- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация к уроку на тему С. Козлов Красота
Презентация к уроку на тему С. Козлов Красота
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Динер С.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7
Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса
На тему «С.Козлов «Красота». Поход в Музейный Дом А.Дюрер «Травы»
( УМК «Перспективная начальная школа») Цель урока: организовать работу учащихся по ознакомлению с рассказом С.Козлова «Красота» и картиной А.Дюрера «Травы» Метапредметные задачи урока:
- Познавательные
- создать условия по ознакомлению с понятием «красота», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. - организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Ход урока
-
Орг. Момент
- Добрый день, уважаемые наши гости, ребята, поприветствуйте гостей. Если в доме гость, то значит праздник! И сегодня я предлагаю устроить праздник знаний. Для этого всё есть: хорошая погода, мы все вместе, гости с нами. Вы готовы помогать друг другу? Улыбнитесь и скажите хорошие, добрые слова, пожелайте успехов.
-
Актуализация знаний. Постановка целей.
- Чтобы узнать тему урока, вам надо отгадать кроссворд, а для этого нужно вспомнить всё, что вы узнали, прочитали по теме…, напомните тему раздела («В гостях у барсука»)
Разгадывание кроссворда. (Слайд 1)
А) Короткие стихотворения из трёх строчек (хокку или хайку);
2) Гостеприимный хозяин Чайного домика(барсук);
3) Фамилия переводчицы с японского языка, благодаря которой мы узнали такие замечательные сказки (Маркова), если забыли, то найдите информацию в учебнике. Перечислите название этих сказок («Барсук-любитель стихов», «Луна на ветке»);
4) Автор хокку «Вот выплыла луна…» (Исса);
5) Страна Восходящего Солнца (Япония), какая информация об этой стране вас удивила?
6) Как называют того, кто умеет создавать и ценить всё прекрасное (поэт);
7) Секрет, который открыл героям гостеприимный хозяин Чайного домика (любование). Чем японцы любят любоваться? (Красный и жёлтый японский клён, сакура, луна и т.д.) (Слайд 2-5)
- А вот если бы была выставка картин, вы на какую тему поместили бы эти картины? «Прекрасное, красивые картины, чудесные картины и т. д.)
- Кто уже догадался, о чём на уроке у нас пойдёт речь? ( по вертикали слово «Красота»)
- Сегодня на уроке это слово будет ключевое, главное.
Прочитайте тему урока, которое получилось в результате правильного отгадывания кроссворда в выделенной строке. (Слайд 6)
Красота
- Что вы хотели бы узнать по этой теме? Чем бы вы хотели пополнить наш «рюкзак» знаний?
- Мы продолжим беседовать о красоте природы, будем учиться подмечать, понимать, любить природу, всматриваться, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.
- Что же такое по вашему - красота?
- Поделитесь вашими мыслями в паре.
- Кто желает поделиться с нами?
Невозможно дать четкое определение этому понятию. Для каждого человека красота заключается в разных вещах. Для кого-то это бриллиантовая россыпь, для кого-то нитка - жемчуга, ветка сакуры или целое дерево цветущей сливы, весенний рассвет или звездная летняя полночь…
- А для каждого из вас, что такое красота?
- Произнесите медленно это слово. Какие ассоциации у вас возникли? - Что вы представляете, когда слышите это слово?
Мне, ребята, очень понравились слова Наталии Александровны Чураковой, автора нашего учебника, и я хотела бы поделиться с вами.
- Красота - это то, что вокруг нас,
необходимо её обнаружить. (Слайд 7)
- Как вы понимаете, слова Наталии Александровны?
- В конце урока, мы вернёмся к эпиграфу и ещё раз обсудим.
- А поможет нам понять тему урока произведение на стр.111. Прочитайте имя и фамилию автора и название.
- Знаком ли вам автор?
- Что вы о нём знаете?
(Слайд 8)
Сергей Григорьевич Козлов посвящал свои рассказы красоте природы. Он считал, что красоту можно увидеть во всём том, что находится рядом: справа, слева, сверху, под ногами везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем. Среди героев нет явных злодеев, а есть чуткие к красоте Медвежонок, Заяц, Ёжик, которые жадно впитывают впечатления, запоминают мельчайшие подробности. Между ними царит дружба и взаимопонимание.
- Посмотрите на значок, прежде, чем начать знакомство с произведением, куда нужно обратиться за помощью? (толковый словарь)
Давайте, договоримся так. В начале мы прочитаем произведение и попробуем сами понять значение, а потом обратимся к толковому словарю и сверим, правильно ли мы поняли.
- Сейчас мы познакомимся с содержанием этого произведения. И я попрошу вас определить жанр.
III Первичное восприятие:
Чтение по ролям.
IV Анализ
- Поделитесь в парах своими мыслями, чувствами об услышанном.
- Кто желает поделиться с нами? К какому жанру отнесём это произведение? (вид сказки - сказка о животных)
Работаем с текстом.
- Почему всё запело, застрекотало, зазвенело? (прилетел тёплый ветер)
- Что он сделал? (обнял своими широкими крыльями весь лес)
- Как вы поняли смысл этих слов?
- Что необычного в этих словах? ( о ветре говорится как о живом)
- Какое выразительное средство языка использовал автор? (олицетворение)
- Как вели себя звери?
- Что необычного предложил Медвежонок?
- Кто поддержал Медвежонка?
- Как решили распорядиться ветками Медвежонок и Ёжик?
- В чём же Медвежонок и Ёжик увидели красоту?
- Как вы думаете, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках? (Увидеть красоту в голых прутиках сложнее, поэтому и не понравилось Зайцу, что Медвежонок и Ёжик несут домой прутики)
- отличается ли Ёжик по характеру от Медвежонка? Чем?
(Медвежонок активный, деятельный, разговорчивый, именно он предложил набрать веточек. Ёжик молчаливый, вдумчивый, именно он говорит о ветке, что «Это - красота»)
- Кого бы ты назвал в этой истории - поэтом? (В этой истории я бы назвал поэтом Медвежонка, потому что он в обычной ветке увидел красоту. Он подметил: « Знаешь, как красиво!»)
- А ещё кого? (А ещё - Ёжика. Он тоже хотел поставить на окно и любоваться. Ёжик сказал: «Это - красота! Разве не видишь?»)
- Прочитайте отрывки, выделенные в желтой рамке. Почему они выделены одним цветом? (поэтический взгляд на мир)
- какая черта характера позволила Медвежонку и Ёжику разглядеть красоту?(наблюдательность)
- Свою наблюдательность человек может развивать, и постепенно перед ним откроется множество интересных и замечательных явлений. Наблюдательность воспитывает также неравнодушие к окружающему миру и как следствие доброту и восхищение совершенством всего того, что существует в природе.
- Теперь ты понимаешь, что такое красота - в простом?
- Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает?
- А какому герою красота не доступна?
- Как вы думаете, заяц научится видеть красоту?
- Зачитаем отрывки в синих рамках.
- Почему автор их выделил? (Они лишены фантазии)
- Просмотрите фразы Зайца. Возможно, есть какая-то необычная фраза? («Красота! Вон её сколько, этой красоты!»)
- Какое чувство переполняет Зайца?
- Значит, он видит красоту?
- Создавая образ красоты, автор ещё использовал выразительное средство языка - это контраст.
- В чём он выражается? (С одной стороны, голые ветки, на которых один-два листочка, - это символ пробуждения природы, а с другой стороны - зимнее небо - символ покоя и сна природы).
V Физкультминутка (Слайд 9)
- Догадайтесь, почему под физкультминутку, я вам приготовила песенку черепахи и львёнка? (Написал С. Козлов)
VII Поход в Музейный Дом.
- Посмотрите на значок. Куда мы сейчас отправимся?
- Давайте сядем удобнее, возьмём необходимые инструменты (лупа, рамка).
- Какую картину найдём в "Музейном Доме". (Картину Альбрехта Дюрера "Травы")
Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.
- Какие растения вы узнали?
(Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; осоку, узкие, тончайшие и длинные листочки которой напоминают лук.)
- Почему вы их узнали? (есть в нашей местности)
- Найдите метёлку лугового мятлика. (Его мелкие цветочки прячутся в колосках.) Есть даже детская игра, когда пальчиками собирают метёлку в один пучок, отгадывая, петушок это или курочка, если кто - то не знает такой игры, то спросите у старших.
- Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили верный фрагмент? (Слайд 10)
- А вырезной лист одуванчика замечаешь? (Его трубочки-стебельки желтоватые, словно резиновые, с тугими отцветшими головками. В трубочках клейкое молочко.)
- Рассмотрите их с помощью лупы. (Слайд 11)
- А мясистые листья подорожника тебе знакомы? (Листья подорожника я знаю, наша соседка всегда прикладывает на рану. Подорожник ещё возле нашего дома растёт)
- Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили верный фрагмент? (Слайд 12)
- А узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться?
(Узнала я, такое было, что я летом резала свои пальцы )
- Рассмотрите их с помощью лупы. (Слайд 13)
- А запахи? Запахи разнотравья середины лета представляете?
- Закройте глазки и попробуйте представить летний луг с его разнотравьем и чудесными запахами.
- Чем же привлекли внимание художника эти травы? (Слайд 14)
- Ведь этот кусочек природы скорее невзрачный, чем привлекательный?
- Молодцы!
- Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы?
-Что хотел показать нам художник?
(красоту природы)
- Над чем заставляют задуматься эти репродукции?
(О бережном отношении к природе.)
- Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла.
VIII Контроль и оценка
Я в начале урока сказала вам, что мы вернёмся к эпиграфу
(Слайд 15)
Что вам ещё хотелось бы сказать, поделиться мыслями, добавить?
- А какие произведения помогли нам глубже понять тему урока? -(сказка Козлова и картина Дюрера)
- Убедили ли нас авторы произведений, что всё вокруг таит в себе красоту? Но без чего красота не видна?
Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, счастливому человеку. Счастливыми бывают те люди, которые умеют подмечать красоту даже в самом простом. Да, их можно назвать поэтами они умеют ценить красоту. Наслаждаться красотой природы лучше вместе с друзьями, чем одному.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить работу по сериям картинок. На слайде изображены серии картинок, где явная красота, и где красоту трудно найти. Обсудите в парах, где труднее увидеть красоту, постарайтесь найти красоту там, где труднее. Желающие поделитесь с нами.
- Кто желает рассказать о красоте старого дома (он сам научился видеть красоту, т.к. много лет прожил на этом свете.)
- Красоту голой веточки?
- Красоту …..
- А кто бы себе сегодня поставил пятёрку за урок?
- А 4? Почему?
IX Итог. Рефлексия.
Подведём итог нашему уроку
- Что вы не знали, а теперь узнали?
- Что вам пригодится в жизни?
- Что ещё хотели бы узнать?
X Домашнее задание. (Слайд 16)
-
По пути домой постарайтесь найти необычное в обычном.
-
Уч. с. 111-114, по ролям;
-
П. т. с. 27, наизусть