Урок Отмена крепостного права в Российской империи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: Отмена крепостного права в Российской империи. ЦЕЛЬ: Раскрыть экономические и социально-политические предпосылки отмены крепостного права. Познакомить с основным содержанием реформы 1861г. Показать, что реформа проводилась крепостниками и потому была проведена в их интересах, за счёт ограбления крестьян и в то же время подчеркнуть, что реформа стала большим шагом вперёд по пути буржуазного развития России, способствовала экономическому прогрессу. Развивать умения и навыки работы с историческим документом. Составить текстовую таблицу.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: Тема, план урока, портрет Александра II, таблица, основные даты и термины (например: 19 февраля 1861г. - ликвидация крепостного права в Российской империи; манифест - торжественное письменное обращение верховной власти к населению; недоимка - долг крестьян перед государством).

ХОД УРОКА:

I. Орг. момент. Важнейшими событиями второй пол. XIX века, были целый ряд реформ в экономической и общественной жизни. Первую из этих реформ мы начали изучать на прошлом уроке. Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить причины, которые привели к необходимости отмены крепостного права, раскрыть сущность этой реформы и её значение.

II. Изучение нового материала.

Причины отмены крепостного права.

Сейчас мы будем анализировать исторический документ, вспомним материл прошлого урока и на основе этого выясним причины отмены крепостного права.

- Работа с документом (помещик В.Кошелев «О необходимости отмены крепостного права»): читать вслух документ по абзацам и подумать, на какие две группы эти причины можно разделить.

Чертим таблицу:

Причины отмены крепостного права.


Экономические причины

Социально-политические причины
  1. Крепостное право тормозит развитие сельского хозяйства.
  2. Слабое развитие товарно-денежных отношений.
  3. Необходимость использования
  4. наёмного труда в сельском хозяйстве и
  5. в промышленности.
  6. Россия отставала в экономическом развитии от стран Европы.
  1. Ухудшение положения крестьян.
  2. Рост недовольства крестьян помещиками.
  3. Стремление крестьян быть
  4. свободными.
  5. Усиление общественного движения.
  6. Поражение России в «Крымской» войне.
  7. Недовольство политикой
правительства.

ВОПРОСЫ:

Почему страны Европы ушли вперёд в своём развитии?

Какие факты подтверждают рост антикрепостнического движения крестьян?

Назовите факты активизации общественного движения.

Как можно назвать ситуацию, которая сложилась в России в нач. 60-х гг. (революционная ситуация)?


Таким образом, необходимость реформы в Российской империи была вызвана как экономическими, так и социально-политическими причинами. Верхи не могли управлять по-старому, а низы не хотели жить по-старому. Это понимали помещики, царь Александр II и его окружение. «Лучше мы освободим крестьян сверху, нежели ждать, когда они сами освободят себя снизу». Реформа должна была предупредить революцию.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: К середине XIX века в России сложилась крайне напряжённая обстановка, которая грозила завершиться революционным взрывом и массовым крестьянским восстанием. Россия значительно отставала в экономическом и общественном развитии от Европы. На Западе уже шёл к завершению промышленный переворот, а Россия медленно переживала становление капиталистического уклада. В первой пол. XIX века, в условиях увеличения вывоза сельскохозяйственной продукции за рубеж и повышения спроса внутри страны, ускоряется освоение пахотных земель. Помещики уменьшают крестьянские наделы. Обезземеливание крестьян разоряло их хозяйство, что вело к снижению доходов самого помещика и гос. казны. Имения становились убыточными и помещики закладывали их. На развитие промышленности денег не хватало (1851г. - ж/д между Москвой и Петербургом). Не было рынка свободных рабочих рук, свободных капиталов для развития промышленности. Таким образом, промышленность, сельское хозяйство, торговля достигли того максимального уровня, который возможен при феодализме. И этот уровень оказался чрезвычайно низким. Феодально-крепостнический строй обнаружил свою полную непригодность в новых экономических условиях. Общественное недовольство в стране нарастало, правительство критиковали в дворянских салонах, помещики спорили о возможности реформ. Часть дворян, которые приспособились к новым отношениям и видела в крепостничестве позорное явление, демонстрировала желание решить крестьянский вопрос «звать Русь к топору». Поражение в «Крымской» войне показало, как далеко ушли страны, где произошёл промышленный переворот (паровой флот, нарезное оружие, развитые коммуникации и т.д.). Угроза превращения России во второстепенную европейскую державу требовала коренных преобразований, которые должны были затронуть все стороны жизни России, исходить из принципов личной свободы граждан и рыночных отношений. Новое правительство, пришедшее к власти после смерти Николая I в 1855 году, вынуждено было начать реформы.
Подготовка реформы. Рассказ учителя. Первым шагом на пути реформ стала ликвидация крепостничества. Отмена крепостного права связана с именем царя-реформатора Александра II. Это довольно прогрессивная личность. Судьба его была трагичной. 1 марта 1881 года революционеры-народовольцы убили его, когда он возвращался в Зимний дворец. В своих взглядах Александр II не мог выйти за пределы интересов дворянского класса, к которому он принадлежал. Над проектом реформы работал государственный «Главный Комитет по крестьянскому делу». По указанию правительства в губерниях были созданы Дворянские Губернские комитеты по подготовке крестьянской реформы. Развернулась борьба между группировками помещиков. Русские помещики готовы были передать крестьянам, причём в обязательном порядке, большую часть земли, только бы за неё заплатили. Большинство же украинских помещиков держалось за землю и желало оставить её себе как можно больше. ВОПРОС: Как вы думаете - почему? Только некоторые помещики (Василий Тарновский, Григорий Галаган) отстаивали освобождение крестьян с землёй. Отдельное место занимал проект статистика-экономиста Дмитрия Журавского, который был сторонником отмены крепостного права, хотя считал нужным сохранить помещичьи имения, однако требовал, чтобы свою землю крестьяне получали в частную собственность и без выкупа. После детальной проработки предложений был подготовлен обобщающий документ «Положение о крестьянах» и Манифест, который подписал 19 февраля 1861г. Александр II. Кроме общего Положения, определявшего главные принципы крестьянской реформы для всей империи, были разработаны местные Положения для отдельных районов, в т.ч. и три - для Украины. Положение касалось двух главнейших вопросов: личной зависимости крестьян от помещиков и земельных отношений.

Сущность реформы 1861г.

ЗАДАНИЕ №1: Реформа 1861г. в исторической литературе долгое время оценивалась как великая и как дар царя. После того, как мы рассмотрим содержание реформы, выскажите своё мнение. Согласны вы с этой оценкой или нет. Почему?


ЗАДАНИЕ №2: Сейчас мы будем составлять текстовую таблицу. Подумайте, из каких двух колонок она должна состоять? (Подсказка: реформа проводилась крепостниками-помещиками, но не проводить её они не могли, иначе был бы революционный взрыв).
год Название реформы Буржуазные черты Крепостнические пережитки 1861


Отмена крепостного права Личная свобода, крестьяне могут иметь частную собственность, наделены землёй. Крестьяне - низшее сословие, маленькие наделы, земля худшего качества, сохраняется помещичье землевладение, «отрезки», временнообязанное состояние, выкуп земли зависел от помещика (выкупная цена превышала рыночную почти в 4 раза), сохранение сельской общины.
Я буду раскрывать сущность этой реформы, а вы постарайтесь заполнить третью и четвёртую колонки. Записи должны быть краткими и точными. В конце урока - проверка. ВОПРОС: В каком положении пребывали крестьяне до отмены крепостного права? (Лично несвободные). После реформы крестьяне получили ряд гражданских прав, личностных и имущественных. Помещик потерял права на них. Крестьяне стали лично свободными, получили право заниматься торговлей, работать по найму в промышленности, владеть собственностью, заключать различные договора как с частными лицами, так и с государственными учреждениями. Возникли условия для превращения рабочей силы в товар. Крестьяне могли переходить в другие сословия, поступать в учебные заведения, на службу. Крестьяне стали свободными, но оставались низшим сословием. Что это значит? Выплачивали подушный налог, отбывали рекрутчину, до 1904 года не были освобождены от физических наказаний. В течение 10 лет после реформы они не могли оставить село, т.к. необходимо было расплатиться с помещиком. Слово «свобода» иногда пугало крестьян. Они не могли представить жизнь без барина «На кого ты нас оставляешь, барин!», восклицали крестьяне, когда им читали Манифест. От них требовалась инициатива, сами они должны были строить свою жизнь, но к этому готовы были далеко не все. Обратите внимание: очень выразительно передаёт эту мысль рисунок на странице 145. ВОПРОС: Какие вы можете назвать буржуазные черты и крепостнические пережитки? Мы говорили, что помещики по реформе должны были дать крестьянам землю (наделы). Сейчас вы прочтёте самостоятельно пункт 3 и продолжите заполнять таблицу. В результате реформы 30000 помещиков владели 95 млн. десятин земли, а 20 млн. крестьян - 116 млн. десятин. «Поле такое, что курице негде лапой ступить»; «Дожились до того, что хоть посреди хаты пахай!» (5 - 6 и даже 2 десятины на надел, 1 дес. - 1,09 га.). Для того, чтобы стать собственниками своей земли и превратиться в мелких свободных хозяев, крестьяне должны были уплатить выкуп. Размеры выкупа значительно превосходили стоимость полученной крестьянами земли. В Украине до 1906 года, когда выкупные платежи прекратились, помещики получили за землю, переданную крестьянам 382 млн. рублей, в то время, как её рыночная стоимость составляла 128 млн. рублей (в Украине выкупная цена превысила рыночную в 4 раза), т.е. фактически получалось, что крестьяне выкупали не только землю, но и личную свободу. Приусадебный участок крестьянин мог выкупить в любое время, если не имел недоимок, а полевой надел он выкупить мог только по согласию помещика. Немногие крестьяне могли оплатить сразу всю сумму выкупа. Сразу крестьяне должны были выплатить 20% общей суммы выкупа, а 80% платило государство помещикам за крестьян, но крестьяне потом, в течение 49 лет, должны были вернуть государству этот долг с процентами, т.е. государство позаботилось о том, чтобы помещики смогли бы без больших затрат со своей стороны перевести хозяйство на буржуазные рельсы. А крестьяне не смогли своё хозяйство перестроить, т.к. доходы их шли не в собственное хозяйство, а на уплату выкупа и налогов. В США крестьянство получило землю бесплатно, огромные участки до 60 га. Это произошло в результате Американской буржуазной революции в XVIII веке. Важной частью реформы стало укрепление крестьянской общины. Земля, которую крестьяне получили в надел, не была их собственной. Она находилась в коллективной собственности общины. Земля не могла быть продана, ведение хозяйства регулировалось коллективом. Это был традиционный уклад русской деревни. С помощью общины крестьяне защищались от голода, стихийных бедствий, помещиков. Связанные круговой порукой, крестьяне обеспечивали сбор налогов, выкупных платежей. Если бы не община, понадобилась бы целая армия чиновников для управления деревней. Выход из общины был очень затруднён. ВОПРОС: Как вы думаете, то, что после реформы укреплялась община - это феодальный пережиток, или буржуазная черта? Сельская община существовала до 1910 года и была уничтожена только следующей крестьянской реформой Столыпина, о которой мы будем говорить немного позже.
III. Закрепление изученного материала. Подведение итогов. ВОПРОС №1: В чьих интересах проводилась реформа? Посмотрите на таблицу и сделайте выводы. ВОПРОС №2: Что можно сказать относительно дальнейшего развития России? Конечно, реформа создала условия для экономического развития по пути капитализма, но т.к. реформу проводили крепостники, то она была половинчатая, непоследовательная, и крепостнические пережитки будут постоянно тормозить движение вперёд. Это одна из причин, что Россия будет намного и надолго отставать в своём развитии от передовых стран. ВОПРОС №3: Вспомните задание, которое вы получили вначале урока. Какой можно сделать вывод? ВЫВОД: Реформа проведена в интересах крепостников, являлась грабительской и нечего было крестьянам благодарить «благодетелей». (карикатура «Волк и овцы»). Мы говорили, в основном, об освобождении помещичьих крестьян, но были ещё государственные крестьяне. Например, в Украине их было более 1/3 всего крестьянства. Часть из них - казаки Черниговской, Полтавской губерний, колонисты степной Украины были владельцами своей земли. У них были некоторые экономические льготы, их хозяйства напоминали фермерские. В 1866 году, в собственность госкрестьян перешли дополнительные земельные массивы. Эти наделы были больше наделов бывших крепостных, а платежи для них были меньшие, т.е. они оказались в несколько лучшем положении. Теперь наша задача сделать общий вывод по теме: Несмотря на ограниченность и половинчатость реформы, её проведение улучшило жизнь крестьянства и способствовало экономическому и социально-политическому развитию страны. Этой реформой самодержавию удалось ликвидировать революционную ситуацию. Крепостное право отменили «сверху», а по отношению ко всем недовольным начались репрессии, но крестьянский вопрос не был решён до конца, и поэтому позже в России произойдёт всё же буржуазно-демократическая революция.
IV. Рефлексия. Оценки.
Домашнее задание: §19, вопросы на стр. 139, §20, вопросы на стр. 145. Работа с источниками 9стр. 145. Размышление - положительные и негативные стороны реформы.

© 2010-2022