- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока Пернатые изобретатели
Разработка урока Пернатые изобретатели
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукьяновская С.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
І Организационный момент Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать ваша любознательность. Проблемная ситуация. - У меня на столе несколько самолетиков (с короткими крыльями, с длинными крыльями - из картона и бумаги). - Как вы думаете, какой из самолетов будет двигаться быстрее? - Каким должен быть самолет, чтобы он хорошо летал? Проверим на практике правильность предположений. - Выйдите, пожалуйста, по одному человеку от каждой группы. (на счет три дети пускают самолетики одновременно) - Вывод: Вы были правы. Чтобы движение было быстрее, тело должно быть легким и иметь большие крылья. СЛАЙД. - Из представителей на картинке выберите те, которые движутся быстрее, выше и дальше остальных (бабочка, летучая мышь, птица, стрекоза). -О каких организмах сегодня пойдет речь? -А как птицам удается летать? - Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить тему урока. Как назовем тему? СЛАЙД. - Тема нашего урока «Пернатые изобретатели». Задайте познавательные вопросы по теме. Что хотели бы узнать? - Кто такие птицы
- Внешнее строение птицы
- Какие приспособления помогают летать?
- Что еще позволяет птицам летать, двигаться?
- Виды птиц
1. -Кто же такие птицы? -Запишите определение в маршрутном листе. 2. Назовите особенности внешнего строения птицы. Подпишите части тела на листах. - Какую среду лучше других животных освоили птицы? - В чем главное отличие птиц от всех животных? Перья есть только у птиц. Вот поэтому их называют пернатые. Для чего птице перья? (ответы детей) Учеными установлены особенности пера. Как вы думаете, все перья птицы одинаковые? Опыт № 1 поможет нам разобраться в типах перьев и установить первую особенность. Опыт № 1. Типы перьев. - У вас на столах - коллекции перьев. Рассмотрите, пожалуйста. - Найдите самое маленькое пушистое перышко? - Потрогайте его. - Каково перышко на ощупь? -Как выдумаете, как можно называть такие перья? - Верно. Это первый тип перьев. Давайте запишем название пера в схеме маршрутного листа. Пуховые перья располагаются на туловище птицы и защищают ее от перегрева и охлаждения. - Второй тип перьев вы определите самостоятельно, изучив статью. Возьмите лист научного исследователя, найдите статью: «Какие бывают перья?» и внимательно её прочтите. - Заполните схему маршрутного листа. -Почему их назвали контурные? Итак, с какими двумя типами перьев вы познакомились? - Одинаковые ли они? - Какие из них полетные? - Вот она,1 особенность, позволяющая птице летать! Контурные перья - это полетные перья. - Запишем в лист исследователя 1 особенность. - Таким образом, оперение птиц состоит из разных перьев, но только контурные способствуют полету. - Отложите лист исследователя. Возьмите отдельное перо. - Опыт № 2. Опыт № 2. -Возьмите ножницы, отрежьте кончик пера. - Какое перо внутри? - Вот поэтому оно какое? Положите перо на ладонь. Учитель кладет перо на ладонь. - А если оно легкое, то способствует чему? - Вот 2 особенность пера, позволяющая птице летать - легкость. - Запишем в лист исследователя 2 особенность. Перья легкие.
- Посмотрите, как легко и красиво летит перышко. Учитель берет покровное перышко и пускает его. - Возьмите свое перо и запустите. - Не было бы у птиц лёгких перьев, они не смогли бы летать. - Давайте и мы с вами, как птицы, Легко руками помашем, И что - нибудь птичье давайте мы скажем. А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, Что мы сидим? - Встали красиво, ровно, не мешая друг другу. ФИЗМИНУТКА. Во 2 опыте мы срезали конец пера. - Кто знает, как называется этот конец пера? - В ходе опыта № 3 мы исследуем строение пера и выявим 3 особенность, позволяющую птице летать. Слайд Строение пера. - Возьмите перо в руки. Учитель беседу сопровождает показом на пере - Перо имеет упругий стержень - ствол. - Покажите друг другу, где он? Проведите по стволу пальчиками. -Конец ствола, который вы срезали, называется очином, Слайд . Очин. в память о тех временах, когда авторучек не было и люди писали гусиным пером. Перо затачивали (очиняли) маленьким ножичком, который так и называется - перочинный. - То, что отходит от ствола - это опахало. Слайд . Опахало. - Опахало состоит из множества тонких и узких пластин. Разрываю пластинки. - Это бородки. Слайд . Бородки. - Разъедините на своих перьях бородки. Помогите друг другу, один держит перо, другой разъединяет бородки. - А теперь возьмите лупу и посмотрите внимательно на бородки. - Что на них заметили? - Вот эти пушинки называются бородочки. Слайд . Бородочки. Они прикреплены к бородкам, как хвоинки на еловой лапе. - А теперь соедините бородки обратно. Глажу перо, показываю, как соединяются бородки. - Чудеса! Бородки снова скрепились. Это потому, что на пушистых бородках есть незаметные крючочки, которые невозможно рассмотреть даже через лупу. Но я их вам непременно покажу, только на слайде. Слайд Крючочки. - Вот бородки, на них бородочки с крючочками. Крючочки, как застежки - липучки, скрепляют бородочки.
- Итак, мы рассмотрели строение пера. Подпишите все его части в листе исследователя. - Такая конструкция образует плотную, упругую, почти непроницаемую для воздуха пластинку. Вот почему перья теплые, прочные и упругие. Именно такие, прочные и упругие, нужны птице для …полета - Может ли птица летать, имея слабые и непрочные перья? - Вот она, 3 особенность пера, позволяющая птице летать! - Перья какие? ПРОЧНЫЕ И УПРУГИЕ - Запишем в лист исследователя 3 особенность. Перья прочные и упругие. - Сделаем вывод. Чему же способствует такое строение пера?
-Ребята, что еще позволяет птицам летать, двигаться? -Прочитайте об этом в учебнике на стр.105. -Что же вы узнали? Для полета нужна энергия, поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу. Для чего служит оперение крыльев и хвоста? Что делают крылья, при движении крыла вверх? А при движение вниз? Я думаю, наш урок пополнит ваши знания о птицах. И это мы сейчас проверим. Я предлагаю тест. Учитель проводит тест. 1.Перья есть не только у птиц. 2.Контурные перья - это полетные перья 3. Перо внутри полое. 4. Оперение птиц состоит из одинаковых перьев. 5. Конец пера называется зачин. 6. Главное предназначение перьев - осуществление полета. - А теперь ручкой с красным стержнем соедините по порядку свои ответы.
- Какая фигура получилась? Слайд Рефлексия. Если было интересно, легко, во всём разобрались - красный цвет. Если было интересно, но иногда были трудности - зеленый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно - желтый цвет. Учитель тоже высказывает цветом свою работу и крепит сердечко на доску. Слайд Слова Конфуция. - Закончить урок я хочу словами Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота полета».