Первичный отчёт по самообразованию Организация учебного процесса на основе требований ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первичный отчёт по самообразованию Организация учебного процесса на основе требований ФГОС НОО.

Первичный отчёт по самообразованию Варанкиной Любови Ивановны, учителя начальных классов МКОУ « Каменская основная общеобразовательная школа» Шумихинского района ,Курганской области.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Я выбрала тему в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Тема самообразования « Организация учебного процесса на основе требований ФГОС НОО» Сроки реализации: 2013-2017 год

Цель: повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом

Задачи: - создание условий для успешного учения (ситуации успеха); - активизация познавательной деятельности и интереса к предметам; - формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению; - формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки; - приобщать к поисковой и творческой деятельности; - создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке; - использование технологий проектной деятельности с целью формирования УУД; - разработка учебных, научно - методических и дидактических материалов; - совершенствование навыка владения ИКТ- компетентностью, как одного из необходимых условий введения ФГОС нового поколения.

Изучила достаточно литературы по данной теме:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство « Просвещение».

2. Примерная программа по учебным предметам. Издательство « Просвещение».

3. Планируемые результаты НОО. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б.

4. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий ( в 2 частях).

5. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А.Г

6. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс, 2 класс Логинова О.Б.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Смирнов Д.В.,Тимофеев В.А., Горский В.А

8. ООП НОО МКОУ « Каменская основная общеобразовательная школа»

и другие.

Посетила курсы повышения квалификации по введению ФГОС НОО:

«Стратегии обновления содержания начального общего образования в условиях внедрения ФГОС НОО», «Технология оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Для себя сделала следующие выводы:

Каковы особенности ФГОС начального общего образования? Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования.

Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Структура стандартов включает три группы требований:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования


С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Изменились требования и к написанию рабочих программ по ФГОС. Сначала планируется на 1-4 класс, а потом лдельно по каждому классу. Планируются результаты освоения программы, в содержание тем учебного курса вводятся после изучения каждой темы предметные результаты ( ученик научится, ученик получит возможность научиться), Эти же результаты прописываются и в календарно-тематическом планировании, материально - техническое обеспечение предмета пишется иначе. У меня составлены программы по всем предметам ( 1-4 класс).

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Реализация современных требований потребует от учителя начальной школы особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр. Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.

Проектно-исследовательская работа проводится по всем предметам, особенно много уроков по составлению проектов. В конце каждого урока - рефлексия. Готовясь к урокам составляется много презентаций.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

В школе работает МО, руководителем которого я являюсь. В 2013-2914 учебном году наша группа работала по теме « Системно-деятельностный подход- основа ФГОС второго поколения». По данной теме я провела открытый урок обучения грамоте и приготовить выступление по теме « Педагог-организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока ( ФГОС)», посетила открытые уроки коллег.

В 2014-2015 учебном году МО учителей начальных классов работает по теме «Проектная деятельность в начальной школе в свете ФГОС». По данной теме я провела открытый урок математики ( Проект. Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» и приготовила выступление по теме «Проектная деятельность в начальной школе в свете ФГОС», посетила уроки коллег по данной теме. Посещаю открытые уроки РМО учителей начальных классов. В 2013-2014 уч. году посетила урок по теме

« Современные приёмы и методы в обучении младших школьников на уроке» Учитель Прибылова Ирина Анатольевна, школа №1 г. Шумиха. В 2014-2015 уч. году посетила РМО по теме « Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности». Учитель Дядина Наталья Павловна, школа № 3 г. Шумиха.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать компьютер и начинает пользоваться им. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются, фото с цифрового аппарата используются в оформлении проектов и творческих работ: наклей фотографию дома, в которой ты живёшь; пример связи между объектами живой и неживой природы; показывающую удивительную красоту неба, удивительную красоту воды, удивительную красоту растений; фото своего любимого питомца; здание музея или интересного экспоната и другие.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. ( показать выполненные проекты: «Город букв», «Живая азбука», «Скороговорки», «Загадки», « Сказочные истории» и другие. Они планируются и проводятся по всем предметам.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

В 2013-2014 уч. году разработала программу кружка « Информатика в играх и задачах» и вела его в течении года; в 2014-2015 году работаю по программе « Волшебный мир оригами», связанный с уроками математики , информатики, технологии.В 2014 году с родителями организовали семейный клуб « Мы вместе», в 2014-2015 уч. году работа продолжается.

Все результаты учебной и внеклассной работы по ФГОС НОО оформляю в « Портфолио». ( показать портфолио, рассказать о всех разделах).

© 2010-2022