КТП Олимпиады, конкурсы, викторины 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Руководитель: Е.И. Чирко Протокол № 1 от 29.08.2015г. Согласовано: Методический Совет Председатель МС: М.Г. Сайдалиева Протокол №1 от 30.08.2015г. Утверждаю: Директор МБОУ «Гимназия» №1: Э.В. Игошин Приказ № 277 от 02.09.2015г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Олимпиады, конкурсы, викторины»


2 «В» КЛАСС

на 2015 - 2016 учебный год












СОСТАВИЛА:

Антипина И.Н.

учитель начальных классов,












город Нижневартовск 2015г.

Внеурочная деятельность «Олимпиады, конкурсы, викторины»

Пояснительная записка

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Построение курса
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления;

- задания на развитие речи;

- задания на развитие кругозора
Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности курса
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие обще-учебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) принцип «от простого к сложному» - задания постепенно усложняются;
2) увеличение объема материала;
3) наращивание темпа выполнения заданий;
4) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результами курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов
- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Сроки реализации: Сентябрь 2015 - май 2016 года

Формы занятий:

1.Беседа.

2.Экскурсия.

3.Математический лабиринт.

4.Путешествие.

5.Конкурс.

6.Игры.

7.Блицтурнир.

8.Поиск.

9.Блицопрос.

10.Сочинение загадок.

11. Проект


Режим занятий Один раз в неделю - по 40 минут. Год - 34 часа

Предполагаемые результаты:

- повышение интеллектуального уровня учащихся;

- участие в школьных и городских олимпиадах, в международных конкурсах;

- повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.

Используемая литература:


  1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996

  2. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004

10. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

11. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

12. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
13. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство

"АРГО", 1996

14. Ресурсы сети интернет.




Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Конкурс стихов «Осень»

1

1-5.09

2

Викторина по стихам С. Михалкова

1

7-12.09

3

Викторина по рассказам Н. Носова

1

14-17.09

4

Викторина о космосе

1

21-26.09

5

Путешествие в звездное небо

1

28.09-3.10

6

Игра «Корень слова»

1

5-10.10

7

Орфографическое лото

1

12-17.10

8

Орфографическое лото

1

19-24.10

9

Метаграммы

1

2.10-7.11

10

Международная игра «Русский медвежонок»

1

9-14.11

11

Омонимы

1

16-21.11

12

Математический лабиринт

1

23-28.11

13

Математический лабиринт

1

30.11-5.12

14

Путешествие в страну «Геометрия»

1

7-12.12

15

Проект «Время»

1

14-19.12

16

Путешествие к «Деду Морозу»

1

21-26.12

17

Олимпиада по литературе

1

11-16.01.16

18

Олимпиада по русскому языку

1

18-23.01

19

Олимпиада по окружающему миру

1

25-30.01

20

Олимпиада по математике

1

1-6.02

21

Проект по теме «Вода»

1

8-13.02

22

Спичечный турнир

1

15-20.02

23

Международная игра «Кенгуру»

1

22-27.02

24

Проект по теме «Воздух»

1

29.02-5.03

25

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

1

7-12.03

26

КВН «Знатоки природы»

1

14-19.03

27

Составление кроссворда по рассказам В.Ю. Драгунского

1

4.04-9.04

28

Конкурс «Человек и природа»

1

11-16.04

29

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

1

18-23.04

30

Путешествие в ботанический сад»

1

2-30.04

31

Конкурс чтецов «День Победы»

1

2-7.05

32

Проект по теме «Группы животных»

1

9-14.05

33

Блицтурнир «Загадки лета»

1

16-21.05

34

Игра «Путешествие в лето»

1

23-28.05










© 2010-2022