Статья Оценка качества образовательных достижений учащихся по предмету Окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Спецификация

контрольной работы для учащихся 3 класса

по окружающему миру к разделу «Человек и общество.

Моё Отечество»(«ОС «Школа 2100»)

Назначение КИМ Контрольная работа является формой итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала (умений по использованию знаний) после изучения тем «Времена Советской России и СССР» и «Современная Россия» раздела «Человек и общество.Моё Отечество» курса «Окружающий мир» в 3 классе. При этом проводится диагностика освоения планируемых результатов ФГОС начального общего образования по предмету «Окружающий мир», а также метапредметные результаты, приоритетом для формирования которых является образовательная область «Обществознание. Естествознание. (Окружающий мир)».
Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура контрольной работы представлены в тетрадях «Проверочные и контрольные работы к учебнику "Окружающий мир", 3 класс (ч.2 Мое Отечество)» Сизова Е.В., Харитонова Н.В. и разработаны на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения);
  2. Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой - 1,2,3 изд. - М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. - 120 с. (с. 70-72);
  3. Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 2 (Окружающий мир); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой - 1, 2, 3 изд. - М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. - 96 с;
  4. Основная образовательная программа начального общего образования
для ОО, работающих по Образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др.;
  1. Программа «Окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,А.С. Раутиан, С.В. Тырин;
  2. Основная образовательная программа начального общего образования БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №38 с углублённым изучением отдельных предметов».




Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ На основании документов, перечисленных в Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществоведение. Естествознание (Окружающий мир)» для проведения процедуры итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала раздела «Человек и общество.Моё Отечество» курса «Окружающий мир» в 3 классе. Первая часть кодификатора содержит перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающий мир. Моё Отечество» в 3 классе . Кроме того, в кодификатор включены элементы планируемых результатов по метапредметным программам «Формирование универсальных учебных действий» (познавательные универсальные учебные действия) и «Чтение. Работа с текстом». Отбор элементов этих программ осуществлялся в соответствии с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» (ОС «Школа 2100») и возможностями этого предмета в формировании различных способов деятельности. Все проверяемые умения сгруппированы в разделе 1 кодификатора в следующие группы:
  • Овладение основным понятийным аппаратом предмета «Окружающий мир».
  • Овладение познавательными действиями.
  • Овладение методологическими умениями.
  • Овладение информационно-коммуникативными умениями.

Во вторую часть кодификатора включен перечень проверяемых элементов содержания, который разработан на основе примерной программы для начального общего образования по предмету «Окружающий мир».
Структура КИМ В соответствии с Правилами технологии оценивания учебных успехов (образовательных достижений) учащихся контрольная работа состоит из двух групп заданий необходимого и программного уровня. Задания максимального (необязательного) уровня в работе отсутствуют. Работа включает четыре задания, в каждом из которых присутствует задание необходимого и программного уровня. - задания необходимого уровня - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания; - задания программного уровня - решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности представлено в таблице:

Распределение заданий по уровням сложности


Уровни сложности

Число заданий

Примерный процент

от общего объёма работы

Необходимый

5

60%

Программный

4

40%

Итого:

9

100%
В контрольной работе используются следующие типы заданий: - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводятся варианты, из которых верен только один; - задания с кратким ответом, в которых предлагается установить взаимно-однозначное соответствие, для различных объектов; - задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом Согласно Правилам технологии оценивания учебных успехов (образовательных достижений) учащихся (Д.Д.Данилов ОС «Школа 2100») решение учебной задачи оценивается по признакам уровней успешности (только с 3-го класса). На основе продемонстрированного уровня выставляется отметка.

Уровни успешности


5-ти бальная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача.

«2» - неудовлетворительно

Необходимый уровень («хорошо»)

Решена типовая задача, подобная тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания.

«3» - удовлетворительно

«4» - хорошо

Программный уровень («отлично»)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось:

-либо применить новые, получаемые в данный момент знания;

-либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

«4+» - приближается к

отлично

«5» - отлично

Время выполнения варианта КИМ Примерное время на выполнение заданий составляет: 1) для заданий необходимого уровня - от 1 до 4 минут; 2) для заданий программного уровня - от 2 до 5 минут; На выполнение всей работы отводится 40 минут.
Дополнительные материалы и оборудование Для каждого учащегося потребуются тексты контрольных работ, помещённые в середину тетради «Проверочные и контрольные работы к учебнику "Окружающий мир", 3 класс (ч.2 Мое Отечество)» Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Рекомендуется вынуть их листы до того, как тетради будут в первый раз розданы учащимся для выполнения текущих проверочных работ.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам) Проверочные работы учителя школы. Рекомендации по подготовке к работе Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
План варианта КИМ Ниже предложен план варианта контрольной работы для учащихся 3 класса, удовлетворяющего указанным выше требованиям. В плане указаны планируемые результаты, проверяемые заданиями, раздел и тема курса, к которым относятся задания, уровни сложности каждого из заданий, типы заданий, максимальный балл за выполнение каждого задания. В тексте работы использованы задания разных типов:

  1. Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводятся варианта ответа, из которых верен только один.
  2. Задания с кратким ответом, к которому необходимо записать ответ, состоящий из одного или двух слов.
  3. Задание с кратким ответом на соответствие элементов.
  4. Задание с кратким ответом на выбор верных утверждений.
  5. Задания с развернутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.

В плане работы используются следующие условные обозначения:
  1. Уровни сложности заданий: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

  2. Тип задания: ВО - задания с выбором ответа, КО - задания с кратким ответом, РО - задания с развернутым ответом.


План контрольной работы для учащихся 3 класса

по окружающему миру к разделу «Человек и общество.

Моё Отечество» («ОС «Школа 2100»).

№ задания

Проверяемое умение

Раздел / тема курса

Уровень сложности задания

Тип

задания

Максимальная отметка за выполнение задания

Примерное время выполнения 1.1 Определять по информации, представленной на исторической карте конкретный исторический период истории нашей страны;

Человек и общество/Моё Отечество

Н

ВО

4

4 1.2

извлекать необходимую информацию из текста,иллюстраци, карт учебника ;


Человек и общество/Моё Отечество

Н

ВО

4

4 1.3

преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать) и представлять её в виде письменного текста.


Человек и общество/Моё Отечество

П

КО

5

5 2.1

Объяснять значение понятий «государство», «демократия» ;


Человек и общество/Моё Отечество

Н

КО

4

4 2.2

правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан .


Человек и общество/Моё Отечество

П

РО

5

5 3.1

Размещать на «реке времени» по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий ;


Человек и общество/Моё Отечество

Н

КО

4

4 3.2

размещать на «реке времени» по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).


Человек и общество/Моё Отечество

П

КО

5

5 4.1

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени , а также по представленной в иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях соотносить дату и век на «реке времени»;


Человек и общество/Моё Отечество

Н

КО

4

4 4.2

выполнять задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны .


Человек и общество/Моё Отечество

П

РО

5

5


ИТОГО: 9 заданий


Общее время выполнения - 40 минут


Н - 5

П - 4

ВО - 2

КО - 5

РО - 2


40 мин









ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

(Контрольная работа №2 по разделу

«Человек и общество. Моё Отечество»)

Кодификатор Раздел 1. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в ходе выполнения контрольной работы по предмету «Окружающий мир»

Проверяемые умения

1.Овладение основными понятиями курса

- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; - объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России; - соотносить изученные исторические события с датами; соотносить конкретную дату исторического события с веком; находить место изученных событий на «реке времени»; - определять по году век, место события в прошлом.

2.Овладение познавательными действиями - оценивать взаимоотношения человека в различных социальных группах; - объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

3. Овладение методологическими умениями - различать прошлое, настоящее, будущее; - различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний.

4. Овладение информационно-коммуникативными умениями. - использовать различные справочные издания (словарь, карта, атлас, детская энциклопедия) для поиска необходимой информации, для ответов на вопросы, создания собственных письменных высказываний; - использовать естественнонаучные тексты и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; - Применять информацию из естественнонаучных текстов и детской литературы о человеке и обществе для решения учебно-практических задач. - Оценивать достоверность получаемой информации: на основе имеющихся знаний и жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность информации, пробелы в информации. Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в ходе выполнения контрольной работы по предмету «Окружающий мир»


Элементы содержания

Окружающий мир. Человек и общество.Моё Отечество.


1 1.1 определять по информации, представленной на исторической карте конкретный исторический период истории нашей страны (Н);

1.2

извлекать необходимую информацию из текста, иллюстраций, карт учебника (Н);



1.3

преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать) и представлять её в виде письменного текста (П).


2 2.1

объяснять значение понятий «государство», «демократия» (Н);



2.2

правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П).


3 3.1

размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н);



3.2

размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).


4 4.1

отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени , а также по представленной в иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях соотносить дату и век на «реке времени» (Н);



4.2

выполнять задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны (П).



Контрольная работа по предмету «Окружающий мир»

(раздел 2. «Человек и общество. Моё Отечество»)

3 класс ОС «Школа 2100»

Статья Оценка качества образовательных достижений учащихся по предмету Окружающий мир

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ


На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать правильный ответ из предложенных. В некоторых заданиях сформулировать и записать правильный ответ. Внимательно читай текст заданий. В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте. Одни задания покажутся тебе легкими, другие - трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным. Желаем успеха!




Статья Оценка качества образовательных достижений учащихся по предмету Окружающий мир





Статья Оценка качества образовательных достижений учащихся по предмету Окружающий мир







Статья Оценка качества образовательных достижений учащихся по предмету Окружающий мир





Статья Оценка качества образовательных достижений учащихся по предмету Окружающий мир






Статья Оценка качества образовательных достижений учащихся по предмету Окружающий мир







Статья Оценка качества образовательных достижений учащихся по предмету Окружающий мир










Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы


Номер задания


Правильный ответ (решение)


Вариант №1

Максимальная

отметка

1.1

Н

Ответ: зачёркнута фраза «На карте изображены события времён Древней Руси»


4

1.2

П

Ответ: обведена фраза «Из легенды карты видно, что война была с фашистами»


4

1.3

П

Ответ: выбрано и подписано в указанном месте название карты «Великая Отечественная война 1941-1945 годы»


Название отмечено верно - 4

Название отмечено и подписано как заголовок карты - 5


5

2.1

Н

Ответ: отмечен знаком «+» вариант «Государство устанавливает законы, которые нельзя нарушать»


Отмечен знаком «+» один правильный вариант ответа - 4

Отмечены знаком «+» два варианта ответа -3


4

2.2

П

Ответ: учеником верно сформулировано понятие «государство» и дано объяснение того, для чего государство необходимо


Выполнено оба условия в задании - 5

Выполнено только одно условие полностью, а второе - частично - 4

Выполнено одно условие -3


5

3.1

Ответ: на «реке времени» подписаны исторические времена в следующем порядке: «Древняя Русь», «Московское государство», «Времена Российской империи», «Времена СССР», «Современная Россия» (или «Российская Федерация».


Правильно подписаны все исторические периоды - 4

Допущены ошибки в порядке следования 1-2 периодов -3


4

3.2

Ответ: около каждого исторического периода в соответствующе рамке подписаны его отличительные признаки (известные личности, события, символы, памятники и т.д.)


Подписаны соответствующие рамки около каждого исторического периода, указан хотя бы один его отличительный признак, нет ошибок в перечислении отличительных признаков - 5

Подписаны соответствующие рамки около каждого исторического периода, указан хотя бы один его отличительный признак, в перечислении отличительных признаков присутствует не более двух несоответствий - 4

Подписаны соответствующие рамки около каждого исторического периода, не везде указан хотя бы один его отличительный признак, в перечислении отличительных признаков присутствует более двух несоответствий - 3



5

4.1

Ответ: правильно установлено взаимно однозначное соответствие (проведены стрелки от даты к участку «реки времени») между: 1242 годом и 13 веком, 1380 годом и 14 веком, 1914 годом и 20 веком, 1961 годом и 20 веком.


Все даты соединены с верным отрезком «реки времени», соединяются именно год и век - 4

Присутствует не более двух ошибок в несоответствии года и века, либо историческая дата соединена не с веком, а с историческим периодом (Например, «1380 год» и «Времена Московского государства») -3


4

4.2

Ответ: вписано одно значимое для истории России событие.

Вписанное событие имеет историческую значимость и присутствует объяснение этой значимости -5

Вписано значимое событие, но значимость не объясняется -4

Событие не имеет исторической значимости для РФ - 3

5
Для анализа результатов выполнения контрольной работы отметки заносятся в электронный Журнал «Школа 2100»
(school2100.ru/eresources/platform.php).




20

© 2010-2022