- Преподавателю
- Начальные классы
- Материалы по русскому языку на тему Буква Г
Материалы по русскому языку на тему Буква Г
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Роньшина О.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок « открытия новых знаний» знакомит учащихся 1 класса с новыми звуками и новой буквами Гг. Урок разработан на основе учебника « Русская азбука» В.Г. Горецкого. Это первый урок по данной теме. Работа на уроке позволяет учащимся научиться анализировать, обобщать, способствует развитию практических умений, развитию речи, умению работать сообща.
Тема: «Согласные звуки [ г ], [г' ] и буква их обозначающая Г, г».
Урок обучения грамоте, УМК «Школа России»
Цель: научиться писать заглавную букву Г, слоги с буквой Г Задачи:
- Формировать умение писать букву Г - Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой Г - Закреплять написание изученных букв - Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; - Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать - Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; - Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества Тип урока: Открытие новых знаний Форма: В уроке использованы элементы современных педагогических технологий: - личностно - ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо) - проблемное обучение (частично - поисковый) - здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки) Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному. Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. Планируемые результаты Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - удерживать цель деятельности до получения её результата; - планировать решение учебной задачи; - выполнять последовательность необходимых операций; - анализировать написание буквы в соответствии с эталоном; - находить общие элементы в буквах; - конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки; - находить правильно написанную букву; - анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - ориентироваться в прописи; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им; Личностные УУД: - проявлять интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении
Тип урока: урок «открытия» нового знания (в системе деятельностного подхода).
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.
Оборудование: , презентация, картинки с гномами, карточки-сундучки, карточки с буквами (ЗНАНИЯ!), картинка ларца.
Ход урока.
Оргмомент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души-
До чего ж вы хороши!
Я всем вам желаю хорошего настроения и успехов в работе.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествия в волшебный, сказочный лес. Ребята, скажите какое сейчас время года? ( Осень)
Как красиво в лесу! На деревьях разноцветные листья, они плавно падают на землю. Учитель: Ребята, послушайте замечательную музыку композитора Шопена «Мелодия осени» (Слайд с осенней природой, звуки леса)
Слайд 2
Учитель: -Давайте приоткроем дверь в сказку и узнаем, какой герой нас там ожидает?
Учитель: Задание: прочитайте зашифрованное слово. Каждой букве соответствует своя цифра. Поставьте их в порядке возрастания.. ( МОНГ) (ГНОМ)
Выполнение задания.
- Кто такие гномы? - ( ответы детей ) Маленькие человечки , которые живут в лесном царстве ,- . Ходят они по узким тропинкам, фонарями освещая себе путь. Плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу. )
Учитель: Какие сказки о гномах вы читали? ( Белоснежка и семь гномов.)
Учитель: - Посмотрите, какие весёлые гномы пришли к нам на урок.
- Ребята, а кто помнит как звали гномов в сказке? (Док, Ворчун, Тихоня, Соня, Чихун)
Учитель: Какой первый звук вы слышите в слове "Гном"? [г]
Учитель: - Посмотрите, какие красивые цветы растут на полянке!
А знаете как они называются? ( Розы, георгины)
- Назовите первый звук в слове георгины. [г']
Кто догадался какая тема нашего урока? ( сегодня мы будем изучать звуки [г]- [г'] ) и познакомимся с буквой Г.
Учитель: Да, ребята будем учиться читать слоги и слова с новой буквой.
Писать заглавную и строчную букву «г».
Учитель: - Сегодня мы с вами побываем «В гостях у гномов» и покажем, что мы знаем, чему научились, что умеем.
Слайд 5 -Вспомните, что хранили Гномы? Ответы детей
(1 ларец - золото, 2 ларец - алмазы, а что находится в 3 ларце вы узнаете позже- ? (дети не догадываются).
СЛАЙД
Учитель: -Ночью злая колдунья исполнила свой коварный план и похитила третий ларец с самым драгоценным в нем содержанием.
А чтобы вернуть его вы должны правильно выполнить все задания и получить буквы, которые помогут узнать, что храниться в 3- ем ларце.
Учитель: А в наш класс пришли Гоша и Гена друзья наших гномов.
Учитель: -Игра «Гласные и согласные» Пришли к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли. - Вдруг набежала туча, полил сильный дождь. Гном Гена раскрыл свой красный зонт, а Гоша синий . Буквы так испугались дождя, что забыли, под каким зонтом им надо прятаться. Давайте, ребята, поможем буквам. Какие буквы спрячем под красный зонтик? Под синий? (Ученики выполняют задание у доски) -----------------------------------------------
Учитель: Ребята скажите ,а чем отличается буква от звука? Ответы детей ( Звуки мы слышим и произносим) ( А буквы мы читаем и пишем. ) Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы спрятали буквы. Произносим звуки, которые под красным зонтом? Гласные звуки- а о у
Учитель: Почему? : -Гласные мы можем пропеть, они тянутся, при их произношении воздух и голос выходит свободно, не встречает преград, образуют слог. А теперь под синим?. согласные звуки ([м]- [м '] - обозначается буквой М- эм, [н ] - [н '] - обозначается буквой Н- эн, [т ] - [т '] - обозначается буквой Т- тэ. Учитель: Докажи, что эти звуки согласные? А согласные произносятся с голосом и шумом встречает преграду.
Учитель: Молодцы , вы хорошо справились с заданием . И каждый из вас получает по одной букве З, Н - эн Учитель: А мы прощаемся с Гошей и Геной и продолжаем наше путешествие. А пока мы идём, я хочу ещё раз напомнить, что звуки , [г ] - [г '] - обозначаются буквой Г- гэ.
-----------------------------------------------------------------
3.Изучение нового материала.
Учитель: Послушайте , как говорит мудрый гном о букве Г. Внимание на экран
Учитель: --Какие новые слова на букву Г вы услышали? Ответы детей
Учитель:
-Давайте, ребята попробуем смоделировать букву Г ? ( из палочек выложить букву)
Учитель: Где мы её можем увидеть печатную букву Г? ( в книгах, газетах.)
Учитель: Ребята, давайте дадим характеристику нашему звуку [г ] - [г '] . Какой он у нас гласный или согласный? ( согласный ) Какой согласный звук г ? (звонкий или глухой). Почему? Парный или непарный? ( Парный г- к)
--------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ 2 Учитель: Мы возвращаемся в лес и встречает нас гном Док, он волшебник. 1 2 3- чудо произойди!!! Ребята , смотрите вы превратились в сказочных зверей. Учитель: Сейчас я буду перечислять названия животных: если вы услышите звуки ([г] хлопните в ладошки. Волки,, тигр, лебедь, голубь, пингвин, енот.
Учитель: - Молодцы! Гномик Док восхищается вами дарят вам ёщё одну букву А --------------------------------------------------------------------------
Учитель: Гномик Тихоня предлагает свое задание. Он хотел бы посмотреть, как вы умеете писать заглавную и строчную букву Г и читать слова с этой буквой.
Учитель: Итак внимание на экран. ( у нас есть 2 строки рабочая и добавочная строка. Начинаем писать чуть выше рабочей строки , ведём наклонную линию сверху вниз с закруглением влево. Пишем второй элемент с середины доб. строки делаем закругление и ведём прямую линию слева направо.
Написание буквы Учитель: _Ребята, давайте пропишем заглавную букву «Г» в воздухе (1 и 2). _А теперь напишем на ладошке строчную букву «г» Учитель: Ребята, откройте тетради и запишите на рабочей строке заглавную букву «Г»,и строчную «г
- Прежде чем мы приступим к чистописанию, гном напомнит нам правила при письме.
Я тетрадочку открою.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Учитель:
Подчеркните каллиграфически правильно написанную букву.
Учитель:
- Букве одной скучно жить, Ей нужны друзья
-Гном предлагает нам подружить букву Г с другими буквами.
Речевая гимнастика
Учитель: Но прежде чем прочитать слоги,
я предлагаю упражнение на развитие артикуляционного аппарата
-
-«улыбка»- широко растягиваем губы в улыбке;,3
-
-«вкусная конфетка»- языком толкаем щёки по очереди, рот закрыт;
-
-«зубная щётка»- языком совершаем круговые движения по зубам, рот закрыт;
Итак, внимание на экран . Учитель:
-Буквы подружились и получились слоги. Учитель: Давайте их прочитаем (чтение по цепочке, хором)
Учитель: За хорошее прочтение слогов Гномик Тихоня дарит вам букву Н - эн
Учитель: А мы продолжаем путешествие, смотрите какая красивая радуга на лесной полянке.
СЛАЙД - РАДУГА
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака,
Проведет он физкультминутку,
Всем понравится она.
Учитель: Гном Весельчак восхищается вами. Вы здорово сделали зарядку!
Учитель: А мы продолжаем наше путешествие. Ребята, вы знаете, что гномы очень дружные, они никогда не оставляют никого в беде, всегда и всем приходят на помощь. Смотрите, кто- то кричит! Поможем?
Видео - Пингвины
Учитель: Посадите пингвинов в зависимости от мягкости и твёрдости звука на льдину или в сугроб.
Внимание на экран. (Дети выполняют)
Учитель; Пингвины благодарят Вас за оказанную помощь. Вы замечательные, дружные ребята.
Учитель: А мы продолжаем наше путешествие в сказочный лес. Учитель: Ребята, нас ждёт самый интересный момент нашего урока, Вы будете настоящими исследователями в лесу . Вы должны правильно подобрать схемы к словам.
СЛАЙД -Схемы
Учитель Итак, внимание на экран. Дети выполняют
Учитель: Гномик Простак очень рад, что на его пути встретились такие замечательные, умные ребята . И даёт вам подсказку букву И. И скоро мы узнаем, что же находиться в 3 ларце.
Учитель: Ребята, смотрите гном держит число 1 1 9. Назовите числа. Трехзначное число вы не знаете. Где вы видели такие числа? ( В математике, в учебнике)
Работа с учебником Учитель: -Откройте учебник на странице 119. (Показать детям).
- Чтение текста - учителем. Дети следят по учебнику
Учитель: Сколько предложений в этом тексте? ( 5)
Учитель: - О ком говорится в тексте? Гале и Гене
Что они собирали? Грибы
- Какие грибы собрала Галя? Ответы детей
- А Гена? Ответы детей Учитель: И на самом деле в природе грибов огромное количество. Встречаются самые разнообразные грибы. Учитель: - Скажите, какие грибы вы знаете? Ответы детей ( съедобные и несъедобные) - Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Прежде чем собирать грибы вы должны очень хорошо разбираться в грибах.
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А мы продолжаем наше путешествие.
Учитель: А вот и гномик-. Соня. Его задание следующее: Задание в парах. У вас на партах лежат жёлтые грибочки, а на них написаны разные буквы. Ваша задача найти букву Г и обвести простым карандашом: на это задание вам 1 минутка. Дети выполняют.
Учитель - Закончили. А теперь поменяйтесь грибочками и проверьте работу соседа по парте. Если всё сделано правильно - нарисуйте на грибочке солнышко жёлтым карандашом. Учитель: Гномик Соня восхищён вами и дарит последнюю букву Я
Учитель: -Гномы и вы получили самое большое сокровище.
-Что же хранили Гномы в третьем ларце?
Вы узнаете если правильно соберёте слово. Дети составляют слово
- Какое слово можно составить из букв? (ЗНАНИЯ)
Что же хранилось в третьем ларце?! Дети выходят с буквами
Учитель: - Гномы передали пословицу
«Знания обретешь - нигде не пропадешь»
Учитель: Ребята, знание- это самое большое богатство для человека
( - Гномы говорят вам спасибо и возвращаются в свою сказку.
Итог урока
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Пора подводить итоги
Учитель:- С какой новой буквой познакомились?
- Что вы можете о ней рассказать?
- Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости - [К], обозначает звуки - [Г], [Г']. Учитель: Ребята, вам понравилось путешествовать? Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку. Никита , почему ты оценил себя на 4? Молодец, ты поступил честно.
Учитель:- Мне очень понравилось, как вы работали. Все вы были молодцы!
Рефлексия. Учитель:- На доске солнечная поляна в лесу. На ней сейчас благодаря вам вырастут грибы. Если вам на уроке было всё понятно, всё интересно, вам понравилось работать, то пусть на полянке вырастет ваш грибок. А если нет, то грибок останется у вас.
Учитель: Ребята, наше путешествие и подошло к концу. Мы выполнили все задания гномов. А мне очень понравилось, как вы работали. Все вы были молодцы!
И в заключении хотелось вам пожелать, что бы вы были умными и добрыми, , дружными, никогда не теряли веру в удачу, и на вашем пути встречались верные друзья. Вы замечательные и очень талантливые ребята.
Урок закончен! Спасибо вам ребята за урок!
Гномы дарят песню про друзей. Послушайте её.