- Преподавателю
- Начальные классы
- Инструкционно-технологическая карта для практического занятия тема занятия Кривая производственных возможностей
Инструкционно-технологическая карта для практического занятия тема занятия Кривая производственных возможностей
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бочинова О.Б. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Инструкционно-технологическая карта № 1
Для выполнения практического занятия по дисциплине
«Основы экономической теории»
ТЕМА: «Построение кривой производственных возможностей и анализ точек на кривой, внутри и вне нее»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
-
Научить строить производственные кривые
-
Научить анализировать точки на кривой, внутри и вне её
-
Систематизировать знания по теме «Проблема производственных возможностей и эффективности экономики»
-
Способствовать отработке навыков построения кривых возможностей
РАЗВИВАЮЩАЯ
-
продолжить формирование навыков групповой работы;
-
развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
-
развитие коммуникативных навыков;
-
воспитывать любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, деловитость, предприимчивость
-
воспитание информационной культуры;
ТИП УРОКА - урок закрепления знаний
ВИД УРОКА - практическое занятие
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - метод контроля и самоконтроля
ОБЕСПЕЧЕНИЕ - микрокалькуляторы, инструкционно-технологическая карта
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ - математика, информатика, история, экономика ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ - статистика, финансы, денежное обращение и кредит, маркетинг, цены и ценообразование, информационные технологии в профессиональной деятельности, экономика организации
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Кривая производственных возможностей и ее методологическое значение. Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности. Производственные возможности российской экономики
ЗНАТЬ Альтернативные издержки. Классификация кривых производственных возможностей. Классификация точек на КПВ
УМЕТЬ
Строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на кривой, внутри и вне нее.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Кривая производственных возможностей показывает комбинации максимальных объемов получаемых благ. Любая точка на КПВ называется эффективной: она представляет комбинацию благ, при которой невозможно увеличить производство одного блага без соответствующего сокращения производства другого.
Классификация точек на КПВ
- A - все ресурсы направлены для производства блага Y;
- B - эффективное производство, все ресурсы используются полностью;
- C - эффективное производство, все ресурсы используются полностью;
- D - все ресурсы направлены для производства блага X;
- F - не эффективное производство, не рациональное использование ресурсов. Увеличение одного блага может происходить при увеличении другого, производственные мощности экономической системы не загружены;
- E - недосягаемая для данной экономической системы.
Пути достижения до точки E: 1) интенсивный путь развития (НТП, повышение производительности); 2) экстенсивный путь развития(вовлечение дополнительных ресурсов);
нелинейная: выпуклая форма КПВ - закон возрастающих альтернативных издержек (увеличение производства предметов потребления на каждую следующую единицу требует сокращения средств производства на все большую величину).
линейная: увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну единицу второго блага. Полная взаимозаменяемости двух благ.
Построение кривой производственных возможностей Варианты построения кривой производственных возможностей.
- На рынке присутствует один экономический агент (фермер, строитель и т.п.). Для построения КПВ откладываем на соответствующих осях используемые ресурсы. Проводим прямую линию
- На рынке присутствуют два экономических агента (фермер, строитель и т.п.) Фермер №1 использует свою пашню для свеклы (20 ц) и моркови (60 ц). Фермер №2 использует свою пашню для свеклы (40 ц) и моркови (30 ц).
- Строим индивидуальные линии КВП в одних осях координат
-
Находим суммарные (совокупные) значения для свеклы (60 = 20 + 40) и моркови (90 = 30 + 60).
-
Находим альтернативные издержки для фермера №1: 60/20 = 3 ц моркови за 1 ц свеклы.
-
Находим альтернативные издержки для фермера №2: 30/40 = 3/4 ц моркови за 1 ц свеклы.
-
Находим минимальное значение 3/4. Следовательно, фермер №2 будет специализироваться на выращивании свеклы. Поэтому кривая совокупных производственных возможностей сначала имеет угол наклона, соответствующий издержкам фермера №2. Чертим от точки (0, 90) до точки (40,60). Когда возможности производства свеклы у фермера будут исчерпаны, оно начнет развертываться и у фермера №1. Поэтому в точке (40,60) кривая суммарных производственных возможностей изменит угол наклона: теперь он будет соответствовать альтернативным издержкам фермера №1.
-
Наносим на график точки (0,90), (40,60), (60,0). Соединяем данные точки.
Закон возрастающих альтернативных издержек Закон возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать все возрастающим количеством другого блага. Альтернативные (вмененные) издержки - это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага. Альтернативные издержки - ценность лучшего из худших альтернативных способов имеющихся благ (ресурсов). Движение от точки к точке на КПВ: B => C. Потребление блага X на dX, но теряем потребление блага Y на dY. dY / dX - альтернативные издержки производства 1 ед. балага X; dX / dY - альтернативные издержки производства 1 ед. балага Y;
Построение кривой производственных возможностей Варианты построения кривой производственных возможностей.
- На рынке присутствует один экономический агент (фермер, строитель и т.п.). Для построения КПВ откладываем на соответствующих осях используемые ресурсы. Проводим прямую линию.
- На рынке присутствуют два экономических агента (фермер, строитель и т.п.) .Фермер №1 использует свою пашню для свеклы (20 ц) и моркови (60 ц). Фермер №2 использует свою пашню для свеклы (40 ц) и моркови (30 ц).
- Находим максимальные значения для свеклы (60 = 20 + 40) и моркови (90 = 30 + 60).
- Наносим на график точки (0,90), (40,60), (60,0). Соединяем данные точки.
Задачи для самостоятельного решения Задача 1. Начертите кривую производственных возможностей экономики страны, производящей ежедневно 10 единиц товара Х или 20 единиц товара Y. В результате развития технологии производство товара Х увеличилось до 15 единиц. Что произойдет с кривой производственных возможностей? Задача 2. На острове живут 6 человек. Они собирают кокосы и черепаховые яйца. Один человек в день может собрать либо 20 кокосов, либо 15 яиц. Начертите КПВ экономики острова. Как изменится КПВ острова, если на остров будет завезена техники, которая позволит собирать 25 кокосов в день. Задача 3. Павлов, отказавшись от работы столяром за 1,2 млн. руб. и слесаря за 1 млн. руб. в год, поступил в колледж с годовой оплатой обучения 800 тыс. руб. Какова альтернативная стоимость его решения, если:
- государство обязалось компенсировать его учебу в размере 50%;
- Павлов одновременно подрабатывает в кафе и получает 200 тыс. руб. в месяц;
- одновременно с учебой он вынужден ходить на трехмесячные курсы с оплатой обучения 50 тыс. руб. в месяц.
- в отрасли производящей товар X, НТП позволит увеличить количество продуктов до 60 единиц;
- в отрасли, производящей товар Y, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество Y до 20 единиц;
- эти процессы произойдут в обеих отраслях?
Рис. 1. Кривая производственных возможностей.
Задача 5. Рассчитать альтернативные издержки производства одного трактора и одного миномета по данным табл. 1. Построить кривую производственных возможностей и показать выполнение закона возрастающих вмененных издержек.
Таблица 1
Варианты
Тракторы
Минометы
Альтернативная стоимость
1 трактор
1 миномет
A
6
0
B
5
10
C
4
19
D
3
27
E
2
34
F
1
40
G
0
45
Задача 6. На рис.2 изображена ЛПВ экономики; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.
А) Найдите точки на ЛПВ для следующих комбинаций этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:
-
60 кинокамер и 200 часов;
-
80 кинокамер и 60 часов;
-
35 кинокамер и 300 часов;
-
40 кинокамер и 300 часов;
-
250 кинокамер и 58 часов.
Рис. 2. Кривая производственных возможностей
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ
- Дайте определение потребности и сформулируйте закон возвышения потребностей.
- Дайте характеристику ресурсам
- Раскройте содержание трех основных вопросов экономики
- Что определяет кривая производственных возможностей?
- Почему мы считаем товары дефицитными?
Задание на дом
- Оформить отчет по практической работе
- Решите задачу
Продукт
а
б
в
г
Алюминий, кг.
5
7
6
5
3
4
1
2
Вазы
10
20
20
30
10
20
30
10