-символические средства при выделении суффикса), переводить её в словесную форму.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Проводить целенаправленные наблюдения.

Выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; делать умозаключения, выводы, обобщения.

-коммуникативные: ученик получит возможность участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

- регулятивные: ученик получит возможность коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.

Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.

3. Предметные-ученик получит возможность учиться выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова,находить суффикс - л -, определять число и роду глаголов прошедшего времени, применять комплекс орфографических умений.

Методы обучения:

  • По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

  • По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

  • По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: объяснение нового материала.

Материалы к уроку, оборудование:

Учебник «Русский язык». Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; слайды с заданиями, карточки с индивидуальным заданием, таблица «Родовые окончания глаголов прошедшего времени»; проектор.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Обучающиеся имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи:

  • имени существительном, имени прилагательном, имени числительном, местоимении, глаголе, союзе, частице, предлоге;

  • о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён.

Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам.

Время, мин

Элементы структуры занятия

Содержание этапов занятия

Планирование действий педагогической оценки

3

ПЭУ

1.Орг. момент.

Мотивация.

- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

2.Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение - загадку.

Ракета, люди, хлеб, сады.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета, Люди строят здания,

Цветут сады, И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

(На доске - начало темы «Глаголы…»)

- Сейчас ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц - опрос. Слайд 1. (Работа в парах, индивидуальные карточки - 3 человека)

Глагол - это……..часть речи

Глаголы отвечают на вопросы…….что делать? что сделать?

Глаголы обозначают……..действие предмета

Глаголы изменяются …….по числам и по временам

В настоящем времени обозначает действие, которое …совершается сейчас

В прошедшем времени обозначает действие, которое …совершалось в прошлом

В будущем времени обозначает действие, которое …будет совершаться в будущем

Фронтальный опрос

Работа в парах Индивидуальные карточки - 3 человека

2

Тема (Т)

Игра «Третий лишний». Слайд 2.
- Тему сегодняшнего урока нам подскажет игра

« Третий лишний».
- Прочитайте слова: Читает, читают, читал.
- Что общего и чем различаются эти слова?

Все слова - глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол - в форме прошедшего времени.

- Какое слово лишнее?
- Кто назовёт тему урока? Глаголы прошедшего времени. (На доске…)

Оценивание

учащихся, участвующих в ЦП

1

Цель урока (Ц)

- Чему будем учиться на уроке?

Познакомимся с особенностями глаголов в прошедшем времени.

Задачи урока (З)

1.Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.

2.Узнаем, как правильно их употреблять в речи.

3. Выполним правильно задания.

I этап

4.«Открытие» нового знания.

Цель 1

1)

Научиться выделять глаголы прошедшего времени. Познакомиться с формообразующим суффиксом -л -


Оценивание учащихся, включенных в работу


Оценивание у доски




Фронтальный опрос

12

Суть работы на I этапе

Минутка чистописания.

Задания профессора Самоварова

1.Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания. Она находится в лишнем глаголе и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук. Буква Лл

(Проектор…)

- Половину строки запишите сочетание Лл, во второй половине: 2 сочетания с гласной, чтобы буква «эль» обозначала твёрдый звук, 2 сочетания, чтобы - мягкий.

2.Словарь: запишите слова, в которых есть буква «эль», определите, какой согласный звук она обозначает в каждом слове: твёрдый или мягкий.

(1 человек работает у доски). 5 слов, одно самостоятельно.

3.Постановка проблемы.

- Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему?
- Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения, не используя глаголы?

- А я решила попробовать. Вот, что получилось. Чтение стихотворения без глаголов.

4.«Открытие» нового знания. Слайд 3.
- Посмотрите, как радует нас природа! Прочитайте стихотворение В.Степанова «Чудеса».

По опушке шла весна,
Вёдра с дождиком несла,
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли,
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.
Вёдра с дождиком весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло. Чу-де-са!

- Какое задание можно предложить к тексту? Найти и записать глаголы прошедшего времени.

Проверка. Слайд 4.

Ставим вопросы и доказываем, что глаголы прошедшего времени.

Шла, несла, оступилась, опрокинулись, зазвенели, загалдели, испугались, заперли, не донесла, убежало, повисло.

Проверка (11 глаголов)

- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. Суффикс Л.

- Это суффикс прошедшего времени глагола.

- Обозначьте суффикс -л- в словах.

Итог 1

1)

- Сделайте вывод: для чего служит суффикс -л-? Образует форму прошедшего времени. Если в глаголе есть -л-, то глагол стоит в форме прошедшего времени.

4

ЭЛП

- А вот задание от Незнайки. Слайд 5.

Ветер прилетел

Метель прилетел

Облако прилетел

Птицы прилетел

Проблемный диалог.

-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?-Чего не хватает? Окончаний.

- А для чего служит окончание? Для изменения слов. Оценивание учащихся, участвующих в работе по открытию алгоритма

II этап

Особенности глаголов прошедшего времени

Цель 2 (Ц2)

Познакомиться с родовыми окончаниями глаголов в прошедшем времени

5

Суть работы на II этапе

- С чем познакомимся ещё на уроке? С изменением глаголов прошедшего времени.

-Для чего нам это нужно знать? Чтобы правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.

- Какие окончания поставим? (На слайде добавить окончания) (Проектор)

5.Первичное закрепление изученного материала.

- Давайте посмотрим таблицу.

М.р.


Л



Ж.р.

а

Ср.р.

о

Мн.ч.

и

Итог 2 (И2)

- Какие окончания вы выделите у глаголов прошедшего времени?

- Такие окончания можно назвать родовыми.

- Какой вывод можно сделать? Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.

Физминутка Творческое задание: Поставим все глаголы в прошедшее время

ЭЛП

Проверим знания на практике Оценивание учащихся, участвующих в работе по применению алгоритма

(2 человека)

III этап

6.Самостоятельная работа.

Цель 3 (Ц3)

Научиться выделять глаголы прошедшего времени, определять число

8

Суть работы на III этапе

6.Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

- Проверим знания на практике: Самостоятельная работа стр. 67 №122.

- Скажите, есть ли в тексте упражнения пропущенные буквы, что надо сделать? Подчеркнуть.

- Назовите этапы работы с упражнением. Прочитать задание, выполнить, проверить написанное, проверить выполнение всех заданий к тексту.

(2 человека сдают работу на проверку учителю)

Взаимопроверка.

Итог 3 (И3)

Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок…

Поднимите руки те, кто допустил 1-2 ошибки…

Поднимите руки те, кто допустил больше 2-х ошибок…

5

ЗЭУ

7.Подведение итога в форме разбора домашнего задания.

Д/З. Стр. 67, №121.

- На какие две группы можно разделить данные слова?

- Какой вывод сделаем:

Научились выделять глаголы прошедшего времени.

Вывод по уроку (В)

- Группу глаголов прошедшего времени можно ещё разделить на группы?

- Какой вывод сделаем:

Узнали, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Суффикс -л- образует глаголы прошедшего времени.

МП

Выпишите глаголы в 4 группы в форме таблицы. Выделите суффикс, окончание.

Рефлексия.

- Какое задание было интересным?

- Если бы мы стали волшебниками, то какие бы глаголы убрали из нашей речи?

- Какие действия убрали из жизни?

- А с какими глаголами вы бы хотели встречаться чаще?

- На следующем уроке, с какими глаголами будем работать?

Задание профессора Самоварова: Подумайте, какие глаголы в форме будущем времени вам нравятся, и вы бы хотели, чтобы это произошло.

Спасибо за урок!



© 2010-2022