Урок ОРКСЭ «Добро и зло в православной традиции»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

(4-й класс)

Урок 9.

Тема: Добро и зло в православной традиции

Цели.

1-я линия развития личности: Анализировать понятия ценности, идеалы, духовность.

2-я линия развития личности: Ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и традиций культуры народов России: учить оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Беседа по изученному материалу. 1 2 3 1 2 1 2 3 5 2

- Отгадайте загадку, основанную на русских пословицах.

Человек без НЕЁ, что соловей без песни.

На чужой стороне ОНА милей вдвойне.

У народа один дом - ОНА.

Одна у человека мать, одна у него и ОНА.

Береги ЕЁ, как зеницу ока.

ОНА - мать, чужбина - мачеха. (Родина.)

- Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему вашего домашнего задания, поясните почему.

Если дружба велика,

дороже всякого богатства.

Если народ един,

дружбой сильны.

Народы нашей страны

будет Родина крепка.

Народное братство

Родина.

У народа один дом -

он непобедим.

Заслушиваются ответы детей, также устраивается в классе выставка детских проектных работ по теме.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

II. Подготовка к изучению главы 1. 1 2 1 2 3 1 2 3 5 - Просмотрите с. 28. Обсудите в парах и объясните своими словами, что хотели сказать авторы учебника, когда составляли её?

- Зачем ставить цели, составлять план? Зачем знать и понимать, чему мы будем учиться?

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. 1 2 3 1 2 1 2 3 5 1 2 Работа с текстом на с. 29 до чтения: - Откройте учебник на с. 29 и прочитайте тему нашего урока. «Добро и зло в православной традиции».
- Что означает слово традиция? (То, что передается из поколения в поколение, представление, привычки, деятельность.) - В толковом словаре Ожегова есть такое значение этого слова: «То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений». - Какой вопрос возникает? (Какое понятие добра и зла дает нам православие?) Вопросы и мнения детей принимаются без обсуждения. - Давайте обратимся к тексту на с. 29. Работа с текстом на с. 29 после чтения: - Как объясняется добро в православии? (помогает росту души человека; помогает другим людям; радует Бога) - Что такое зло? (то, что удаляет от этих добрых целей) - Какой синоним есть у зла? (грех) - Что такое грех? (недоброе чувство, мысль или дело; грех противоречит голосу совести)
- Можно ли сказать, что грех и преступление одно и то же? - Любое преступление - грех, но не каждый грех государство считает преступлением. - Кто же указывает человеку на грех? (совесть) -Какую работу выполняет совесть? Послушайте отрывок из хорошо всем известной песенки. Можно ли жить, согласно ей? Может ли просто «календарь закрыть этот лист»? - Что же делать, если совесть нам подсказывает, что мы совершили грех? - Как вы понимаете, что такое раскаяние? Мы говорили с вами об Адаме и Еве и их детях - добром Авеле и злом Каине, который из зависти и злобы убил Авеля. Так вот и раскаяние обозначает - перестать быть Каином, исправиться. 1-й шаг - согласиться с совестью. 2-й шаг - исправить ошибку. - Давайте посмотрим, как можно исправить ошибки. Украл - Солгал - Пожадничал - Сказал злое слово -

IV. Актуализация знаний.

1 2 3 1 2 1 2 1 2

Давайте вспомним стихотворение, которое мы читали в первом классе.

- Почему в начале стихотворения мальчик сильно огорчен? Что его мучает?

- Как он решает исправить свою ошибку? Почему он хочет так далеко уехать? Можно ли сказать, что он пытается убежать? А от кого он пытается убежать?

- Почему даже через много лет мальчик говорит, что он будет печальный?

- Какой подарок мальчик ждет на день рождения, которое наступит через много-много лет?

- Какой совет вы можете дать этому мальчику?

V. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1 2 1 2 1 2 3 1 2

Работа с текстом притчи «Какой волк победит?»

- Кто скажет, что такое притча?

Дети читают текст самостоятельно, ведя диалог с автором.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!

- Какими словами из темы нашего урока можно назвать этих волков?

- Как вы понимаете эту притчу? Какой волк победит?

VI. Выражение

решения проблемы.

1 2 3 1 2 1 2 1 2 С какими новыми понятиями мы работали? Что такое зло в православной традиции? Что помогает человеку увидеть злой поступок? Как можно его исправить?

VII. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Учитель предлагает учащимся решить жизненную ситуацию.

Ситуация. Ты очень спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках маленького ребёнка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет очень непросто самой открыть дверь подъезда.

- Как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком?

Заслушиваются мнения детей.

- А теперь попробуйте придумать другую похожую жизненную задачу.

Учащиеся предлагают свои ситуации и обсуждают их.

VIII. Домашнее задание.


- Выберите один из вариантов домашнего задания.

  1. Подбери пословицы разных народов России на тему добра и зла.
  2. Написать сочинение на одну из тем:
а) «Доброму сухари в пользу, а злому и мясо не впрок» б) «Злой человек как уголь: если не жжёт, то чернит» 3. Прочитать притчу о блудном сыне.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Проверка домашнего задания.

Отметить учеников, представивших проекты по теме.

Актуализация знаний.

Отметить учеников, верно сформулировавших понятия.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.

Выражение решения проблемы.

* Отметить учеников, наиболее полно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

* Отметить учеников, которые представляли работу группы, а также тех, кто выполнял задание самостоятельно.

Использованы материалы:

  1. school2100.ru/

  2. Сборник пословиц и поговорок

  3. open.az/novosti/raznye/141239-poznavatelnye-istorii.html

  4. Библия для детей

  5. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

  6. Э. Успенский «Голубой вагон»

© 2010-2022