- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочие программы 1 кл УМК Школа России 2015-2016
Рабочие программы 1 кл УМК Школа России 2015-2016
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Канаева Л.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Малышевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:
Руководитель ШМО
_________Бадашкеева Е.С.
Протокол № ____
от «___» __________2015г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
____________________ Шамшурина Г.К.
«___» __________2015г.
Утверждаю:
Директор школы
__________Ковальчук О.П.
Приказ № ____
от «___» __________2015г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
УМК «Школа России»
Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
для 1 «д» класса
Составитель:
учитель начальных классов
Канаева Л.А.
2015 - 2016 учебный год
Содержание учебной программы
-
Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета.
-
Место курса в учебном плане
-
Планируемые результаты освоения программы
-
Содержание учебного курса
-
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Календарно-тематическое планирование учебного материала
1. Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Русский язык - основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов. До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Введением в курс русского языка является обучение грамоте - интегрированный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения. Обучение грамоте направлено на формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
После обучения грамоте начинается освоение систематического курса «Русский язык».
2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» Ведущая идея настоящего курса - изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности. Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей. Познавательная цель предполагает: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; - открытие детям родного русского языка как предмета изучения; - формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих - звуках речи, слове, предложении. Социокультурная цель ориентирована на: - формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению; - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
3. Место курса «Русский язык» в учебном плане На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 ч. Содержание курса разработано на 560 ч, из них 50 ч отводится изучению русского языка в первом классе (5 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2-4 классах на изучение курса отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Планируемые результаты освоения программы
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определёние общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей - окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
Предметные результаты: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических); 5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета; 6) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объеме изученного); 7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; 9) способность проверять написанное.
5. Содержание учебного курса Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Интонация. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определёние парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определёние парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определёние качественной характеристики звука: гласный - согласных; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение (фонетическое выделение во фразе наиболее важного в смысловом отношении слова); эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове). Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определёние значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, устойчивых фразеологических оборотов, слов, пришедших в русский язык из других языков. Морфология. Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции. Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам. Синтаксис. Предложение как единица языка и речи. Предложение- слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:
- сочетания жи-ши ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетания чк-чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
6. Материально-техническое обеспечение Книгопечатная продукция В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. - М: Просвещение, 2011 В.П. Канакина Русский язык: рабочая тетрадь. - М: Просвещение, 2014 Технические средства обучения Мультимедийный проектор. Компьютер и МФУ. Экспозиционный экран Информационно-коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В.Г.Горецкого т др. и «Русский язык» В.П. Канакиной (СД)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата
НАША РЕЧЬ - 2 ч.
1 Язык и речь, их значение в жизни людей.
2 Русский язык - родной язык русского народа.
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ - 3 ч.
3 Текст (общее представление)
4 Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль
5 Диалог.
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч.
6 Слово. Роль слов в речи.
7 Слова-названия предметов, признаков предметов, предметов.
8 Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
9 Тематические группы слов.
10 Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. - 6 Ч.
11 Слово и слог.
12 Деление слов на слоги.
13 Перенос слов
14 Перенос слов. Правила переноса слов.
15 Ударение. Способы выделения ударения.
16 Зависимость значения слова от ударения.
ЗВУКИ И БУКВЫ - 34 Ч.
17 Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
18 Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов.
19 Русский алфавит. Значение алфавита.
20 Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями.
21 Гласные звуки
22 Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
23 Гласные звуки. Слова с буквой э. *Слово с непроверяемым написанием: деревня.
24 Ударные и безударные гласные звуки
25 Особенности проверяемых и проверочных слов.
26 Способы проверки безударной гласный.
27 Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного
28 Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»
29 Согласные звуки
30 Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными.
31 Согласные звуки Буквы Й и И *Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.
32 Твёрдые и мягкие согласные звуки
33 Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.
34 Твёрдые и мягкие согласные звуки *Слово с непроверяемым написанием: ребята
35 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
36 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
37 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
38 Согласные звонкие и глухие
39 Особенности проверяемых и проверочных слов.
40 Способы проверки парного по глухости-звонкости согласного звука *Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.
41 Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».
42 Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).
43 Шипящие согласные звуки *Слова с непроверяемым написанием: работа (работать). Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».
44 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
45 Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. *Слово с непроверяемым написанием: девочка.
46 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. *Слово с непроверяемым написанием: машина.
47 Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».
48 Шипящие согласные звуки Развитие речи.
49 Заглавная буква в имена собственных.
50 Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок - изученные правила письма).
9