• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения по теме «Специфика авторской сказки. Её отличие от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»»

Урок литературного чтения по теме «Специфика авторской сказки. Её отличие от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения ( 2 класс, система Л.В. Занкова) Учитель: Шуклина Н.В. МОУ Игринская СОШ №2

Тип урока: Изучение новой темы.

Тема: Специфика авторской сказки. Её отличие от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь».

Цели:

  1. На материале авторской сказки Л.Петрушевской «Кот, который умел петь» помочь детям выявить специфику авторской сказки. Выявить современную актуальную проблематику сказки.

  2. Развивать мышление, воображение, фантазию, наблюдательность, речь учащихся.

  3. Воспитывать любовь к кошкам.

Оборудование: медиопроектор, фотографии кошек, изображение на листах ватмана двух котов( Кот в сапогах, кот из сказки Петрушевской), аудиозапись песни « Кот, который умел петь», видеозапись отрывка из мультфильма «Кот, который умел петь».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические указания

Организационный момент.

Прошла перемена. Услышан звонок. Пора поскорее начать нам урок.

Настраиваются на урок.

Цель: Организация внимания и внутренней готовности к работе на уроке.

Актуализа- ция знаний.



Объявление темы и цели урока.

-Когда я просыпаюсь, то первой мне желает «доброго утра» моя кошка Марфуша. Она громко мурлычет и трогает мое лицо лапкой. (слайд 1)

-А что такое забавное делают ваши кошки?

-А встречаются ли коты или кошки в сказках? 2 слайд

-Кому принадлежат эти слова: «Меня уверяли, что вы умеете превращаться в любого зверя…»

-«Если лиса придет звать в гости и станет кликать, не высовывай ей головушку, а то унесет тебя…»

-«Посадил меня мужик в мешок и понес в лес…»

-Назовите героя авторской сказки.

- Юные исследователи литературы, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной авторской сказкой, исследуем, в чем особенность этой сказки и использовал ли автор черты народной сказки.

-Откройте учебники и посмотрите с какой сказкой познакомимся. Догадались, о ком пойдет речь? Кто автор? Что знаете об этом авторе?

Рассказ о авторе подготовленного ученика 3 слайд В детстве Людмила Петрушевская жила среди книг и все время их читала. Ела - читала, шла по улице - читала. Ее мама с этим боролась, считая это болезнью. Она прятала книги и запрещала девочке читать. Но Людмила стала пропадать в библиотеке. Повзрослев, Людмила Петрушевская стала писать сказки и сценарии для театра, рисовать картины. (Автопортрет) 4 слайд

Посмотрев на автопортрет, что вы можете сказать о Людмиле Петрушевской? О её чертах характера. Почему?

Давайте предположим, какие по характеру произведения у этого автора?

Высказывания о забавных поступках своих кошек. (на доске выставка рисунков «Мой любимец» (домашнее задание)

Кот в сапогах.

Кот, петух и лиса

Котофей Иванович.

Кот в сапогах. Ш. Перро.

«Кот, который умел петь» . О коте. Людмила Петрушевская.

Высказывания учащихся.

-весёлые, с юмором, так как на портрете она веселая.

Цель: Актуализация знаний. Связать изученный материал с новой темой.

Развивать воображение, фантазию, наблюдательность, речь учащихся, воспитывать любовь к кошкам.

Форма работы: фронтальная беседа, эвристическая беседа

Рассказ об авторе.

Работа по новой теме.

Первичное восприятие сказки. -Ваши впечатления

-Что вы узнали о коте?

-Давайте придумаем имя нашему предприимчивому коту. Почему?

-Почему кот пошел на телевидение? Добился ли он своей цели? Какие трудности пришлось ему преодолеть?

Какие черты характера он проявил в достижении своей цели?

Чтение сказки учителем и сильными учениками. Ученики делятся впечатлениями от прочитанного.

Кот Мурлыка, Певец, кот Артист, Кот Певун. Читают доказательства из текста.

Упорство, настойчивость, хитрость, изобретательность, предприимчивость.

Цель: познакомить с произведением.

Развитие внимания, мышления.

Форма работы: фронтальная беседа. Виды чтения: выборочное чтение, чтение по ролям.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котенка, (наклоны туловища) Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища) Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Цель : снятие зрительного и мышечного напряжения.

Продолжение работы по новой теме.

-Давайте еще раз перечитаем, как кот хотел мирным путем обратить на себя внимание.

Чтобы мы прочитали, как настоящие артисты мы посмотрим отрывок из мультфильма. Слушайте внимательно, как озвучивают героев артисты. (Просмотр отрывка из мультфильма)

-Сравните кота Петрушевской с Котом в сапогах Ш. Перро. На доске, между двумя рисунками (Кот в сапогах, кот Л.Петрушевской) прикрепляются слова обозначающие сходства. А в чем их отличие? Давайте вспомним народные сказки. Кто такой герой сказки? Подсказка для начинающих исследователей: вспомни про решающую схватку с чудовищем в борьбе за невесту.

То же самое происходит и с нашим котом. Просто он очень современный кот, и в роли чудовища выступает телевидение и телевизионная вышка, в которой он сражается и которую побеждает. Какую награду получает наш кот? Награда - традиционная для героя: на улицу выходит любимая кошка, которая до этого сидела «в плену» у телевидения дома. Кем является Кот в сапогах Ш. Перро? Кто такой кот из сказки Петрушевской?

В чем же особенность кота из сказки Л. Петрушевской?

Просматривают фрагмент из одноименного мультфильма, готовятся к чтению по ролям в группах. Читают по ролям. (1-2 группы). Оценивают

Работа в парах. Находят сходства и отличия.

Герой - это тот, кто проходит трудные испытания и награждается в конце, например получает невесту или жениха. Любимая кошка, которая сидела в плену у телевизора, вышла гулять.

Волшебный помощник. Герой.

Вывод. И тот и другой - очень находчивый, изобретательный и предприимчивый. Но в сказке Ш. Перро кот все делает для своего хозяина, он волшебный помощник, а в сказке Л. Петрушевской - сам себе хозяин.

Цель: Отрабатывать умение читать выразительно, выражать свои эмоции.

В процессе сравнительного анализа сказки Л.Петрушевской со сказкой Ш.Перро «Кот в сапогах» выяснить вместе с детьми, что кот из волшебного помощника (каким он был в сказке Ш.Перро) сам превращается в героя (в сказке Л.Петрушевской).

Форма работы: фронтальная беседа, работа в парах.

Актуальность сказки.

-А теперь посмотри на сказку Л. Петрушевской с другой стороны. Актуальна ли она? Пояснение смысла слова актуальность.

Сколько времени ты проводишь у экрана телевизора и компьютера? А если бы родители разрешили смотреть все, что ты захочешь? Что волнует Л. Петрушевскую?

Как можно проводить свободное время?

Что нам предлагает кот из сказки Петрушевской? В какой момент изображен кот?

Ответы учащихся. Актуальный - очень важный в настоящее время.

Автора волнует, что мы находимся в плену у телевизора и компьютера, что из-за этого мы мало встречаемся, мало гуляем, что у нас мало живого общения.

Больше гулять, общаться, можно петь. В момент победы.

Цель: Выявить современную актуальную проблематику сказки.

Форма работы: фронтальная беседа.

Итог урока

Создавая образ своего героя, Петрушевская придерживалась законов сказочного жанра?

Какие еще признаки сказочного жанра, которые присутствуют в данной сказке, вы можете назвать? Исследователи литературы вы хорошо потрудились и заслуживаете награды. Девочки споют песню о коте, возможно из сказки Петрушевской.

Да, герой прошел испытания, победил чудовище - телевидение - и получил награду за свои подвиги, но испытания и чудовище современные.

Зачин, повторы.

Выставление оценок.

Исполнение ансамблем песни.

Цель: Подведение итога урока. Специфика сказки Петрушевской.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Перечитать, продолжить сказку ( что произошло бы потом , если бы телевизор отремонтировали).

Цель: развитие воображения, фантазии.



© 2010-2022